ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Как писал "Кавказский узел", 29 июля Генпрокуратура потребовала отменить постановление правительства Ставрополья, разрешающее застройку горы Машук. Введенные изменения не отвечают требованиям законодательства и фактически полностью отменяют запреты на хаотичную застройку памятника природы, указало ведомство. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров отменил постановление, согласно которому разрешалось строительство на горе Машук, выполнив требования прокуратуры и ставропольских экоактивистов.
Постановление краевого правительства вызвало протесты гражданских активистов. 26 июля Валентина Величкина, приехавшая в Москву, чтобы передать жалобу на действия губернатора Ставрополья президенту и генпрокурору, была задержана во время пикета на Манежной площади. Активистка просила отменить постановление краевых властей, которое разрешает вырубку деревьев на горе Машук. В своей жалобе на действия губернатора Ставропольского края Валентина Величкина указывала, что в связи с подписанным Владимировым документом на Машуке может быть построено большое количество "объектов капитального строительства", что "повлечет за собой утрату деревьев, растений, животных, а также может изменить выходы минеральных вод на поверхность". Полицейские не нашли правонарушений в действиях Величкиной.
Власти Ставрополья в очередной раз попытались найти лазейку для строительства на горе Машук, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист Георгий Легкобитов.
"Ситуация на горе Машук давно находится на особом контроле прокуратуры края и Генеральной прокуратуры. Почему на контроле Генеральной – много лет наши прокуроры отчитываются, что предпринимают меры для снятия социальной напряженности, вызванной нарушением законности на Кавминводах. Год за годом прокуратура выносит представления по устранению нарушений или идет в суд, чтобы обязать чиновников исправить нарушения, связанные с охраной горы Машук. Машук – это одновременно особо охраняемый объект и территория федерального значения, национальное достояние и особо охраняемая природная территория (ООПТ) краевого значения. Финт с Положением о памятнике природы гора Машук, разрешившим всё, – это перчатка, брошенная в лицо прокурору и суду, обязавшим Минприроды края принять охранный документ. По закону это паспорт. В нем досконально прописаны каждый охранный объект, количество ящериц, жучков, птиц, растений, кому это передается под охрану. И вот, Минприроды России и края решили, что прокуроры разницу между охранным паспортом и положением, которое разрешает делать все что угодно, не заметят. Заметили", – сказал Георгий Легкобитов.
Минприроды России ранее уже поддерживало инициативы, направленные против экологии Кавминвод, напомнил Легкобитов. "Минприроды России и директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России Ирина Маканова ранее поддерживали уничтожение ООПТ Ставропольского края. Именно Маканова в 2020 году от имени Минприроды России подала кассационную жалобу на решение Третьего апелляционного суда, признавшего недействующей часть 8 статьи 4 краевого закона №33-кз, которым чиновники Ставрополья сами себе разрешили лишать особой охраны ООПТ края, через эту лазейку застраивать и лишать особой охраны зоны санитарной (горно-санитарной) охраны Кавминвод", – указал он.
Юрист пояснил причины создания заказника Бештаугорский. "Эта афера тянется с 2001 года, от губернатора Черногорова. В СССР, чтобы дополнительно защитить зоны санитарной охраны КМВ, на горах-лакколитах Пятигорья, содержащих множество источников, еще в 1961 году создали памятники природы. В СССР режим охраны хоть краевого памятника, хоть всесоюзного – был законом для всех. В 2001 году (краевые власти) прямо по границам памятников природы создали заказник Бештаугорский, в 2008 году из него вычленили Машукское лесничество с памятником природы гора Машук, и застраивают его. Не замечая неотмененных охранных грамот с 1960 и 1970 годов, запрещающих любые действия на нем, нарушающие естественное состояние природы. В 2016 году Владимиров отменил постановление Черногорова 2001 года о создании заказника Бештаугорский, в котором с 2008 не было памятника природы гора Машук, и тут же создал в этих же границах заказник Бештаугорский-2016. Сделали это специально, чтобы обойти запрет части 3 статьи 10 №406-ФЗ 2013 года, запрещающей изменять границы ООПТ и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 года", – сказал юрист.
По мнению Легкобитова, назвать отмену постановления правительства Ставропольского края точкой в этой истории нельзя. "Как показывает практика, (с теми, кто заинтересован) в уничтожении лечебно-оздоровительной местности не в состоянии тягаться даже президент Путин. С 2001 года ни один его указ, поручение сохранить эту нашу уникальную местность, предоставить ему программу ее сохранения не исполнены. Я не сказал "курорты". Дело в том, что курорт – это сосредоточение зданий разного назначения, (их) можно построить даже на свалке. А лечебно-оздоровительная местность – это природная фармацевтическая фабрика, производящая уникальные природные лекарства, которые доставляют на курорт, где ими лечат людей методиками, разработанными НИИ Курортологии. Так вот. Этот режим с 2000 годов фактически убил науку курортология. Раздробили на коммерческие забегаловки, новых открытий, новых методов лечения нет. А лечебный потенциал КМВ до сих пор до конца не изучен! Разве это выгодно нынешнему руководству России?" – заключил собеседник.
