ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Никита Котляров, который находится в колонии в Волгоградской области, не получает положенную медицинскую помощь, состояние его здоровья ухудшается, рассказала его мама. Ей не удалось добиться обследования сына специалистами обычной больницы на платной основе. Суд отказал колонии, где отбывает наказание Котляров, во взыскании материального ущерба за лечение после членовредительства.
Как писал "Кавказский узел", 7 сентября 2021 года суд в Волгограде отказался признать незаконным заключение о медосвидетельствовании Никиты Котлярова, на основании которого ему отказали в освобождении. Котляров жаловался на тяжелое заболевание, но комиссия решила, что его состояние здоровья позволяет ему остаться в колонии. В мае стало известно, что Котляров потребовал признать незаконным отсутствие реакции руководства колонии в Волгоградской области на его жалобы относительно условий содержания и выплатить ему компенсацию в 100 тысяч рублей. Котляров содержится в холодной и тесной камере без необходимого ему лечения, указала мать заключенного. 9 августа колония, где находится Котляров, подала иск о взыскании с него материального ущерба за лечение после членовредительства. Адвокат заявил, что Котляров вынужден был так поступить, чтобы добиться допуска врача.
Никита Котляров был осужден 22 августа 2016 года на восемь лет лишения свободы по статье 228 части 3 Уголовного кодекса РФ "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств…". В апелляционном определении Волгоградского областного суда от 8 декабря 2016 года отмечается, что Котляров признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств в значительном размере. 15 октября 2015 года в Михайловке Котляров незаконно сбыл за 2 тысячи рублей "покупателю", действующему под контролем сотрудников Михайловского МРОН УФСКН России по Волгоградской области в рамках оперативно-разыскного мероприятия "проверочная закупка", пакет с наркотическим веществом, которое, согласно справке об исследовании и заключению эксперта, является наркотическим средством массой 45 граммов. Свою вину молодой человек не признал. Освобождается Котляров 19 октября 2023 года.
Светлана Котлярова сообщила 29 августа корреспонденту "Кавказского узла", что ее сын не совершал инкриминируемого ему деяния. По ее словам, "единственное, что он сделал – то, что приказал ему рецидивист: пошел и взял коноплю, которую тот [рецидивист] спрятал". То есть, по ее мнению, Никита мог быть посредником, а не сбытчиком наркотиков, но судья не учел этот факт.
По словам матери, состояние здоровья Никиты постоянно ухудшается: у него образовались синяки на ногах (возможно, из-за тромбоза), скачет кровяное давление, вес тела снизился на 12 килограммов. Никита – инвалид второй группы. При этом до заключения, по словам Светланы Котляровой, ее сын не имел хронических заболеваний.
Правозащитник Григорий Михнов-Вайтенко расследует ситуацию с медицинским обслуживанием Никиты Котлярова в местах лишения свободы. Корреспонденту "Кавказского узла" он рассказал, что несколько хронических заболеваний (болезни сердца, желудочно-кишечного тракта) и инвалидность второй группы Котляров получил, находясь в заключении.
"До заключения молодой человек был здоров. Тюремная система несет ответственность за его нынешнее состояние. Именно в заключении он заразился туберкулезом, который, в числе других заболеваний, и стал причиной его инвалидности", – считает правозащитник.
Светлана Котлярова также утверждает, что ее сын до заключения под стражу был здоров. Она готова доказывать это, опираясь на имеющиеся у нее медицинские документы.
По словам женщины, диагноз "туберкулез" был поставлен ее сыну экспертами туберкулезной больницы №1 (ТБ-1) при ЛИУ-15. Начальник филиала ТБ-1 19 июня 2019 года письменно информировал Котлярову, что ее сыну поставлен диагноз "инфильтративный туберкулез S 1-2 левого легкого в фазе распада".
