ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Протесты против частичной мобилизации на Кубани практически сошли на нет, что связано как с ужесточением законодательства, так и с оттоком протестных масс, считает журналист Андрей Гусий, комментируя попытку поджога военкомата в Горячем Ключе. Протестные настроения сохраняются у небольших групп населения на фоне нейтрального отношения к власти большинства, отметил политолог Геннадий Подлесный. В стране наблюдается поляризация общества, на этом фоне некоторые из страха дальнейшей эскалации ситуации совершают необдуманные поступки, заявил общественный деятель Алексей Тодоренко.
Как писал "Кавказский узел", 6 октября неизвестный поджег здание военкомата в Горячем Ключе, сотрудникам удалось потушить огонь до приезда пожарных. 8 октября СМИ сообщили о задержании подозреваемого в поджоге военкомата.
Динамика протестов в Краснодарском крае на фоне объявленной частичной мобилизации свидетельствует о снижении из интенсивности, считает региональный редактор РИА «ФедералПресс» Андрей Гусий.
«Динамике протеста в период мобилизации снизилась. Я бы даже сказал, что протест в шестимиллионном Краснодарском крае именно по этой теме фактически сошел на нет. Понятно - есть новое законодательство, есть отток традиционно протестующих, есть вообще смена отношения к протесту, его форматам. Это был вопрос времени. Мы бы все равно неизбежно пришли к такому стечению обстоятельств. К слову, на этом фоне интересно смотрится, например, экологические протесты, которые аполитичны и показывают, что именно волнует жителей», - рассказал Гусий 10 октября корреспонденту «Кавказского узла».
Он отметил, что до попытки поджога не поступало каких-либо сообщений о каких-либо нарушениях в работе военкомата в Горячем Ключе. «Может быть, не попадалось в лентах новостей <...> Проблемы с мобилизацией схожи от региона к региону и вряд ли укладываются в местные решения, скорее, есть системная проблема, которую подчеркнул и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Который, пожалуй, описал все наиболее точно – она идет так, как должна идти, если ее не проводили десятки лет. Механизм скрипит и требует смазки, но работает», - отметил собеседник.
Сам поджог военкомата не стал уникальным для региона событием, отметил Гусий. «Это не уникальный, но и не системный случай. Все такие события никак не влияют на мобилизацию, не влияют на спецоперацию, а только добавляют осужденных по вполне себе предсказуемой статье. Я напомню, ответственность была и до спецоперации за такие поджоги», - заявил политолог.
Ранее в регионе были случаи порчи автомобилей сторонников спецоперации. «Порча машины с буквой Z, как мне кажется, очень близка к расистскому поведению. Один человек получает расходы, порчу имущества, а иногда и здоровья – только потому, что его мнение не совпадают с мнением другого <...> Говоря о протесте, надо отметить, что теперь он перестал быть протестом: порча машин - это <...> порча имущества, поджоги - порча имущества, срыв плаката, как и надписи на стенах - вандализм», - считает собеседник.
При этом, отметил Гусий, какой-либо эскалации конфликта - пусть даже в таком виде - не наблюдается. «Вспомните, например, 2019 год, года ранее. Тогда протест – митинги и прочее – воспринимались правительством, купировались. Сейчас это просто повод для работы МВД», - заключил Андрей Гусий.
В стране отсутствуют площадки для дискуссий по щекотливым вопросам
Участники подобных протестных акций могут мотивироваться извне, так как в Краснодарском крае нет внутренних факторов, которые могли бы провоцировать противостояние с властями, считает директор АНО "Центр прикладной социологии и политологии", член Общественной палаты Краснодарского края Геннадий Подлесный.
«Протеста населения нет. Есть протест отдельных групп, которые сами по себе инициируются, по-видимому, из-за рубежа. Потому что внутренних факторов, чтобы противостоять власти, не имеется. 99% граждан либо поддерживают власть, либо к ней относятся нейтрально. И только очень небольшая группа лиц пытается создать видимость противодействия власти. Что у нее получается крайне плохо», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Поджог военкомата в Горячем Ключе собеседник связал лишь с наличием в кубанских городах таких мотивированных групп активистов. «Это связано с наличием или отсутствием в этих населенных пунктах групп активистов, которые пытаются создать видимость наличия протеста. Самое громкое событие, которые только могло быть – поджог коврика у здания ФСБ. Человека тут же скрутили полицейские. Дело в том, что военкоматы сейчас на острие общественного мнения, поскольку мобилизация идет через них. Потому самый простой способ привлечь внимание к какой-то акции – провести ее против здания военкомата. Почему против здания? Потому что ничего против сотрудников военкомата не делалось», - отмечает собеседник.
14 июня в Краснодаре мужчина бросил в здание краевого управления ФСБ "коктейль Молотова", в результате загорелся коврик для ног около входа. Подозреваемого в попытке поджога задержали полицейские и передали его работникам ФСБ. При себе у него нашли тюбики с синей и желтой краской. При этом подозреваемый не пытался скрыться и смотрел, как горит коврик у здания. В августе ему предъявлено обвинение в совершении теракта и вандализме.
