ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Дагестане проводится аудит оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, которых в республике больше тысячи. Необходимо построить 233 ФАПа, еще 456 нуждаются в капитальном ремонте, сообщил Минздрав Дагестана. Ключевыми проблемами дагестанских ФАПов является плохое оснащение и нехватка специалистов, отметил руководитель "Монитора пациента" Зияутдин Увайсов.
Как писал "Кавказский узел", 12 июля глава Совфеда Валентина Матвиенко раскритиковала Минздрав Дагестана за ввод в эксплуатацию не оснащенных должным образом фельдшерских пунктов. В Москве осведомлены о проблемах в регионах, а претензии к дагестанским чиновникам показательны, и потому никто из них наказан не будет, заявили просмотревшие ролик с критикой Матвиенко пользователи соцсетей.
10 июня на сайте федерального телеканала вышел репортаж о фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) в Дагестане. В нем было сказано, что многие ФАПы не имеют оборудования, из-за чего медперсонал лечит пациентов словно в условиях XIX века. 14 июня следователи в рамках проверки фельдшерско-акушерского пункта в Цунтинском районе возбудили уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
В Дагестане функционируют 1003 фельдшерско-акушерских пункта, которые обслуживают 696 040 человек, говорится в ответе пресс-службы министерства здравоохранения республики на письменный запрос "Кавказского узла". По поручению Минздрава Дагестана во всех республиканских ФАПах проводится аудит оснащения, отмечается в комментарии пресс-службы ведомства.
"Проверка будет завершена ориентировочно к 20 июля 2022 года, когда анализ всего перечня медицинского оборудования в ФАПах районов РД позволит обновить информацию по качеству оснащения фельдшерско-акушерских пунктов республики", – отмечается в ответе Минздрава Дагестана.
Ведомство также отметило, что руководители медучреждений республики предупреждены, что "неожиданные и внеплановые проверки качества оказываемой медицинской помощи, в том числе должного содержания и оснащения ФАПов, будут проводиться Минздравом на постоянной основе".
"Результаты таких проверок при обнаружении нарушений будут передаваться в правоохранительные органы", – отмечается в ответе на письменный запрос "Кавказского узла".
В настоящее время республика нуждается в строительстве 233 фельдшерско-акушерских пунктов, а из уже существующих 456 нуждаются в капитальном ремонте. "Состояние многих из них, десятилетиями не имевших ремонта, оценивается как ветхое", – говорится в ответе министерства.
При этом ведомство отмечает, что ранее ФАПы открывались в "подсобных помещениях со скудным оборудованием", и сейчас они отнесены к категории ветхих, ведется их поэтапная замена. "В более поздние годы с введением государственных программ стали появляться типовые сооружения с необходимым инвентарем – такие ФАПы устанавливались в 2012, 2014, 2015 годах", – говорится в ответе.
Согласно ответу Минздрава, в последние годы ФАПы строятся по современным модульным технологиям, они "компьютеризированы и обеспечены всем необходимым перечнем оборудования в соответствии с программой модернизации первичного звена здравоохранения". В рамках этой же программы до 2025 года запланировано строительство 109 фельдшерско-акушерских пунктов, 24 врачебных амбулаторий, двух участковых больниц и четырех поликлиник. Также на этот период намечен капитальный ремонт 279 медицинских организаций и реконструкция 23 медицинских организаций. На период 2021-2022 годов намечено строительство 53 ФАПов, двух врачебных амбулаторий, трех поликлиник, а также проведение капитального ремонта и реконструкции 65 медицинских учреждений.
Руководитель правозащитной организации "Монитор пациента" Зияутдин Увайсов подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что фельдшерско-акушерские пункты находятся в ведомстве министерства здравоохранения Дагестана, так как фельдшерско-акушерские пункты относятся к больницам, а те, в свою очередь, находятся в ведомстве Минздрава Дагестана. Поэтому содержание, оснащение и контроль за работой ФАПов – это сфера ответственности регионального Минздрава.
Увайсов отметил, что проблема функционирования ФАПов заключается не только в том, что некоторые из них расположены в старых зданиях, нуждающихся в ремонте. Одной из ключевых проблем дагестанских ФАПов правозащитник назвал отсутствие должного оснащения, а также отсутствие специалистов. "У нас, к сожалению, построят что-то капитальное, а потом надо его поддерживать, следить за тем, чтобы работало, как полагается – эта работа не ведется. Я подозреваю, что тут имеет место коррупционная составляющая", – предположил Увайсов.
По его мнению, строить новые ФАПы по совокупности неэффективно, лучше сохранять уже имеющиеся ФАПы, содержать их в надлежащем состоянии, чем строить новые.
По словам Увайсова, проверки в ФАПах должны осуществляться в постоянном режиме, что сейчас не делается. Ведомство должно в текущем времени знать, в каком ФАПе какая проблема присутствует, а проверки ФАПов должны осуществляться планово и часто, отметил он. "У них цели на сбор проблем нет. У них цель отчитаться, что все хорошо, и работа ведется", – считает Увайсов.
Он отметил, что ведомство должно иметь определенные данные о существующих проблемах ФАПов. Такой статистики у них нет, а собирают они ее посредством жалоб, которые поступают на те же ФАПы.
Увайсов считает, что министерство здравоохранения должно обозначать имеющиеся проблемы перед обществом. "Если нет финансирования, то обозначать это и перед обществом, и перед вышестоящим руководством", – отметил он. Такая открытая отчетность, по мнению правозащитника, позволила бы снизить, снять ответственность с ведомства и найти реальных виновных в проблемах. "Они (министерство здравоохранения Дагестана) должны вести мониторинг всех проблем, в том числе и по ФАПам, и говорить о том, какие именно проблемы есть, и какое решение они применяют. Общество должно знать все это", – считает Увайсов.
Особо Увайсов отметил существующую проблему с кадрами. По его мнению, решение этой проблемы лежит в соответствующей зарплате, чтобы у медицинского работника было желание пойти работать в ФАПы, которые находятся преимущественно в сельской местности.
Увайсов отметил, что согласно одной из таких программ сельским врачам выделяют миллион рублей. Однако это не такие большие деньги, если учесть, что специалист должен в таком случае отработать в сельской местности пять лет. Если разделить эту сумму на количество месяцев, в течение которых врач должен проработать в селе, то получится 18 тысяч рублей в месяц. Увайсов считает, что государство должно придумать программы для дополнительного финансирования специалистов, изъявивших желания работать в ФАПах в сельской местности. "Должны быть такие условия и такая оплата труда, которые позволяют людям работать и привлекать туда достаточно специалистов", – отметил Увайсов.
Отметим, что в июне 2010 года по итогам заседания Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвящённого ситуации на Северном Кавказе президент Дмитрий Медведев дал поручение до октября того же года разработать комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования малокомплектных школ и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах в труднодоступных горных районах и сельской местности Северо-Кавказского федерального округа.
Максим Шевченко, руководитель рабочей группы Общественной палаты по развитию общественного диалога институтов гражданского общества на Кавказе, предложил создать целевую программу по развитию системы здравоохранения в горных районах республик Северного Кавказа. "На что жаловались люди во всех республиках Кавказа – это деградация системы здравоохранения. К сожалению, точно так же – автономные бюджетные учреждения. Не всякое село, не всякий горный аул может похвастаться сегодня фельдшерским или медицинским пунктом. И это, мне кажется, тоже может быть поводом для какой‑то целевой программы в регионе. Потому что такие вещи для людей являются наиболее значимыми при их отношении, не скрою, к федеральной власти", – сказал Шевченко.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.