Два года Никита Котляров проходил лечение от туберкулеза в ЛИУ-23 в городе Урюпинске. Туберкулез и ряд других заболеваний стали причиной предоставления Никите Котлярову инвалидности второй группы.
16 августа 2022 года Котлярова доставили из ИК-19 в лечебное исправительное учреждение №15 (ЛИУ-15) для "снятия с него инвалидности второй группы". Результаты этой комиссии пока Котляровым неизвестны. По утверждению Котляровой, ее сына "ни в колонии, ни в медико-санитарной части не лечат, его состояние ухудшается".
"Когда его привезли, я была у сына, увидела его состояние. Он похудел до 50 кг, ноги покрыты огромными синяками. Скорее всего, тромбоз. "Тебя били"? – спрашиваю. Говорит: "Нет". Давление поднимается до 150 и резко падает до 90. "Не знаю, – говорит, – с чем это связано, теряю сознание, воздуха не хватает, боли в сердце". Спрашиваю: "Тебе оказывают медпомощь?" Говорит: "Нет", – рассказала Котлярова.
Мать и сын приняли решение о проведении платного медицинского обследования. Выбрали волгоградскую больницу №25, расположенную недалеко от ЛИУ-15. "Любой заключенный имеет право на медпомощь за свой личный счет", – отметила Котлярова.
Котляровой не удалось провести платное обследование сына
16 августа 2022 года женщина заключила договор с больницей №25 на оказание платных медицинских услуг. Заплатила более 17 тысяч рублей. По договору заключенный Никита Котляров должен был быть доставлен в больницу в период с 16 до 23 августа. В день заключения договора Никита и его мама отправили заявления начальнику ФКУ ЛИУ-15 с просьбой доставить под конвоем заключенного Котлярова в больницу №25 для платного обследования. Во время регистрации заявлений, по словам Светланы Котляровой, она столкнулась "с хамством и агрессией".
"Не знаю причину агрессии. В итоге его не привезли. Со мной созвонились работники медцентра, спрашивают, когда доставите сына. Стала звонить в колонию. Но там не отвечают. Ни в медчасти, ни у начальника. Не знаю причину, почему его не привезли", – рассказала мать осужденного.
Котлярова обратилась за помощью в региональную Общественную наблюдательную комиссию. Там ей сообщили, что по ее заявлению ОНК связалась с руководством ЛИУ-15, где им пояснили, что заявлений от Котляровых о конвоировании Никиты в больницу №25 не получали. Тогда Светлана Котлярова поехала в медико-санитарную часть №34 ФСИН России. "С трудом туда пробилась. Сначала меня восприняли с агрессией. Потом нормализовали общение. Сказали, что заявлений от нас к ним не поступало. Главврач отмахнулся от меня и ушел. Его подчиненные сказали мне, что со мной свяжутся, но ни разу не позвонили. И сами трубки не берут. Два дня обрывала им телефон", – возмутилась Светлана Котлярова.
Во время посещения медсанчасти Котлярова встретилась с сыном. Она отметила, что его состояние значительно ухудшилось. "Синяки его стали багрово-синие. У меня, говорит, не проходит давление. Он потерял 12 килограммов веса", – рассказала собеседница. Сфотографировать состояние сына ей не удалось из-за запрета.
Светлана Котлярова рассказала, что поездки из Михайловки в Волгоград очень дорого обходятся семейному бюджету. У женщины двое детей и два внука, на иждивении больная мама. Сейчас семья находится в тяжелом материальном положении.
Суд отказал колонии во взыскании с Котлярова материального ущерба
Котлярова также заявила, что Никита в колонии постоянно подвергается наказаниям "за малозначительные проступки". Его часто помещают в помещение камерного типа (ПКТ) и ШИЗО. Сейчас у него накопилось 30 подобных взысканий. Постоянные придирки и наказания, отсутствие лечения и тяжелый физический недуг, по словам Котляровой, привели к тому, что ее сын порезал себе руку. Случилось это 14 апреля 2021 года.
