17:35 / 09.11.2022Закупка ограждений для митингов стала реакцией на протестный потенциал Северного Кавказа

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Закупка полицией Северного Кавказа ограждений для митингов сделана с учетом вероятности общественных протестов против действий власти, особенно в Дагестане, где были ощутимыми протесты населения против мобилизации, указали опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и правозащитники.

Как писал "Кавказский узел", МВД России по Северному Кавказу объявило о закупке трех тысяч передвижных ограждений для проведения массовых мероприятий, начальная цена контракта была 13,2 миллиона рублей.

Согласно протоколу подведения итогов тендера от 07.11.2022 №ИЭА1, опубликованному на сайте ЕИС Закупки, всего в тендере участвовали девять компаний. Победителем стало ООО "Русарсенал-СПб", которое предложило самую низкую стоимость выполнения заказа – 9 миллионов рублей. При этом контракт подписывается на сумму 13 199 903 рубля – увеличено количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и начальной (максимальной) ценой тендера, следует из информации на сайте Госзакупок.

Закупка ограждений вписывается в концепцию общей внутренней политики властей России и в прогнозируемые властями реакции общества, считает юрист и активист правозащитной организации "Машр" Руслан Муцольгов. По его мнению, прогнозы властей учитывают "самые нежелательные, пусть даже и маловероятные" случаи. "То состояние, в котором сейчас живет наша страна, диктует свои требования к вопросам безопасности, как их видит именно нынешняя власть", – сказал Муцольгов корреспонденту "Кавказского узла".

При этом, по его мнению, закупка полицией металлических ограждений не является чем-то экстраординарным. Правозащитник в этой связи напомнил, что в Ингушетии в 2018 году были массовые протесты против изменений административных границ республики. "Возвращаясь к митингам в связи с изменением границ, могу сказать, что и тогда ограждения на митинге были", – отметил Руслан Муцольгов, добавив, что ему не известно, полиция ли или кто-то другой был тогда "номинальным владельцем" ограждений.

 26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный согласованный с властями митинг против соглашения о границе с Чечней. Протестующие не разошлись на ночь, и утром силовики попытались разогнать их, после этого началось уголовное преследование участников митингов. 15 декабря 2021 года суд в Ессентуках приговорил Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова к девяти годам колонии, Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева – к восьми годам, а Зарифу Саутиеву – к семи годам и шести месяцам. Семь лидеров протеста в Ингушетии показательно получили длительные сроки за мирный протест, на котором призывали не допустить беспорядков, прокомментировали решение суда российские журналисты и политологи.

В Кабардино-Балкарию нет необходимости поставлять заграждения для митингов, уверен председатель Правозащитного центра Кабардино-Балкарии Валерий Хатажуков. "Зачем они нужны здесь? Я в ближайшей перспективе, в ближайшие годы, не вижу возможностей проведения здесь каких-то массовых протестов", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, ограждения для митингов в целом не нужны в Кабардино-Балкарии. "Даже в те времена, когда были все условия для массовых митингов, и некоторые акции проходили многолюдно, я не видел необходимости в ограждениях. Ну, а сейчас тем более. На массовых мероприятиях в честь 100-летия республики я ограждений не заметил. Скорее всего, по той причине, что их и не было. Или были в очень маленьком количестве", – отметил Хатажуков.

Кабардино-Балкария стала единственным регионом Северного Кавказа, где чиновники выходили для диалога к протестующим против мобилизации, предложив женщинам прийти на прием или написать заявления и обращения. Правозащитники и активисты общественных организаций Кабардино-Балкарии назвали незаконным привлечение к административной ответственности граждан, участвовавших в акциях протеста в Нальчике 25-26 сентября, и потребовали прекратить их административное преследование.

Валерий Хатажуков добавил, что о малочисленности протестов и их участников в Кабардино-Балкарии говорит и тот факт, что протестовавшим против частичной мобилизации выписали всего около 20 административных протоколов. "Мы изучали этот вопрос, и, по нашей информации, было не менее 20 штрафов", – сообщил он.

МВД распределит закупленные ограждения для митингов среди республик СКФО, предположил заместитель главного редактора дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов. "Не исключено, что отправят в разные субъекты. Надо смотреть на объёмы. 3000 штук ограждений – это не маленькое количество, и, скорее всего, они будут использованы в регионах в первую очередь для ограждения государственных зданий. Не исключено, что какая-то часть попадет и в Дагестан", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

25 и 26 сентября в Махачкале прошли масштабные акции протеста против мобилизации, они закончились массовыми задержаниями. Силовики задерживали и журналистов, освещавших протесты. Правозащитники сообщили о десятках уголовных дел после протестов. Адвокат Надежда Бородкина заявила, что некоторые участники митингов подверглись пыткам. Не менее 104 человек были признаны виновными в нарушениях порядка проведения публичных мероприятий в ходе акций протеста.

По мнению Магомедова, массовые протесты в связи с частичной мобилизацией не испугали дагестанскую власть и МВД и вряд ли подтолкнули их к идее массовой закупки ограждений. "Не факт, что этот шаг является реакцией на протесты. Закупка ограждений – планомерный процесс. Не стоит эти закупки связывать с протестами против частичной мобилизации", – считает журналист.

При этом Магомедов указал, что сами по себе массовые протесты против мобилизации в Дагестане "стали тревожным звонком" властям, и что в республике всегда сохраняется протестный потенциал. "Особенно в связи с возможным продолжением частичной мобилизации. Здесь важно понять, что все зависит от тех форм и методов проведения мобилизации, которые будут выбраны властями. В принципе этот протест, который есть в обществе, никуда не делся", – подчеркнул он.

Материалы о протестах против мобилизации в СКФО и ЮФО публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Мобилизация и протесты". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Мобилизация: как протестует юг России".

Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:Роман Кужев