ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
60 человек, которые объявили голодовку в колонии Димитровграда из-за нарушения своих прав, прекратили протестную акцию, отчаявшись добиться результатов, сообщили родные осужденных и правозащитники. По факту нанесения себе увечий заключенными проводится проверка прокуратурой и Следственным комитетом, рассказали в ОНК Ульяновской области. Правозащитники документируют жалобы и готовят обращение в надзорные органы по факту дискриминации по религиозному признаку, рассказали в Комитете "Гражданское содействие"*.
Как писал "Кавказский узел", в тюрьме Димитровграда 13 апреля были избиты постящиеся заключенные, в основном выходцы из Чечни и Ингушетии. Об этом сообщил правозащитный проект Gulagu.net. Более ста человек объявили голодовку, сообщил руководитель проекта Владимир Осечкин. Акции предшествовал массовый протест нарушителей режима против обысков в камерах, изложило 15 апреля свою версию УФСИН по Ульяновской области. По данным ведомства, 12 осужденных в письменной форме объявили голодовку. Ульяновский омбудсмен, посетивший колонию, сообщил, что письменно о голодовке заявили 22 арестанта, еще 38 человек участвовали в протестной акции неофициально. 22 апреля стало известно, что голодовку в Димитровграде продолжают 60 заключенных.
Родственники осужденных, отбывающих наказание в тюрьме Димитровграда, сообщили 3 мая корреспонденту «Кавказского узла», что официальные, в том числе правозащитные структуры, искажают реальную ситуацию в колонии, чтобы увести от ответственности должностных лиц.
По словам матери одного из уроженцев Чеченской Республики, в тюрьме допускается нарушение установленных в исламе пищевых запретов, из-за чего заключенные отказываются принимать пищу. Кроме того, по ее словам, заключенным, исповедующим ислам, препятствуют в отправлении религиозных обрядов.
"Ситуация очень сложная, более 100 человек объявляли голодовку. Они прекратили ее 29 апреля, накануне праздника Ураза-Байрам, но не потому, что их условия выполнены, а поняв бесперспективность протеста", - сообщила она на правах анонимности.
По ее словам, сын рассказал, что заключенным мусульманам мешают поститься и допускают физическое насилие, не дают спать.
В колонию приезжали представители общины, родственники, которые встретились с начальством, однако все сводилось к обещаниям, что «ситуация исправится». «Боимся, что им опять надумают сроки. Сыну тоже причинили травмы. Он "вскрывался", многое мне не договаривает, но я узнала от третьих лиц, что ему досталось хорошо. Русский парень звонил с таксофона, рассказал, что до сих пор провоцируют их, не дают ни есть, ни спать <...> 29 апреля голодовку прекратили. Уполномоченный по правам человека из Чечни собирался к ним выезжать. Руководитель ОНК по Ульяновской области ходила к ним, сказала, что ссадин и синяков нет. Хотя мама парня, которого сильно побили, - она с ней общалась. А в СМИ и соцсетях сообщили, что он самый тяжелый и его повезли в городскую больницу. А ОНК при этом говорит, что «никаких ссадин нет, все хорошо». Сидельцы просят огласки, поскольку ни на что иное не надеются», - рассказала мать осужденного.
Она также сообщила, что осужденных вызывают для допроса сотрудники силовых структур. «Выборочно вызывают ребят. Дают понять, что с ними будет, если будут далее продолжать. Что отправят в более жестокую тюрьму, запугивают. Никто из них не выходит на связь <...> У некоторых осталось пять-шесть месяцев, чтобы выйти. Потому они не хотят писать ничего, хотят спокойно выйти», - сообщила родственница.
Ранее, отметила собеседница, в колонии были сносные условия. «Когда сына туда перевели, он сказал, что там гораздо лучше, чем в нашем регионе. Говорил, хоть бы его оставили там до конца срока», - заключила мать заключенного.
Правозащитники сообщили о фактах издевательств над заключенными
Основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что за последний год в колониях Ульяновской области скончались более десяти человек, кроме того, осужденные проводили массовые голодовки против суровых условий.
Факты дискриминации выходцев с Северного Кавказа в тюрьмах по религиозному признаку имеют место, заявил корреспонденту «Кавказского узла» координатор проекта помощи заключенным уроженцам Северного Кавказа Комитета «Гражданское содействие»* Оюб Титиев.
