ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Одноклассник волгоградского подростка, обвиняемого в подготовке теракта, заявил в суде, что не считает себя потерпевшим и не слышал лично угроз от него. Большинство свидетелей обвинения узнали об обстоятельствах дела из СМИ уже после задержания подростка и впоследствии просто пересказывали обнародованную информацию, заявил адвокат Андрей Гордеев.
Как писал "Кавказский узел", 17 января военный суд в Ростове-на-Дону постановил выписать из психдиспансера в Новочеркасске волгоградского подростка, обвиняемого в подготовке теракта в школе, заменив ему меру пресечения на запрет определенных действий. Однако врачи не разрешили подростку покинуть учреждение, заявив, что решение суда в законную силу не вступило, сообщила мать подростка. Адвокату и матери волгоградского подростка, обвиняемого в подготовке теракта, удалось убедить врачей психдиспансера выполнить постановление суда о его освобождении.
14-летний школьник был арестован в июне 2020 года. Следствие решило, что он готовил убийство сотрудника школы и одного из учеников, для чего самостоятельно изготовил бомбу. Убедительных доказательств версии следствия нет, а выводы психиатра о невменяемости школьника вызывают сомнения, указывала защита. После пребывания подростка в областной психиатрической больнице №1 главврач учреждения выдал справку о том, что заключение экспертизы в отношении школьника не соответствует действительности, сообщил 3 сентября 2021 адвокат Андрей Гордеев. Ранее такое же мнение высказал адвокат Сергей Башбаков. "Мне непонятно, как его признали невменяемым. На мой взгляд, он вменяемый, обычный нормальный подросток", - сказал он.
В суде 11 мая был допрошен потерпевший - одноклассник обвиняемого, который давал показания вместе со своим законным представителем - отцом, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Андрей Гордеев.
"Он сказал, что не хотел быть потерпевшим по делу, и не понимает, как его вообще признали потерпевшим [...] Одноклассник не считает, что его права были каким-то образом ущемлены, что ему высказали какие-то угрозы. В протоколе допроса говорится, что мой подзащитный угрожал потерпевшему застрелить его из пневматического ружья. Раньше на основании этих слов собирались возбудить дело по статье о покушении на убийство, а потом решили, что этих высказываний достаточно для обвинения в терроризме. Но одноклассник сообщил сегодня (11 мая), что лично не слышал таких слов от моего подзащитного, якобы он услышал такие слова от кого-то в классе", - сказал адвокат.
От кого именно одноклассник это услышал, он не знает, но об этом факте знает следователь, который сначала наделил его статусом потерпевшего, а потом допросил по данным обстоятельствам, отметил Гордеев.
Одноклассник заявил, что ещё на стадии следствия не был согласен с решением следователя о наделении его таким статусом, но ему отказали, отметил Гордеев. "Ранее по делу он был свидетелем обвинения, и среди прочих одноклассников рассказывал о своих взаимоотношениях с моим подзащитным и другими детьми. Но позднее снова был вызван в следственный комитет, где был наделён статусом потерпевшего и дал показания о том, что мой подзащитный угрожал ему убийством из пневматической винтовки (воздушки), а он воспринял его слова серьезно и опасался последствий", - рассказал он.
Адвокат сообщил, что второй потерпевший, завуч, тоже узнала о ее готовящемся убийстве из "воздушки" от сотрудников Следкома уже после задержания подростка. "Интересно, что сам мой подзащитный об этом не знал", - отметил Гордеев.
С января удалось допросить около 10 одноклассников и столько же учителей, сказал он. "Допросы происходили с использованием системы видео-конференц-связи. Дело рассматривается в Южном окружном суде Ростова-на-Дону, а свидетели участвовали в судебных заседаниях из Волгоградского гарнизонного военного суда. Свидетели говорили обо всем и очень отдаленно об обстоятельствах уголовного дела. Большинство из свидетелей узнали об обстоятельствах из информации в СМИ уже после задержания моего подзащитного. Они добросовестно пересказывали суть воспринятой ими информации. Претензии учителей, в основном, были ко внешнему виду учеников - одежде, причёске и желании выделиться. Причем многие из допрошенных преподавателей констатируют, что спустя два года с момента задержания моего подзащитного такой внешний вид уже никого не удивляет - множество учеников школ ходят на занятия с длинными причёсками и крашенными волосами. Отчасти судебный процесс местами походил на педсовет. Хотя следует отметить, что материалы дела вскрыли множество современных проблем, имеющихся в системе образования", - рассказал адвокат.
