ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Защита бывшего руководителя ОАО "Роснефть - КБТК" Валерия Карданова направила в Верховный суд Кабардино-Балкарии апелляционную жалобу на приговор. Отдельная жалоба подана на изменение меры пресечения и взятие его под стражу в зале суда. Защита считает приговор и задержание Карданова незаконными, неправосудными и подлежащими отмене.
Как писал "Кавказский узел", 15 февраля в Нальчикском городском суде был вынесен приговор бывшему главе Кабардино-Балкарской топливной компании Валерию Карданову. Суд оправдал его по обвинению в хищении 45 миллионов рублей и снял обвинение в подделке документов и хищении имущественного комплекса базы отдыха "Баксан". Однако его признали виновным в превышении полномочий при продаже базы отдыха "Баксан", и суд назначил Карданову четыре года колонии. Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями Карданову не предъявлялось, и он от этого обвинения не защищался, что нарушило его право на защиту, заявили адвокаты.
По версии следствия, Валерий Карданов, возглавляя Кабардино-Балкарскую топливную компанию "Роснефть", перевел на счета подконтрольных ему фирм-однодневок 45 миллионов рублей, а незадолго до увольнения оформил фиктивный договор купли-продажи базы отдыха "Баксан". Обвинения были предъявлены по статьям о мошенничестве, присвоении имущества и подделке документов, однако впоследствии последнее обвинение было снято в связи с истечением срока давности. Своей вины Карданов не признает. Документов, подтверждающих его вину, в деле нет, утверждает защита. Подробности об этом деле можно узнать из подготовленной "Кавказским узлом" справки "Дело Карданова: нефть и власть в Кабардино-Балкарии".
Из апелляционной жалобы, направленной в Верховный суд Кабардино-Балкарии, следует, что суд прямо в совещательной комнате предъявил Карданову новое обвинение и тут же, не дав ему возможности защититься от этого обвинения, осудил его.
"Карданов обвинялся в том, что он в 2011 году вступил в преступный сговор с Бозиевым Исхаком и совместно с ним путём фальсификации документов похитил у АО "Каббалкнефтепродукт" имущественный комплекс базы "Баксан". По результатам же рассмотрения судом он был признан виновным в том, что в период с 20 декабря 2000 года до 21 марта 2011 года расходовал денежные средства ОАО "Роснефть" - КБТК" на реконструкцию чужого имущества - базы "Баксан", принадлежащей на законных основаниях Бозиеву И.Х. Таким образом, суд признал Карданова В.З. виновным в преступлении, в совершении которого он не обвинялся, и которое существенно отличается от того, в чём он обвинялся", - говорится в апелляционной жалобе.
При этом, как указывается в жалобе, суд нашёл недоказанным и даже опроверг обвинение, ранее предъявленное Карданову.
Так, обвинение утверждало, что имущественный комплекс базы "Баксан" всегда принадлежал АО "Каббалкнефтепродукт", а договор купли-продажи этого комплекса от 19 декабря 2000 года и прочие документы были подделаны Кардановым. Эта фальсификация и составляла объективную сторону преступления, вменённого ему. Суд же установил, что в действительности обсуждаемый имущественный комплекс был продан Бозиеву И.Х. 19 декабря 2000 года, а договор купли-продажи и прочие документы, подтверждающие сделку, являются подлинными.
"Таким образом, суд де-факто установил отсутствие события преступления, ранее вменённого Карданову. Однако, вместо того, чтобы на этом основании оправдать подсудимого, прямо в совещательной комнате суд предъявил ему новое обвинение и тут же, не дав Карданову возможность защититься, осудил его", - говорится в Апелляционной жалобе.
По мнению адвоката Алауди Мусаева, подобные действия суда противоречат уголовному закону.
"В соответствии с п. 1, 3 части 1 статьи 299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает вопрос о том, доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый. Только в случае положительного ответа на этот вопрос суд решает, является ли это деяние преступлением и какой статьей УК РФ оно квалифицируется. Среди вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора, нет вопроса о том, имело ли место другое преступление, кроме того, в совершении которого обвиняется подсудимый. Выявлять иные преступления и квалифицировать их в соответствии с уголовным кодексом - не функция суда, ибо суд не является органом уголовного преследования", - прокомментировал ситуацию Алауди Мусаев.
Он сослался на постановление пленума Верховного суда РФ "О судебном приговоре", в соответствии с которым суд вправе изменить обвинение и квалифицировать действия подсудимого по другой статье УК, лишь при условии, если новое обвинение существенно не отличается от ранее предъявленного и поддержанного государственным обвинителем.
"Расходование средств ОАО "Роснефть-КБТК" на реконструкцию базы "Баксан" не вменялось в вину Карданову, и это деяние существенно отличается от обвинения в мошенничестве и по объекту посягательства, и по способу совершения преступления, и по времени его совершения, и так далее", - сказал Мусаев.
По его мнению, суд нарушил право Карданова на защиту: подсудимый не мог защищаться от обвинения, о котором узнал только из текста приговора. Также судом было установлено отсутствие события преступления, вменённого в вину Карданову, вследствие чего он подлежал оправданию.
Адвокат попросил Верховный суд отменить приговор Нальчикского городского суда от 15 февраля в отношении Карданова и вынести оправдательный приговор.
Отдельную жалобу защита подала на решение суда о взятии Карданова под стражу, не дождавшись вступления приговора в законную силу. Защита указывает, что вопрос о мере пресечения судом решён одним предложением: "В целях исполнения назначенного судом наказания, суд полагает необходимым до вступления приговора в законную силу действующую меру пресечения в отношении Карданова В.З. изменить на заключение под стражу, взяв его под стражу в зале суда".
По мнению защиты, оснований для изменения меры пресечения в отношении Карданова не было: он беспрекословно следовал любым указаниям суда, никак не препятствовал производству по уголовному делу, не пытался и не намеревался скрыться от суда. Кроме того, Карданову 65 лет от роду, он страдает рядом заболеваний, в связи с которыми и в ходе судебного процесса проходил лечение.
Адвокат подал в Верховный суд дополнительную жалобу по мере пресечения Карданову, в котором со ссылкой на статью 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод просит безотлагательно рассмотреть правомерности его заключения под стражу. "С учётом возраста и состояния здоровья Карданова В.З. прошу рассмотреть настоящую жалобу в кратчайший срок", - просит адвокат Мусаев.