НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
В школах Чечни ликвидированы трехсменки, однако во многих школах ученики вынуждены учиться в две смены. Из более чем 500 школ Чечни в примерно 100 занятия проводятся в одну смену. Низкие зарплаты демотивируют учителей, при этом школьники проявляют слабый интерес к учебе. Из-за низкого дохода в их семьях большая часть старается после девятого класса уйти в профтехучилища, чтобы получить профессию и помогать родителям, рассказали местные жители и педагоги.
Как сообщал "Кавказский узел", 24 декабря 2022 года власти Чечни отчитались, что смогли добиться ликвидации трехсменного обучения в школах после введения в эксплуатацию новых учебных заведений.
На 1 сентября 2022 года в Чечне было 25 школ с трехсменным обучением, отметил ранее автор блога "Чечня инсайд" на "Кавказском узле". При этом президент России Владимир Путин еще в декабре 2016 года заявил, что в российских школах не должно оставаться третьих смен, а в перспективе – и вторых.
Жители Чечни пожаловались на бесперспективность жизни на селе
Жительница Грозного Тамара рассказала, что у нее пятеро детей – трое школьников и два близнеца, которым по шесть месяцев. Старшие в школе находятся до пяти часов вечера. "Я нашла такую школу, где школьники учатся в одну смену и в свободное от уроков время могут заниматься в кружках. За все это я за каждого плачу две-две с половиной тысячи рублей. Всего получается от шести до семи тысяч рублей", – сказала Тамара корреспонденту "Кавказского узла".
Жительница грозненского поселка Нижняя Катаяма Луиза рассказала, что местные школы работают в одну смену с сентября прошлого года. "Были проблемы, когда мальчики пошли в школу, у самого младшего уроки в первую смену, старшие учились во вторую. И мне приходилось все время висеть на телефоне: вовремя ли младший пришел из школы, успели ли пообедать старшие, не опоздали ли на занятия. Короче говоря, контроль нужен был постоянный. Сейчас у нас с детьми все налажено, контроль за детьми минимальный", – сказала Луиза корреспонденту "Кавказского узла".
Она добавила, что в поселке Нижняя Катаяма недавно была открыта новая школа. "В школе есть продленка. Дети накормлены, уроки делают под присмотром учителя. И самое главное мои мальчики втроем, в одно время приходят домой", – отметила грозненка.
Жительница села Хаттуни в Веденском районе Элина Тунтуева рассказала, что у нее семь детей. Супруг постоянной работы не имеет, сама Элина по специальности детский психолог, но ее профессия в Хаттуни не востребована. "Две девочки – Хава и Иман – учатся в Грозном, получают профессию, остальные – школьники", – пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Тунтуева.
Вся мужская работа по дому лежит на сыне Магомеде, который учится в девятом классе. "Я кроме домашних дел, работаю дворником в сельской больнице", – сказала сельчанка. Она добавила, что двое из семи детей – дети ее родственницы, которая умерла.
Она пожаловалась, что доходов не хватает на то, чтобы купить детям одежду. "Я получаю детские на пятерых по 12 тысяч рублей, а на детей, что в Грозном учатся – по 6 тысяч. Зарплата дворника – около 10 тысяч. Девочкам, конечно, хочется и обувь красивую, и какой-то свитерок", – подчеркнула жительница Хаттуни.
В первую очередь семья закупает продукты, а остальные деньги направляет на прочие нужды, добавила она.
Школа в селе Хаттуни построена в 1979 году, ее площадь составляет две тысячи квадратных метров, рассказала директор Зура Тайсумова. "Есть спортзал, актовый зал, есть предметные кабинеты, прекрасно оборудованные всем самым необходимым: компьютерами, интерактивными досками. В школе есть многофункциональное устройство, что намного облегчает работу учителей при подготовке заданий для школьников", – рассказала Тайсумова корреспонденту "Кавказского узла".
Преподаватели обеспечены ноутбуками, в школе есть интернет, в целом учебное заведение ничем не отличается от городских школ, отметила Тайсумова.
По ее словам, капитальный ремонт в школе проводился последний раз в 2014 году. На лето текущего года в школе вновь запланирован капитальный ремонт. Он будет проведен с учетом пожеланий педагогов.
