ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Обыски в офисах "Международного Мемориала"* и Правозащитного центра "Мемориал"* проводились с процессуальными нарушениями, а изъятие оргтехники было необоснованным, указали правозащитники в совместной жалобе в ЕСПЧ.
Как писал "Кавказский узел", 4 марта силовики провели многочасовые обыски в офисах Правозащитного центра "Мемориал"* и "Международного Мемориала" в Москве, а также в комитете "Гражданское содействие"* и изъяли технику и документы. Обыски связаны с делом обвиняемого в экстремизме правозащитника Бахрома Хамроева, который 17 лет назад работал в "Гражданском содействии"* и является членом, но не сотрудником Правозащитного центра "Мемориал"*. Обыски по делу Хамроева стали предлогом, чтобы получить доступ к документам "Мемориала"*, предположили правозащитники.
28 февраля апелляционная коллегия Верховного суда России оставила в силе решение суда первой инстанции о ликвидации "Международного Мемориала"*, и оно вступило в силу. 5 апреля суд в Москве оставил в силе решение о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал"*. 17 июня команда Правозащитного центра "Мемориал"* сообщила о создании общественной организации "Центр защиты прав человека "Мемориал" (без образования юридического лица).
"Международный Мемориал"* и Правозащитный центр "Мемориал"* подали в ЕСПЧ совместную жалобу на обыски, прошедшие в их офисах 4 марта, сообщил сегодня Центр защиты прав человека "Мемориал" в своем Telegram-канале "Полный ПЦ 2.0".
"Тогда сотрудники УФСБ изъяли несколько компьютеров, ноутбуков, флешек, жёстких дисков и других носителей информации, в том числе принадлежащих лично сотрудникам, а также визитную карточку Бахрома Хамроева и его членский билет. В одном из зданий силовики взломали сейф, в другом разрисовали стены буквами Z и V, а также оставили надпись: "Мемориал — всё". Юристы, представляющие "Мемориалы", указали, что у следственных органов не было причин изымать и удерживать устройства хранения данных", — говорится в публикации.
Обыск "был проведён с многочисленными грубыми нарушениями уголовно-процессуального законодательства", отметили правозащитники. "К участию не были допущены ни исполнительный директор или председатель правления, ни адвокаты, было повреждено имущество (сейф), изъяты предметы, не имевшие отношения к подозреваемому, включая личную технику сотрудников. Кроме того, Правозащитный центр "Мемориал"* в своей жалобе напомнил, что обыски в помещениях правозащитных организаций могут проводиться только в исключительных случаях и исключительно на основании судебного постановления (аналогично обыскам в помещениях адвокатов, поскольку правозащитные организации выполняют аналогичные функции на постоянной и профессиональной основе и должны обеспечивать конфиденциальность информации, предоставляемой доверителями)", — отмечается в сообщении.
20 и 27 мая Мещанский райсуд Москвы отклонил жалобы "Мемориалов" на обыски, заявив, что "проверка законности и обоснованности действий следователя относится исключительной к компетенции суда, рассматривающего уголовное дело по существу, и не образует предмета судебного контроля", пояснил "Мемориал".
"В жалобе в Европейский суд по правам человека организации сослались на статью 8 о праве на уважение частной жизни и статью 1 Протокола 1 о защите собственности. Они указали, что права, гарантируемые статьей 8 Конвенции, могут толковаться как включающие право на защиту не только личного жилища, но зарегистрированного офиса или других коммерческих помещений организации. Оба "Мемориала"* в жалобе заявили, что обыск представлял собой вмешательство, не являющееся необходимым в демократическом обществе", — говорится в публикации.
Ссылаясь на Протокол 1 о защите собственности, юристы, представляющие "Мемориалы"*, указали, что у следственных органов не было причин изымать и удерживать устройства хранения данных. "Содержащаяся в них информация не имела практического значения для уголовного дела в отношении Бахрома Хамроева. Кроме того, конфискация и дальнейшее удержание устройств подорвало способность заявителей осуществлять свою профессиональную деятельность из-за потери доступа к устройствам, профессиональному программному обеспечению и клиентской информации, а также банковским счетам в Интернете. Из практики ЕСПЧ следует, что изъятие и удержание электронных устройств для хранения данных не имеет оснований, если сами устройства не были объектом, орудием или продуктом какого-либо уголовного преступления. Ввиду этого продолжающееся удержание изъятых электронных устройств представляет собой несоразмерное вмешательство в право организаций на беспрепятственное пользование имуществом", — приводится в публикации позиция правозащитников.
Материалы о судах над "Мемориалами" и протестах против преследования правозащитников собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Ликвидация "Мемориалов"*".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* организация внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ликвидирована по решению суда.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.