ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Супруги Дарья Андреева и Илья Никоноров из Георгиевска, оштрафованные по статье о дискредитации российской армии, вынуждены были уехать из России из-за давления со стороны силовиков. Поводом для давления стало расклеивание активистами листовок с пацифистскими высказываниями, сообщила Дарья Андреева.
Как писал "Кавказский узел", 2 августа МВД по Ставропольскому краю сообщило, что двое жителей Георгиевска оштрафованы за дискредитацию армии. Суд счел расклеивание листовок двумя жителями Георгиевска дискредитацией вооруженных сил и назначил им штрафы в 30 тысяч рублей.
4 марта была введена административная ответственность за дискредитацию вооруженных сил России, после чего критики российской спецоперации на Украине в России, в том числе на Ставрополье, стали подвергаться преследованию по этой статье (20.3.3 КоАП РФ). Часть 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ предусматривает для граждан штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, часть 2 (те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий) – до 100 тысяч рублей. Основная опасность новой статьи КоАП в том, что повторное нарушение в течение года подразумевает уголовное преследование, сказал в марте краснодарский адвокат Михаил Беньяш.
Согласно информации на сайте Георгиевского горсуда, Дарья Андреева и Илья Никоноров стали обвиняемыми по двум административным делам каждый – по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ и части 1 статьи 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника силового ведомства). За неповиновение силовикам им были назначены аресты на четверо суток. Решение по делам о дискредитации армии были вынесены 14 июля, решения по делу о неповиновении силовикам – 10 июня.
По словам Дарьи Андреевой, в отношении нее и ее мужа Ильи Никонорова был составлен протокол лишь по одному эпизоду: согласно документу, в "конце марта", причем точная дата не указана. Речь шла о расклейке листовок только на одном доме Георгиевска и на досках объявлений, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Андреева. Она заверила, что акций было больше, но по этим случаям протоколы не составлялись.
Первые листовки имели пацифистскую тематику с критикой спецоперации на Украине. К содержанию этих листовок у силовиков претензий не было, оперативников, по словам Андреевой, "триггернула" наклейка с пацифистской надписью и с перечеркнутым портретом высокопоставленного представителя российской власти.
10 июня в квартиру Андреевой пришли силовики с обыском, продолжила активистка. "Во время обыска угрожали мужу – сроками, физической расправой, что подкинут что-нибудь, один из следователей не давал нам находиться в одной комнате, чтобы мы не могли разговаривать и что-то обсуждать. Там была куча нарушений, но фиксировать мы ничего не могли, да и не были уверены в своем положении, так как об обыске не дали сообщить никому, и по факту мы были одни в окружении силовиков", – рассказала Андреева.
После обыска девушку и ее мужа задержали и доставили в отдел, где стали допрашивать. "Мужу угрожали электрошокером, побили, но не сильно, чтобы, скорее, запугать, нежели "выбить" какую-то информацию. У меня такого ничего не было, только угрозы с манерной улыбочкой… Нам грозила статья 20.3.3 КоАП РФ, но она не арестная, поэтому [силовики] заранее подготовили еще один протокол – по статье 19.3 КоАП РФ, но об этом мы узнали только вечером после допроса. В окончательном протоколе написали помимо прочего, что мы пытались убежать после обнаружения листовок", – сказала Андреева.
В решениях суда указано, что Андреева и Никоноров во время обследования в их квартире попытались скрыться бегством. "На неоднократные законные требования [силовиков] остановиться не реагировала, сопровождала выражениями грубой нецензурной брани, продолжала убегать. После чего её остановили и применили к ней физическую силу (загиб руки за спину)", – говорится, в частности, в решении суда по делу Андреевой, опубликованном на сайте суда. То же самое написано и в постановлении суда по делу Никонорова. Оба активиста, согласно тем же решениям суда, вину не признали, заявив, что нецензурной бранью не выражались, и согласились добровольно проехать в отдел силовой структуры.
После выхода из-под ареста супруги решили уехать из России. "В отделе были постоянные угрозы, да и мы не дураки, и в курсе, как и что можно на статью натянуть и на какую. Даже тех материалов, что у них были, вполне достаточно", – прокомментировала Андреева.
По дороге в Москву в поезде чету сопровождали сотрудники одной силовой структуры, которые по прибытии "вытащили из поезда и прямо сказали, что мы на контроле", продолжила активистка.
"Денег не было на переезд совсем, так как после обыска ничего не осталось, сбережения у нас хранились в криптовалюте на [изъятых] компьютерах. Объявили сбор, друзья очень помогли, фонд, помогающий уехать из России, оплатил билет на самолет, "Ковчег" предоставил номер на две недели в другой стране", – рассказала Андреева.
На суде 14 июля супруги не присутствовали, решение не получили, так как оно высылается по почте, а забрать его они не могут. Тем не менее, Андреева заявила, что хочет решение обжаловать. В какой стране находятся активисты, девушка не сообщила.
Андреевой и Никонорову по 26 лет, детей у них нет. Супруги работают дизайнерами, подрабатывают репортажной съемкой. Оба супруга являются политическими активистами с 2017 года. По признанию самой Андреевой, с того времени "они участвовали во многих предвыборных кампаниях: и волонтерами, и внутренними сотрудникам, в том числе на выборах в Госдуму".
"Были в штабе Любови Соболь (Соболь была юристом Фонда борьбы с коррупцией* (ФБК* признан в России иностранным агентом и экстремистской организацией), Минюст России внес саму Соболь в реестр СМИ-иноагентов, – прим. "Кавказского узла"), после его закрытия – у Литвинович (правозащитница Марина Литвинович была кандидатом в депутаты Госдумы от партии "Яблоко", – прим. "Кавказского узла"). Участвовали во многих митингах, зимой во время массовых протестов тоже задерживали несколько раз", – рассказала Андреева, отметив, что ранее уже получала штраф за участие в одной из протестных акций, а ее супруг – штраф и арест.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* Алексей Навальный – организатор ФБК, организации, которая включена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Организация также признана судом экстремистской и запрещена на территории России. Штабы Навального признаны экстремистскими организациями, по решению суда их деятельность прекращена. 25 января Росфинмониторинг внес Алексея Навального в реестр экстремистов и террористов.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.