Как таковой вырубки на Машуке в июле не было, пояснил экоактивист Андрей Фокин. "Оперативно совершить эковыезд не представилось возможным, поэтому я могу исходить только из той информации, которая мне поступала в личных сообщениях в соцсетях. Исходя из этого, там начинали пилить валежник. Но в процессе использования тяжелой техники – а это, напомню, все-таки особо охраняемые природные территории, где запрещен проезд транспорта с двигателями внутреннего сгорания, – были повреждены, и тому есть фото- и видеосвидетельства, небольшие деревца, поросль, то есть подлесок. Тут ущерб особо не рассчитать", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Фокин напомнил, что до сих пор не удалось добиться привлечения к уголовной ответственности тех, кто в этом же Бештаугорском заказнике, но в другой его части, в Железноводске, вырубил деревья зимой 2021 года. "Вот уже полтора года прошло, и мы до сих пор не видим, чтобы кто-то был привлечен к уголовной ответственности. Хотя уголовное дело и было возбуждено, (...) но это дело в отношении неопределенного круга лиц. Хотя известны многие детали – имя одного из исполнителей, госномер автомобиля, на котором завозились в ООПТ бензопилы, – природоохранная прокуратура и полиция эти данные знает. Тогда приезжали представители WWF России, и с их помощью детально был определен нанесенный ущерб. Это тоже всё было передано в природоохранную прокуратуру и в полицию. Правда, когда стала считать природоохранная прокуратура, то у нее число спиленных деревьев и сумма ущерба оказалась меньше. Но и эта сумма до сих пор ни с кого не взыскана, не привлечены к ответственности те, кто совершил это нарушение. На фоне этого (активисты) уже на любую бензопилу, на любое хотя бы подозрение, что идет какая-то вырубка или что-то, очень нервно реагируют. И это оправданно", – добавил Фокин.
Он отметил, что речь идет об участке Машука от места дуэли Лермонтова и Поляны песен в сторону лагеря "Машук". "До вырубки, благо, не дошло, благодаря (действиям активистов). На мой взгляд, администрация Пятигорска с этими бензопилами и этими своими неаккуратными действиями в зоне ООПТ повела себя неправильно, но они действовали в тот период, когда постановление губернатора еще было актуально, поэтому, они, наверное, могут ссылаться на то, что в тот период такая хозяйственная деятельность в зоне ООПТ была юридически возможной. Но это постановление изначально было противозаконно! И мы об этом говорили. Поэтому привлечь к ответственности администрацию Пятигорска было бы неплохо", – заключил Фокин.
30 июля Фокин сообщил что направил жалобу на решение местных властей разрешить вырубку деревьев на горе Машук в администрацию президента России, но оттуда жалобу перенаправили в Главное управление Генпрокуратуры по СКФО и ЮФО. Те жалобы, которые администрация президента спускает в компетентные органы, имеют особый статус, отметил адвокат Евгений Черноусов.
Эксперт по особо охраняемым природным территориям и сотрудник Greenpeace Михаил Крейндлин заявил корреспонденту "Кавказского узла", что назвать отмену постановления окончательной победой сложно.
"Этих постановлений было уже много. Их принимают, отменяют, принимают, отменяют. И они наверняка постараются придумать что-нибудь еще, судя по тому, как губернатор и его команда пытаются хоть как-то эти участки то вырезать из заказника, то есть памятника природы, и всё это по суду отменили, потом они пытались через изменение режима – и это опять не прошло. Они пытались менять закон федеральный, они пытались менять закон региональный – это было оспорено, они опять поменяли – это опять оспорили. Поэтому назвать это абсолютной победой – я бы так не сказал, но то, что это безусловный успех и что это еще раз показало, что эти попытки властей края получить возможность строительства на территории памятника природы и заказника "Бештаугорский" – незаконны. Но, видимо, там завязаны очень большие деньги, и они пока не готовы отказаться от попыток что-нибудь придумать. Надеюсь, эти попытки будут столь же безуспешны", – сказал Крейндлин.
Представители Greenpeace также планировали обращаться в прокуратуру по поводу постановления. "Мы просто не успели это сделать, успели только публично высказать нашу позицию. Я очень рад, что обошлось без нас. Но мы, естественно, следим за этим, и, если будет еще что-то, мы будем в это вмешиваться", – уточнил Крейндлин.
По его словам, ведомство. которое призвано оберегать ООПТ, не выполняет эту функцию. "Очень неприятно, что Минприроды России, которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику по регулированию в сфере ООПТ, заняло такую позицию – согласовало проект этого постановления. Это очень плохо и показательно, что вместо того, чтобы защищать охраняемые территории, министерство идет на согласование таких незаконных действий. К счастью, в данном случае прокуратура принципиально встала на позицию закона", – заключил собеседник.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.