В августе 2022 года руководство ИК-19 подало иск на возмещение материального ущерба по лечению Котлярова после членовредительства. В документе сообщается, что заключенный "причинил умышленный вред своему здоровью путем пореза левого предплечья саморезом от светильника". Первую медпомощь ему оказали в филиале МСЧ №4 ФКУЗ МСЧ №34 ФСИН России. В иске содержится просьба "в результате совершения акта умышленного причинения вреда своему здоровью и к образовавшимся в связи с этим затратами на его лечение" взыскать с Никиты Котлярова 1041 рубль 53 копейки. Если бы Котляров проиграл суд, то должен был бы оплачивать эту сумму из собственных пенсионных средств – из сбережений, которые, по словам матери, Никита копил на свое лечение.
"Он им ущерб нанес тем, что они на него потратили перекись водорода и йод. Факт членовредительства был. Это было, когда мы 5 апреля 2021 года подавали в суд по статье 81 УК РФ "Освобождение от наказания в связи с болезнью". Сын сообщил, что к нему тогда применили спецсредства, издевались. В ПКТ он не мог опустить нары. Боли были сильные. Руки поднять не мог. Сутки провел без сна, сидя на полу. Он был тогда на обезболивающих. Весил меньше 50 кг. В ужасном был состоянии. Медработник к нему не подходил", – рассказала Светлана Котлярова.
Адвокат Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург" Леонид Крикун с 2020 по 2021 годы был защитником Котлярова в судебном процессе по освобождению его от наказания в связи с имеющимся у него "комплектом заболеваний". Крикун пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что в ходе того процесса медицинское обследование его подзащитного проводилось "с грубыми нарушениями".
"Тогда обследование жутким образом было проведено. Мы это обжаловали в двух процессах, обжаловали не только результаты, но и процедуры этих обследований. Но наши суды приняли решения не в пользу моего подзащитного", – заметил адвокат.
19 января 2021 года мать осужденного Светлана Котлярова направила в Суровикинский райсуд просьбу освободить сына в связи с тяжелым состоянием его здоровья. Общественная наблюдательная комиссия и областное УФСИН заверили, что жалобы Котлярова на тяжелые условия содержания безосновательны. 19 апреля Суровикинский суд решил оставить Котлярова в колонии, Волгоградский областной суд подтвердил это решение. Защита усмотрела признаки фальсификации в заключении о состоянии здоровья Котлярова.
Суд по иску колонии к Котлярову состоялся 23 августа в судебном участке №34 Михайловского судебного района. На заседании присутствовали мировой судья, его секретарь и Светлана Котлярова, представлявшая сына в качестве защитницы. От истца на суде никого не было. При этом Светлану Котлярову не оповестили заранее об этом судебном заседании.
"Если бы я сама себя не заявила, то все было бы на стороне ИК-19. Мне [в суде] предложили: лучше эту сумму уплатите, а то они адвоката наймут, и вам за адвоката придется платить <...> Но мои доводы были такими: ИК-19 и медицинская часть – разные организации. Ущерб для ИК может быть только материальный – за инвентарь, например, а никак не за оказание медпомощи, которая вообще в стране бесплатная и оказывает ее МСЧ-34", – рассказала Котлярова.
Женщина также отметила важный нюанс. Еще до членовредительства Никите Котлярову установили диагноз – склонность к подобным поступкам. За ним должен был постоянно наблюдать психолог. Но, по словам матери осужденного, такого наблюдения "совсем не было".
Юридическую консультацию Светлане Котляровой, как защитнице Никиты в этом суде, предоставил адвокат Леонид Крикун. Он сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что акт членовредительства Никита совершил из-за того, что таким способом он хотел добиться встречи с тюремным врачом. Предыдущие попытки были тщетны. И он пошел на крайний шаг. "После этого [членовредительства] врач появился, и он [заключенный Котляров] смог с ним как-то пообщаться по своему основному заболеванию", – сказал адвокат.
