ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
К участницам антивоенных пикетов в Волгограде суды отнеслись предвзято, отказывали в вызове свидетелей и ходатайствах, отметили адвокаты. Активисты назвали задержания актом запугивания.
Как писал "Кавказский узел", 24 февраля в Волгограде прошли пикеты с призывом прекратить военные действия на Украине. Не менее 18 участников пикетов были доставлены в отдел полиции, от них потребовали объяснения. Полицейские отпустили после опроса участницу одиночного пикета в Волгограде Елену Шеину, а также большинство других задержанных после акций противников военных действий на Украине, сообщили активисты. Двум активисткам суд назначил штрафы, третьей - обязательные работы. 25 февраля полиция задержала волгоградскую активистку Тамару Гродникову, которая проводила одиночный пикет против военных действий на Украине. Вечером ее отпустили из полиции.
21 февраля Владимир Путин подписал указы о признании ЛНР и ДНР, а 22 февраля российский сенат разрешил ввести войска в Донбасс. Военная операция началась утром 24 февраля.
По мнению адвоката Марии Туровец Елены Каленской, суд предвзято отнесся к ее подзащитной, и "есть повод для обжалования" его решения. "Суд предвзято относился, учитывал презумпцию виновности по административному материалу, это безусловно. Но, тем не менее, назначил не штраф непомерный, а работы. Исходя из того, что суд признал ее виновной, он назначил достаточно гуманное наказание. Но с учетом того, что она невиновна, безусловно, нельзя такое допускать. Плюс она больше 12 часов провела в отделе полиции, а у нее дома маленький ребенок", – сказала Каленская 25 февраля корреспонденту "Кавказского узла".
Она также считает, что "суд формально подошел к рассмотрению дела, отказал в вызове свидетеля". "В основном это стандартное поведение суда при рассмотрении такой категории дел", – отметила при этом адвокат.
По ее словам, сотрудники правоохранительных органов замеряли расстояние между пикетчиками. "Вопрос в том, как они замеряли, как определялись координаты стоящих. Осуществляя задержание по признакам, предусмотренным определенными положениями статьи КоАП, они должны сначала как-то удостовериться. Если сотрудник ГИБДД останавливает человека с признаками алкогольного опьянения, он его направляет, то есть пишет о наличии признаков, которые оговорены в КоАП. А здесь они их сначала задержали. Им "показалось" – но что им "показалось", они не пишут, а сразу говорят, что есть группа заинтересованных лиц, они находились близко", – сказала Каленская.
Адвокат Дарьи Цыбиной и Ирины Солодовой Алена Максаева также не согласна с решением суда.
"Мы в любом случае будем его обжаловать. Если это понадобится – вплоть до ЕСПЧ. Сторона защиты считает, что состава не имеется, как у Солодовой, так и у Цыбиной. Суд отказал нам в двух ходатайствах – мы заявляли о вызове сотрудников полиции, чтобы проверить их слова, и о вызове прокурора, поскольку необходимо было исключить обвинительный уклон суда. Нам было отказано. Мы будем повторно заявлять эти ходатайства в апелляции", – рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По словам адвоката, сотрудники полиции предоставили в суде видео замера расстояния между пикетчицами. "Правда, видео было снято уже после того, как девочек забрали в отдел, и они там просидели несколько часов. В районе 22.00 вечера их привезли опять на место и якобы поставили там, где они стояли. Хотя там на видео одна из девушек говорит, что не стояла там. Это был осмотр, составлялся соответствующий акт", – отметила Максаева.
Адвокат сообщила, что решение суда будет обжаловано в течение 10 суток.
Мария Туровец рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что была задержана без применения силы. Ночь она провела в камере. "Там узкие скамьи, на которых трудно даже худеньким девочкам поместиться. Есть матрасы, но из-под бомжей. Оказалось, есть пристойные одеяла, но их сначала не дали. Холодно, вечный тусклый свет и гул. Это когда бомжи в соседней камере не буянят. Ну, и не кормили часов 13 с задержания. Задержание – ерунда, а вот от этих скамеек все ноги в кровавых синяках", – рассказала она.
Туровец отметила, что отказалась фотографироваться и сдавать отпечатки пальцев "без последствий". "Это не нужно, бессмысленно и незаконно", – считает она.
Ирина Солодова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что "задерживали корректно, но по надуманному поводу". "Потому что я стояла в одиночном пикете, а мне вменили участие в массовом мероприятии по предварительному сговору. Оставили в полиции именно потому, что статья арестная, несмотря на то, что у меня ребенок до 14 лет. С решением суда я не согласна, потому что никакой организации не было. Я пришла сама по себе и стояла в одиночном пикете, на который имею право по закону. А то, что я стояла на расстоянии меньшем, чем полагается по закону, то глаз у меня не рулетка. Я старалась стоять максимально далеко", – сообщила она.