Проблема отсутствия дискуссии в обществе по общественно-значимым вопросам присутствует, однако в случае с противоправными действиями речь не идет об альтернативном мнении, поскольку такой способ не способствует самой дискуссии, отметил эксперт. «Для наличия дискуссии нужна дискуссионная площадка. Но в Краснодаре я таких не видел, чтобы на одной площадке встречались и те, кто за [СВО], и те, кто против. Несколько лет назад мы такие площадки организовывали в 16 муниципалитетах Краснодарского края, куда собирали всех: и тех, кто поддерживал власть, и легальную оппозицию, и представителей ЛГБТ-сообщества. Мы всех собирали и это вызывало огромное удивление. Люди отмечали, что 10 лет говорят о том, что власти делают что-то не то, и впервые видят руководителя муниципалитета, которому могут это сказать и получить от него ответ. Программа называлась «От диалога к пониманию», наш центр за ее реализацию получил диплом от фонда Алексея Кудрина. Правда, после этого у нас были проблемы, продолжающиеся во многом до сих пор. Далее ни диалога, ни понимания не случилось», - рассказал Геннадий Подлесный.
Что касается акций протеста, подобных поджогу военкомата в Горячем Ключе, то, то по его мнению, особой "мысли" в них нет. «Вопрос инакомыслия – крайне философский. Я не вижу мысли среди людей, которые поджигают двери военкоматов или бросают бутылки с горючей смесью в стену», - заключил Подлесный.
Существует опасная тенденция поляризации общества
Люди идут на поступки, заслуживающие осуждения, из страха перед возможными негативными последствиями для общества и страны, отметил руководитель Общественного движения «Гражданский комитет России» в Южном федеральном округе Алексей Тодоренко.
«Я осуждаю тех, кто совершает это. Но я рассматриваю это не как личный протест или личное мнение, а как хулиганство. Если хотите выразить несогласие – пишите о своей позиции. Это еще как-то работает. Но я смотрю телевизор, как эксперты сами же критикуют действия армии, что нужно было по-другому делать - это уже две недели идет на первых каналах. Для чего это делают – не знаю. Если это скажет кто-то простой, то его сразу привлекут, а их нет <...> Такая обстановка способствует нагнетанию социальной напряженности в голова», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он считает, что неверно со стороны властей запрещать пацифистские призывы, так как это негативно влияет на имидж страны. «Это неправильный подход. Из нас делают каких-то злодеев - и весь мир на это смотрит. Если бы мы выходили с плакатами, что нам нужен мир, это было бы правильно и все бы это видели», - сказал Тодоренко.
Опасной тенденцией он считает и поляризацию общества, создание образа врагов народа и предателей. «Это очень опасное общество. Придет к власти кто-то другой, а общество уже подготовлено к чему-то страшному, вот эта злость мне не нравится. Нам очень тяжело будет потом дружить с соседями, после этих действий они останутся все равно нашими соседями. Но я вспомнил Чечню, там тоже все было жестко, но потом помирились», - сказал Тодоренко.
Поджог военкомата не является чем-то уникальным, считает он. «Около года назад у нас поджигали двери ФСБ. (Дополнение "Кавказского узла" от 07.57 мск 11.10.2022: вероятно, Алексей Тодоренко имеет в виду поджог входа в здание управления ФСБ в июне 2022 года, о котором упоминал и Геннадий Подлесный.) Даже в СМИ не было резонанса. О военкомате Горячего Ключа мы не слышали громких историй, связанных с мобилизацией. В регионе были истории, об этом писали: человеку 58 лет - его мобилизовали; другой парень, бывший сотрудник полиции, на инвалидной коляске (ветеран МВД из Адыгеи Михаил Тимошенко. - Прим. "Кавказского узла") - ему пришла повестка и под роспись вручили лично, а он 10 лет инвалид», - рассказал Тодоренко.
По его словам, действия исполнителей, осуществляющих мобилизационную работу, которая расходится с декларируемыми правилами, вызывает раздражение и протест в обществе. «Президент говорит одно, а происходит другое <...> У нас около семи человек вернулись. Губернатор сообщал», - отметил собеседник.
Тодоренко отметил, что среди жителей Краснодарского края из-за мобилизации покинула страну лишь малая часть. «Я ни об одном из своих знакомых не слышал, чтобы уехали. Краснодарский край огромен. Наверное те, кто только приехал жить - для них эти переезды легче. У нас за последний год миллион жителей добавилось. [В крае] говорят, это обсуждается, что они вернутся, мы с них спросим, они будут наказаны. Но это говорят в основном те, у кого белый билет. Вот они осуждают <...> Я лично никого не осуждаю и никуда не уеду. Я вожу гуманитарный груз, недавно вернулся с Донбасса <...> Пятый раз отвез груз в пункты временного размещения в Таганрог, общался», - заключил Тодоренко.
Скачай приложение "Кавказского узла" - работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot. Жители Юга России также могут присылать нам сообщения с помощью SMS-сервиса +7 903 767 6060.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.