Крикун также отметил, что Светлана Котлярова пересказала ему фрагмент ее общения с судьей на предпоследнем заседании. «Судья еще до вынесения судебного решения, говорил Светлане Котляровой, что он четко уверен, что иск обоснован и законен. В прениях я подготовил для Светланы Котляровой речь, [как представителю ее сына, КУ], где указал, что исправительная колония у нас не является медучреждением и вообще не имеет права оказывать медпомощь. А если оказала, то нарушила закон. То есть деньги за незаконную деятельность взыскивать не имела права», - сообщил адвокат.
Леонид Крикун пояснил, что в пункте 2 статьи 102 Уголовно-исполнительного кодекса РФ действительно прописана возможность взыскания с заключенного затраты на его лечение, если тот сам нанес вред своему здоровью. Но так как лечением в местах лишения свободы занимается медико-санитарная часть, то и иски о взыскании затрат должны попадать в суд от имени их руководства, а не от руководства колонии.
23 августа мировой судья судебного участка №34 Михайловского судебного района вынес решение: "В удовлетворении исковых требований ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области к Котлярову Никите Дмитриевичу о взыскании материального ущерба отказать в полном объеме".
Светлана Котлярова также рассказала, что ее сын только в этом году, когда ему исполнилось 25 лет, смог закончить школу. Руководство колонии также не удовлетворило его прошения об определении на работы и на получение какой-либо рабочей специальности. "Не понимаю, почему к нам такое отношение", – возмутилась Котлярова.
"Мелкой пакостью" назвал судебный иск руководства колонии к Котлярову правозащитник Григорий Михнов-Вайтенко. "Они больше денег потратили на бумагу и ее доставку в суд", – считает он.
Ситуация с Котляровым весьма показательна
По словам правозащитника, ситуация, в которой оказался Никита Котляров, весьма показательна для современной тюремной медицины России – в ней "скрывается системная ошибка". "Если в гражданской медицине работают контрольные организации, которые выявляют врачебные ошибки, то в тюремной медицине такого нет. Там контроль "свой", внутренний: сами лечим, сами себя контролируем. И эту цепочку нужно разорвать", – заявил он.
Этого можно добиться, по его мнению, путем альтернативного медицинского обследования и лечения заключенных в гражданских медицинских учреждениях. Но и эти возможности порой нельзя использовать из-за противодействия руководства колоний и тюремных медработников. "Такой возможностью попыталась воспользоваться Светлана Котлярова. И мы видим нулевой результат. Ее сына и в застенках не лечат, и в гражданской больнице лечить не дают", – сказал Григорий Михнов-Вайтенко.
Адвокат Леонид Крикун, в свою очередь, также заявил о нарушении права заключенного Никиты Котлярова на медицинское обслуживание, в том числе на медицинское обслуживание на платной основе. Он также указал на несовершенство тюремной медицины, которое выражается, в том числе и в том, что администрация УФСИН "крайне негативно относится" к возможностям альтернативного медицинского обслуживания заключенных в медицинских учреждениях "на воле".
"Это повсеместное явление, потому что для того чтобы заключенного вывезти в вольную больницу, необходим конвой, а это для них обременительно. Поэтому они всеми способами этому препятствуют... Обследование в медучреждениях вне системы УФСИН ставит под сомнение их компетенцию, и понятно, что они всеми возможными способами будут препятствовать альтернативным медобследованиям", – заявил адвокат Леонид Крикун.
Адвокат отметил, что "у заключенных такие же права на оказание им медицинской помощи, как и у вольных граждан". "В том числе они имеют право и на лечение на платной основе в гражданских медучреждениях. Права эти часто нарушаются. В этом отношении тюремная медицина с каждым годом у нас становится все хуже и хуже", – подытожил адвокат.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.