ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жалобы 29 жителей Ингушетии на пытки и избиение ингушскими и чеченскими силовиками были рассмотрены сегодня Европейским судом по правам человека. Суд признал нарушение прав и свобод заявителей, а также отсутствие эффективного расследования со стороны следственных органов.
Как писал "Кавказский узел", в августе 2010 года Зураб Цечоев направил в Европейский суд по правам человека жалобу на нарушение статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод о запрете пыток, о праве на свободу и личную неприкосновенность и праве на эффективное средство правовой защиты. Бывший сотрудник ингушской общественной организации "Машр" утверждает, что в 2008 году его похитили и жестоко пытали люди, которых он считает силовиками, причем виновные так и не были найдены. В 2019 году ЕСПЧ принял его жалобу, а в 2020 году были направлены ответы на вопросы ЕСПЧ.
Власти России не стали оспаривать факт пыток. "Правительство России, отвечая на вопрос, можно ли расценить такое обращение как бесчеловечное, не стало спорить ни по фактам, ни по их интерпретации. Власти просто сказали, что поднимаемые в деле Цечоева вопросы являются давно установленной практикой, то есть молчаливо согласились с нашей позицией", — сообщила в 2019 году юрист Марина Агальцова, которая представляет интересы Зураба Цечоева.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес сегодня объединённое постановление "Сала Хамидов и другие против России". Дело касалось жалоб 29 жителей Ингушетии и Чечни на действия правоохранительных органов. ЕСПЧ признал, что в отношении части заявителей были применены пытки, другие заявители были подвергнуты бесчеловечному или унижающему достоинство обращению в нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В отношении части заявителей было также признано нарушение статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции в связи с незаконными задержаниями. ЕСПЧ присудил заявителям в общей сложности 822 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда, сообщил сегодня Правозащитный центр "Мемориал"*.
Интересы 28 заявителей представляли юристы Правозащитного центра "Мемориал"* Наталья Морозова, Татьяна Глушкова, Марина Агальцова и Иса Гандаров, сотрудничавшие с "Мемориалом" юристы Фуркат Тишаев и Докка Ицлаев, а также юристы Европейского центра защиты прав человека (EHRAC). Речь идёт о заявителях по жалобам "Цечоев против России", "Аушевы против России" и "Аспиев и другие против России", говорится в сообщении на сайте организации.
По жалобе "Цечоев против России" заявителем по делу выступал бывший сотрудник ингушской общественной организации "Машр" Зураб Цечоев. Его похитили из дома в станице Троицкой (Ингушетия) 25 июля 2008 года. Силовики пытками пытались заставить его признаться, что он отправил список имён сотрудников ФСБ на сайт Ingushetia.org. От него также требовали уйти из "Машра" и покинуть республику. Цечоева отпустили в тот же день, потребовав, чтобы он никому не жаловался на истязания. Зураб обратился к врачу — ему диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, перелом ноги, синяки и гематомы по всему телу. Также он подал заявление в правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, "однако расследование не было эффективным", указали правозащитники.
По жалобе "Аушевы против России" в ЕСПЧ обратились двоюродные братья Магомед Османович Аушев и Магомед Макшарипович Аушев, жители села Сурхахи Ингушетии. Жалоба касалась двух эпизодов: 17 июня 2007 года и 18 сентября 2007 года. Как утверждали заявители, 17 июня 2007 года сотрудники ФСБ окружили и обстреляли дом Магомеда Османовича Аушева, а затем задержали его и надели на голову черный пластиковый пакет. Силовики пытали Аушева электрическим током, прикладывая провода к пальцам ног, подвешивали его за руки и били дубинками по пяткам. После этого сотрудники отвезли его в лес, загнали в вырытую яму и угрожали убийством, требуя согласиться на сотрудничество с силовиками. Аушев согласился на сотрудничество, после чего его отпустили. Обращение в прокуратуру с жалобами на пытки не привело к уголовному делу, все жалобы на решение не возбуждать уголовное дело были отклонены, указано в пресс-релизе организации.
18 сентября 2007 года братья были задержаны на контрольно-пропускном пункте в пригороде Грозного, когда они возвращались на такси в Ингушетию. Первому заявителю сказали, что он будет наказан за нарушение своего соглашения о сотрудничестве, за жалобу на похищение и жестокое обращение в прокуратуру и за то, что рассказал свою историю средствам массовой информации. Силовики сожгли паспорта братьев, водительские права и мобильные телефоны, заявив, что они им больше не понадобятся., а также подвергли их пыткам. Аушевы пожаловались на жестокое обращение в прокуратуру Чечни, было возбуждено уголовное дело, которое было приостановлено без проведения эффективного расследования. Аушевы обжаловали это решение в национальные суды, но их жалобы были отклонены, говорится в сообщении.
По жалобе "Аспиев и другие против России" заявителями выступили 26 жителей села Али-Юрт в Ингушетии. Вечером 27 июля 2007 года неизвестные обстреляли здание ФСБ в городе Магасе. В результате нападения был убит один военнослужащий. По информации правоохранительных органов, нападавшие скрывались в селе Али-Юрт в Ингушетии. Утром 28 июля 2007 года группа военнослужащих прибыла в Али-Юрт на бронетранспортёрах и двух микроавтобусах "Газель" без регистрационных номеров. Военнослужащие врывались в дома заявителей и других жителей, вытаскивали людей и избивали их кулаками, ногами и прикладами автоматов. По словам заявителей, около 30 жителей, включая женщин, несовершеннолетних и пожилых людей, подверглись жестокому обращению со стороны военнослужащих. Около 19 человек были доставлены в Центральную больницу Назрани. Два человека были госпитализированы в московские больницы, указано в сообщении.
Заявители подали коллективную жалобу в прокуратуру Ингушетии, было возбуждено уголовное дело, которое передали для расследования в Военную прокуратуру Северо-Кавказского военного округа. В ходе расследования дела был установлен факт проведения спецоперации в селе Али-Юрт 28 июля 2007 года, однако виновные в избиении жителей села не были установлены и привлечены к ответственности. Расследование дела приостанавливалось и возобновлялось несколько раз, жалобы жителей на бездействие следствия в национальные суды были отклонены, указано в пресс-релизе правозащитной организации.
Дело "Сала Хамидов против России" касается избиения силовиками жителя села Знаменского Надтеречного района Чечни 25 мая 2000 года. "Полицейские напали на заявителя возле дома его сестры, избили его прикладами и посадили в машину, свидетелями этого были его родные. Как указано в жалобе, его избили, вырвали зубной протез и выбросили на окраине села, он получил множественные травмы. На следующий день прокурор Надтеречного района начал расследование по делу о хулиганстве в отношении неустановленных лиц в военной форме. Расследование многократно приостанавливалось и так и не привело к результатам, указано в сообщении на сайте ЕСПЧ.
Следствие не было проведено эффективно и не пыталось установить личности государственных служащих, причастных к жестокому обращению с заявителями, а также индивидуальные обстоятельства каждого инцидента, отметил ЕСПЧ в своем решении. "Суд находит такой подход со стороны национальных властей особенно неприемлемым. Игнорирование ответственности военнослужащих или сотрудников службы безопасности породило [у них] ощущение фактической безнаказанности в отношении представителей государства и сделало неэффективным на практике общий правовой запрет на пытки и бесчеловечное и унижающее достоинство обращение", - подчеркивается в решении, опубликованном сегодня на сайте суда.
Суд признал нарушение прав заявителей и назначил им компенсации в размере от 15 тысяч евро до 103 тысяч евро, указано в приложениях к решению суда на сайте ЕСПЧ.
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.