ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Прохожие подходили к заместителю главного редактора "Черновика" Магомеду Магомедову, который проводил одиночный пикет в поддержку Абдулмумина Гаджиева в Махачкале, интересовались судьбой журналиста, а водители поддерживали пикетчика сигналами, сообщили коллега и мать Гаджиева.
Как писал "Кавказский узел", коллеги Абдулмумина Гаджиева регулярно проводят на пересечении улиц Гамзатова и Дахадаева в центре Махачкалы одиночные пикеты в его поддержку, на которых также требуют остановить преследование журналистов и освободить политзаключенных. 13 июня коллеги Гаджиева на пикетах напомнили, что журналист был задержан три года назад, и призвали освободить его. Они отметили разную реакцию прохожих на акции. По слова организаторов одиночных пикетов, одни прохожие поддерживали пикетчиков, другие старались не обращать на них внимания.
Журналист "Черновика" Абдулмумин Гаджиев, а также глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев обвинены в финансировании терроризма. Следователи считают, что они собрали для террористов 68 миллионов рублей и 200 тысяч долларов под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. Следствие связывает подсудимых с дагестанским проповедником и основателем исламского фонда "Мухаджирун", известным как Абу Умар Саситлинский (Исраил Ахмеднабиев), который объявлен в розыск по делу о терроризме. Гаджиев настаивает на своей невиновности, а его коллеги считают преследование журналиста давлением на него.
Одиночный пикет в поддержку дагестанского журналиста Абдулмумина Гаджиева 20 июня прошел в центре Махачкалы на пересечении улицы Дахадаева и проспекта Гамзатова рядом с комплексом зданий МВД и УФСБ Дагестана.
Заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов на пикете потребовал освободить Гаджиева из-под стражи и прекратить его уголовное преследование. Рядом с местом проведения одиночного пикета находились родственники Гаджиева и его коллеги, пришедшие понаблюдать за одиночной акцией, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сам пикетчик.
По словам Магомедова, реакция со стороны прохожих и водителей, как всегда, была на высоком уровне. Многие прохожие подходили и спрашивали, как о самом Гаджиеве, так и о том, как обстроят дела с уголовным делом в отношении него, сказал журналист. Среди интересовавшихся были и туристы, и местные жители, сказал он.
Проведению одиночной акции никто не препятствовал, отметил Магомедов.
Прохожие и водители автомобилей, проезжавших мимо места проведения одиночной акции, очень активно реагировали на одиночный пикет, подтвердила корреспонденту "Кавказского узла" мать Абдулмумина Гаджиева.
Она рассказала, что посылки журналисту отправляет каждый месяц, каких-либо проблем с их получением у Гаджиева в ростовском СИЗО нет.
Супруга Кемала Тамбиева Лаура Курджиева рассказала, что в ростовском СИЗО до сих пор действует запрет на свидания. Запрет сохраняется до особого распоряжения начальника СИЗО, сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
"Свидания не дают до особого распоряжения начальника СИЗО. Суд дает разрешение на свидание, но СИЗО не дает [не разрешает свидание]", — пояснила Курджиева.
По словам супруги Тамбиева, последнее судебное заседание по уголовному делу супруга, которое она посетила, проходило 2 июня. В рамках судебного заседания, которое состоялось в этот день, в качестве свидетеля защиты выступила мама Кемала Тамбиева, сказала Курджиева.
Супруга Тамбиева сказала, что каких-либо проблем с получением посылок у ее супруга нет.
Защиту обнадежило решение суда назначить повторную экспертизу статей Гаджиева
Адвокат Абдулмумина Гаджиева Арсен Шабанов положительно оценил решение суда удовлетворить его ходатайство о проведении психолого-лингвистической экспертизы статей Гаджиева.
На заседании суда 17 июня Южный окружной военный суд удовлетворил ходатайство защиты Абдулмумина Гаджиева, обвиненного в финансировании терроризма, о проведении комплексной экспертизы статей журналиста.
То, что суд отказал защите в проведении экспертизы в том учреждении, которое она предлагала, не должно повлиять на конечный результат экспертизы, считает адвокат.
Шабанов пояснил, что суд назначил государственное экспертное учреждение вместо коммерческого, которое предлагали защитники. "Если государственное учреждение вынесет экспертизу в нашу пользу, то это будет еще лучше", — отметил он. Защитник выразил уверенность, что экспертная оценка будет вынесена в пользу позиции защиты.
Коллега Гаджиева Магомед Магомедов также положительно оценил разрешение суда провести комплексную психолого-лингвистическую экспертизу.
Основное обвинение в адрес Гаджиева заключается в том, что журналист взял интервью у Исраила Ахмеднабиева, обнародовал это интервью, и тем самым он привлек читателей к финансированию благотворительных фондов, которые тем самым поддерживали террористов, напомнил он.
Магомедов считает, что следователь сделал такие выводы "не понятно из чего". Для таких выводов необходимо экспертное заключение, нужны соответствующие знания, а этими знаниями следователь не располагает, сказал он.
"Необходимо, чтобы это интервью и другие публикации были изучены экспертами, чтобы они указали, какие конкретно строчки, в каком конкретно понимании и как повлияли на читателя, чтобы тот принял для себя решение начать финансировать фонды Абу Умара Саситлинского [Исраила Ахмеднабиева] и, соответственно, террористическую деятельность", — заявил Магомедов.
В обвинительном заключении утверждается, что своими статьями в газете "Черновик" Абдулмумин Гаджиев "распространял среди населения идеи необходимости отделения республик" Северного Кавказа "и установления на этой территории норм шариатского правления", что он пытался "воздействовать на сознание людей с целью их вовлечения в участие в деятельность террористической организации", наталкивал "читателей на необходимость отказа от светского образа жизни для <…> подготовки к необходимости и решимости создания теократического государства, в том числе насильственным способом", сообщал ранее Арсен Шабанов. В федеральном списке экстремистских материалов Минюста ни одна из 26 упоминаемых в обвинительном заключении статей Гаджиева на 12 января 2022 года не числится. Притом, что 25 из них находятся в открытом доступе на сайте "Черновика" и сейчас. А одна из списка — "Это посланник Аллаха!" (газета "Черновик", №13 от 06.08.2018)" — скорее всего ошибка прокуратуры — дублирование другой одноименной статьи. На самом деле практически все публикации Гаджиева посвящены тому, что мусульманам нужно самообразовываться, глубже постигать вопросы, связанные с экономикой, семейными отношениями, с правилами поведения в обществе, отметил Шабанов.
Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования московского журналиста Ивана Голунова, заявили участники онлайн-дискуссии, состоявшейся на "Кавказском узле" 27 июня 2019 года. Более подробно о деле Гаджиева можно узнать в материале "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.