Ирина пояснила, что стояла с антивоенным плакатом. "Вышла я потому, что не принимаю <...> как способ решения любых вопросов. Я считаю, что непременно нужно договариваться", – отметила она.
Дарья Цыбина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что ее "задерживали без применения силы, все адекватно". "Оставили в камере ждать суда, как мы поняли. До 02.00 утра заполняли протоколы, проводили допрос. Допрос отвратительный был, смеялись надо мной, читали лекцию на повышенных тонах. Без еды и сна такое тяжеловато терпеть, но я воспользовалась 51-й статьей и молчала. Камера была просто ужас – узкая, очень грязная, с двумя какими-то лежанками и без окон. С приговором не согласна. 20 тысяч штрафа за то, что ты стояла с плакатом против <...>, это нелепо", – сказала она.
Задержанная при проведении пикетов Елена Шеина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что всего на аллее Героев собралось человек 15. "Когда я подошла, там три парня стояли. Как таковой акции не было. Один мальчишка стоял с маленьким антивоенным плакатом: "Нет <...>!", двое с ним разговаривали. Потом подъехал УАЗик с мигалками. Ко мне подошел такой вежливый, сказал, что надо проехать "с целью вашей безопасности, так как могут быть провокации", – сообщила она.
По словам Шеиной, она два часа провела в полиции, давала объяснения. "Других задерживали так же, дали, наверное, отмашку <...> Конечно, это предупреждение, чтобы не выходили, акт запугивания небольшой. Но всех не запугают", – считает она.
Руслан Нурушев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что "было несколько одиночных пикетчиков – на аллее, на проспекте, у администрации". "Полиция сначала никого не "винтила", просто ходила, переписывала. Ближе к 19.00 люди стали подтягиваться, никакой акции не было. Мы стояли недалеко от пикетчиков, обсуждали Украину. Потом, видимо, пришла команда. Подошли к пикетчику, забрали под ручки. Потом подошли к нашей группе. Девушку забрали с бредовой мотивировкой. "У нас есть информация, что против вас готовится провокация или даже нападение». Сказали: "Заботясь о вашей безопасности, предлагаем проехать в отдел". Девушка говорила, что ей никто не угрожает, но ее взяли. И меня взяли. Мне сказали: "За участие в митинг"» <...> У нас более-менее корректно все было. Вчера (24 февраля) задержали человек 15. Опрашивали. Я долго пытался прояснить свой статус, мне сказали, что я свидетель. Я спросил: "Свидетель чего?". Держали нас два-три часа. Просматривали видеозаписи, видимо, поняли, что не тянет это на митинг. Потом сказали, что 12 человек отпустили, троих задержали", – рассказал он.
Надежда рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что проходила мимо пикетчиков и наблюдала за событиями с 19.30. "Там стояли две девушки с плакатами. Одну девушку Марию [Туровец] жестко задержали. Она стояла с плакатом: "Руки прочь от Украины". К ней подошли двое полицейских, попытались увести. Она уходить желания не изъявила, они ее потащили в автозак. Потом присоединился третий полицейский", – рассказала она.
Дарью Цыбину, по словам Надежды, просто "вели". "В целом задерживали только людей с плакатами, ссылались, что они стоят слишком близко друг к другу", – отметила она.
"При вменении указанных нарушений должны быть замеры расстояний между участниками одиночных пикетов проверенным измерительным прибором. При этом в постановлении пленума Верховного суда "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" есть пункты о том, что при определенных обстоятельствах совместное участие на определенной территории, объединенных единым умыслом и организацией нескольких одиночных пикетчиков может быть расценено как массовое мероприятие. На территории Волгоградской области установлено расстояние между участниками одиночных пикетов – 50 метров. Есть постановление Конституционного суда №4п от 2013 года, в котором говорится, что для разграничения одиночного пикетирования и пикетирования группы лиц и недопущения злоупотребления этим правом достаточно положения статьи 7 федерального закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", в соответствии с которым минимальное расстояние между пикетчиками определяется законом субъекта федерации и не может быть более 50 метров. При соблюдении 50-метрового расстояния исключается нарушение баланса свободы мирных собраний. То есть Конституционный суд сказал, что если соблюдаешь расстояние более 50 метров, то ты вообще свободен. Но кто считает метражи и измеряет расстояния – я ни разу не видел. Судебная процедура доказывания единства замысла и организации должна лежать на соответствующих должностных лицах. Суд должен оценивать, у кого и какой был умысел, как они организовались, кто и что делал при совместном пикетировании. Если не будет доказано какой-либо связки, то суд должен их оправдать, потому что в нашей стране одиночное пикетирование разрешено законом без каких-либо дополнительных согласований", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист Иван Иванов.
Он также добавил, что в протоколе должны быть все фото- и видеоматериалы, данные замеров, результаты исследований, используемые метрические средства, сертификаты об их проверке.
Новости о случаях преследования активистов собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Преследование активистов".
Материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Эхо Украины" на Кавказе".