Правозащитник сообщил, что по поручению «Гражданского содействия»* в колонии работал ульяновский адвокат, который опросил за три дня восемь человек. «В последний раз адвокат был в 28 апреля, взял у них дополнительно заявление на представление их интересов в дальнейшем. Мы собираемся продолжать работать. Действительно, факты дискриминации, издевательств есть - и над религией, и над Кораном, и над нашими выходцами из северокавказских республик», - рассказал Титиев.
На просьбу прокомментировать высказывание чеченского омбудсмена Мансура Солтаева об отсутствии религиозной подоплеки в произошедшем в колонии Димитровграда, Титаев сообщил, что жалобы на такие злоупотребления и преступления задокументированы адвокатом непосредственно из уст потерпевших.
Омбудсмен Чечни Мансур Солтаев 19 апреля на встрече с родственниками заключенных подтвердил, что конфликт в колонии был, но "говорить о конфликте на межнациональной и межконфессиональной почве оснований нет". Также, по его словам, подтвердилось, что заключенные "вскрылись". "Почему это сделали - другой вопрос <...> Родственники не знают реально, что там было", - сказал он на встрече, добавив, что правовая оценка произошедшего будет дана в ближайшее время. Репортаж со встречи был показан в выпуске новостей на ЧГТРК "Грозный" и опубликован в Youtube.
Он также подтвердил, что голодовка в колонии прекращена не потому, что требования осужденных были выполнены, а за ее бесперспективностью. «Они видят бесполезность этой акции. Ничего не смогли этим добиться… Мы будем работать, несколько человек дали нам разрешение на публикацию персональных данных», - сообщил Титиев.
Он также отметил, что ранее из колоний Ульяновской области жалоб в «Гражданское содействие»* не поступало.
В «Гражданской инициативе»* корреспонденту «Кавказского узла» также сообщили, что на осужденных, которые ранее давали пояснения адвокату, оказывается давление, в связи с чем они были опрошены повторно. Сотрудник проекта помощи заключенным с Северного Кавказа также подтвердил, что на заключенных оказывалось физическое воздействие, унижались религиозные символы, нарушались пищевые запреты, а также им не оказывали должной медицинской помощи.
Адвокат Альберт Мифтахутдинов, посетивший пострадавших, сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что зафиксировал сообщения девятерых осужденных. Он также подтвердил информацию о проведении следственными и надзорными органами проверки по факту массового членовредительства в колонии Димитровграда.
«Я общался с девятью лицами. Они все голодали, кроме одного, который был помещен в ШИЗО ранее. Следственная проверка проводится в отношении сотрудников колонии. О ее результатах мне неизвестно. С заявлениями обращались многие. Я видел порезанные, перевязанные руки. Все началось с 13 апреля, когда проводились обыскные мероприятия, которые бывают в каждой колонии. Но они превысили [полномочия] <...> Некоторые услышали крики, шум, что кого-то бьют. И другие порезали себе руки, чтобы с ними подобного не произошло. Это обычная протестная акция в колониях. У восьмерых следы порезов я видел. Некоторые сами показывали - оснований не доверять у меня нет. Я общался с одним из парней, зашивших рты. У него губы были в зеленке. На момент разговора зашитым у него рот не был. Это было 28 апреля», - рассказал Мифтахутдинов, добавив, что "многим оказывали помощь, отводили в санчасть, перевязывали; одного даже отвели в больницу, поскольку порезы были слишком глубокие и на месте медпомощь оказать ему не могли".
Он также сообщил, что протесты в колонии связаны и с отсутствием нормального питания, пояснив, что в российских колониях рацион не формируют с учетом религиозного состава. Он также подтвердил - со слов осужденных - факты надругательств над религиозными символами.
Он также рассказал, что беспрепятственно попал в колонию, но снимать на видео не мог, поскольку это запрещено правилами. «Средства видеофиксации есть в коридорах колонии. Предоставлять их мне не обязаны, а омбудсмену предоставить должны. У адвоката иные функции», - заключил адвокат.
Руководство УФСИН инициировало следственную проверку в колонии
Члены Общественной наблюдательной Комиссии Ульяновской области посетили колонию в Димитровграде 26 апреля, сообщила корреспонденту «Кавказского узла» ее руководитель Ольга Баханова.