Потерпевшими по делу признаны завуч, два одноклассника и представитель администрации, сказал Гордеев. "Если школа действительно была бы взорвана, то администрации был бы причинен материальный вред, размер которого представитель администрации пояснить не может", - отметил он.
По словам адвоката, его подзащитный "не отрицает факта изготовления бомбочек, подробно рассказывая из чего он их делал и как, сколько раз их взрывали с одноклассниками и друзьями, одни из которых являются в настоящее время потерпевшими, а другие - свидетелями обвинения". "При этом он отрицал ранее и отрицает в настоящее время изложенную следствием версию о намерении использовать данную бомбочку весом около 80 граммов для подрыва школы и убийства двух и более лиц", - сказал Гордеев.
На судебном процессе обвинение представило в качестве доказательств "множество допросов свидетелей и потерпевших, протоколы следственных действий, осмотры мест происшествия и осмотры предметов, переписки в соцсетях", отметил он.
"Сторона защиты выскажет свои комментарии в прениях", - сказал адвокат.
Очередной судебное заседание намечено на 23 мая, процесс близится к завершению, уточнил он.
Мать обвиняемого пожаловалась на тяжелое материальное положение
Мать подростка Юлия Бочарова сказала корреспонденту "Кавказского узла", что мера пресечения, назначенная ее сыну - "запрет определённых действий, за ним следит ФСИН и он ходит с электронным браслетом на ноге".
"Мы живём на съемной квартире в Ростове-на-Дону. Сын учится в лицее, но на семейном обучении, сам ходит в школу и сдаёт промежуточную аттестацию, готовится к сдаче ОГЭ. Сбор средств для адвоката проводила Надежда Сидорова из «Открытого пространства» в феврале. На февраль этих денег хватило. Больше сбора средств не было, помогали неравнодушные ребята из Ростова-на-Дону. Адвокат работает на выезде, это дорого. Материальное положение тяжелое, можно сказать, выживаем. Адвокат постоянно работает в долг. Я даю объявление в газете объявлений как частное лицо, мою окна, дома, коттеджи, квартиры, вот так и живём", - рассказала она.
В апреле о сборе помощи для оплаты услуг адвоката объявили в Telegram-канале проекта "Солидарность". "Даже небольшая сумма поможет [школьнику] и его родителям в борьбе за справедливость", - говорится в сообщении от 9 апреля. В нем отмечается, что каждое заседание обходится родным обвиняемого минимум в 18,5 тысячи рублей.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки подготовки к убийству, говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 31 марта, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла". В документе отмечается, что в 2018-2020 годах под воздействием идеологии "колумбайн*-сообществ" у подростка сформировалось убеждение о допустимости использования "насильственных методов террористического характера в целях дестабилизации деятельности органов власти".
Семиклассник решил совершить взрыв на территории школы №61 в Волгограде в сентябре 2020 года "и иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, с помощью самодельного взрывного устройства", сказано в постановлении.
Инструкцию по изготовлению самодельных взрывных устройств подросток нашел в интернете, затем изготовил дома самодельное взрывное устройство осколочного действия по типу ручной гранаты. Тротиловый эквивалент взрывчатого вещества, используемый во взрывном устройстве, составил 0,35 грамма, масса взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте составила 30,74 грамма, говорится в постановлении.
Напомним, ранее подросток пояснил, что собирался взрывать изъятые у него бутылки с зажигательной смесью и бомбы на пустырях ради развлечения. Родители подростка настаивают, что самодельные взрывные устройства, собранные их сыном, "даже кошку убить не могут", а экспертиза бутылок с бензином и техническим маслом показала, что это не "коктейли Молотова". Обвинения в подготовке убийства они назвали безосновательными - подросток находился на домашнем обучении, в школу не ходил и не имел конфликтов со сверстниками и учителями.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* международное молодежное движение "Колумбайн" признано террористическим и запрещено в России.
**21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.