Она опровергла сообщения о каком-либо насилии по отношению к осужденным и информацию о порче религиозных текстов. "По поводу применения насилия - все происходило в коридоре, не в камере, а там со всех сторон видеокамеры, все запечатлено на видеокамеры. Все данные взяли прокуратура и СКР. Насколько знаем мы, фактов злоупотребления выявлено не было. Начальник заведения сказал, что с момента, как он приступил к работе, он вообще запретил сотрудникам иметь в руках какие-либо дубинки. Возмущение было по поводу того, что из одной из камер изъяли четыре телефона", - сообщила она.
Кроме того, по словам Бахановой, не подтвердились факты надругательств над религиозными символами и запрет на разговение в месяц Рамадан. "Фактов нет, видеокамеры не засвидетельствовали <...> Я так скажу, насколько я знаю руководство УФСИН, это настолько недопустимо, что это было бы вплоть до увольнения. У нас такая область, что руководство вероисповеданию уделяют большое внимание, считая, что верующий человек - это уже вставший на путь исправления», - сказала она.
На вопрос, ознакомились ли члены ОНК с кадрами с видеорегистраторов в день обыскных мероприятий в колонии, Баханова ответила, что ей об этом известно «со слов сотрудников». «Мы не видели записи с камер, но все камеры мы прошли. Я общалась с [осужденными]. Могу сказать, что наиболее серьезные [травмы] [один из осужденных] себе нанес, что его возили [в больницу]. Потому, что у него в камере нашли четыре телефона. Видимо, все они принадлежали ему, этого я не знаю. Но это информация от сотрудников УФСИН. Жалоб в адрес сотрудников УФСИН мне не поступило. То, что они [заключенные] говорили, я посчитала необходимым отразить в книге посещения ОНК. В камере, где находится [один из заключенных], мы написали, что там требуется косметический ремонт, а где [другие заключенных с Северного Кавказа] - там придраться не к чему», - сообщила Баханова.
Члены ОНК рекомендовали руководству колонии вывесить в камерах информацию о том, что положено передавать родственниками в передачах, сказала она. "И отразили такие же рабочие вопросы, что касается вопросов условий содержания, оказания медпомощи. По питанию у них не было вопросов, они сказали, что последние три месяца все изменилось к лучшему, все нормально. Часть заключенных были возмущены обыскными мероприятиями, а часть из солидарности подключились к голодовке. В камерах идеальная чистота. Мы встречались [с голодающими] - они прекратили голодовку. Одно дело - решать имеющиеся вопросы, а другое - решая их, наносить вред своему здоровью. Я призвала их, чтобы думали о своем здоровье и в первую очередь прекратили. После этого разговаривали с руководством учреждения, написали предложения и замечания. К [одному из голодающих] пригласили фельдшера из медчасти. Я попросила уделить отдельное внимание вопросам по здоровью и максимально постараться решить. А второй человек в тот же день должен был уже уходить на лечение", - сообщила Баханова.
Отбывающих наказание представитель ОНК охарактеризовала, как «адекватных». «Ребята вполне адекватные, нормальные. Не было ощущения злобности со стороны заключенных. А со стороны руководства у них только одно требование. Они так и заявляли, что нигде ничего не требовали, кроме соблюдения правил внутреннего распорядка, чтобы "от и до" все соблюдалось. Видимо, раньше были определенные послабления. У [руководителя УФСИН] единственное требование, на чем он очень жестко стоит - что все должно быть строго в соответствии с действующим законодательством и правилами внутреннего распорядка. Если это будет соблюдаться - не будет никаких нарушений, не будет и причин для голодовок», - сообщила руководитель областной ОНК.
Она также отметила, что проверка надзорных и следственных органов идет по инициативе самого УФСИН. «Сейчас идет доскональная проверка. Сразу же в тот день, когда это произошло, там было пять человек из прокуратуры, тут же подключился СКР. Это было до всех публикаций, когда вены себе [один из заключенных] попортил, УФСИН сообщил сразу в прокуратуру, чтобы по горячим следам. Этот начальник жесткий, он требует соблюдения закона, но все вопросы, он говорит: «Пожалуйста, смотрите, заходите, давайте разбираться». В тот день, когда это случилось, уже вечером там была прокуратура, на следующий день СКР, омбудсмен. Мы приехали чуть позже, но были на связи с родителями, с помощником по правам человека при начальнике УФСИН, вопрос был на контроле», - заключила председатель ОНК.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Facebook и Twitter, а без установки VPN - в Telegram. Также можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.