В школе Хаттуни дети учатся в две смены, занятия начинаются в 08.00. Недавно девятиклассница Шовда Тазуркаева в конкурсе по знанию немецкого языка заняла первое место и стала лучшей в республике. А ученик восьмого класса Асхаб Гайсуев стал чемпионом Европы по боксу в своей возрастной категории. К тому же, именно в этой школе училась золотая медалистка Ирсана Бачаева. Свою медаль девочка подтвердила "красным дипломом", который она получила после окончания факультета "математика и информатика" Чеченского госуниверситета с правом преподавания математики в школе, добавила Зура Тайсумова.
В селе Хаттуни проживает около 2000 человек, из них 335 – школьники. "Педагогический коллектив у нас дружный, основная часть – наши односельчане, некоторые – выпускники нашей школы", – добавила Тайсумова.
По ее словам, классы в школе не перегружены. "С первого по девятый класс на занятиях бывает от 16 до 22 человек. Гораздо меньше учеников (6-8 человек в классах), где учатся старшеклассники", – заявила директор.
Ученики, особенно мальчики, после девятого класса поступают в колледжи, получают профессию, работают и затем поступают в вузы. "Дело в том, что в селе, и не только в нашем, найти работу особенно для тех, кто не имеет специальности, большая проблема. А после окончания колледжа парни гораздо быстрее находят работу и могут помогать семье. Как правило, наши семьи многодетные", – пояснила Зура Тайсумова.
Проблема трехсменного обучения в Чечне была последствием Первой чеченской войны. Ранее власти республики также связывали трехсменку с нехваткой школ, а в сентябре 2018 года объяснили её еще и высокой рождаемостью в республике.
Педагоги вспомнили условия работы в школах в годы Первой чеченской войны
В 1994-1995 годах в Грозном было разрушено 37 из 64 школ, в 1995 году по приказу руководителя временного правительства Чечни Саламбека Хаджиева все городские школы были восстановлены, но в 1996 году в городе проходили локальные бои, и школы опять были разрушены. Таисия Александрова рассказала, что работала в 41-й школе Грозного учительницей русского языка и литературы. Когда началась война, во время самых жестоких боев она вместе с соседями пряталась в бомбоубежище.
"В начале марта 1995 года боевые действия переместились на окраины города, и мы, выйдя из своих укрытий, ужаснулись тому, что увидели. Город был в руинах, все центральные школы были разрушены, но наша, 41-я пострадала не так сильно – взрывом снесло только третий этаж, да повыбивало все окна, двери", – рассказала педагог корреспонденту "Кавказского узла".
Работники школы восстанавливали ее сами. "Убирать мусор, натягивать оконные проемы пленкой, замывать стены от надписей, мыть полы помогали и родители наших учеников, и сами ребята-старшеклассники. В первых числах апреля в школе начались занятия. Уроки были по 25 минут, занимались в три смены, в каждом классе было по 40-50 учеников. Я была классным руководителем в восьмом классе, у меня училась дочка Ахмеда Закаева. Ее привозили на занятия два вооруженных охранника. Один нес вахту в коридоре, а другой сидел за одной партой с девочкой", – вспоминает Таисия Александрова.
Чтобы наверстать школьную программу ученики занимались весь июнь. "В июле, сразу после выпускного вечера, многие уехали в другие города, чтобы там готовиться для поступления в вузы. И в основном все, кто хотел, поступили в те вузы, которые выбрали", – рассказала педагог.
Минобразования первое время не выделяло учителям зарплату, так как считало школу разрушенной. "По их документам, школа вроде как разрушена, и в ней нельзя проводить занятия, и мы, учителя, не имели права работать в разрушенной школе", – объяснила Александрова.
В те дни у детей было огромное желание учиться, в классах стояли "буржуйки", и вместо горячих завтраков учителя раздавали детям бутерброды. "В таких условиях мы работали до конца 1997 года", – уточнила Таисия Александрова.
Во время Первой чеченской войны село Гордали подвергалось бомбежке, но местная школа уцелела, рассказал ее директор Руслан Аюбов. "В какой-то день на село было сброшено 36 бомб. Мы переживали, что будет разрушена школа во время этого налета. Сельчане именно за школу больше всего переживали", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, в селе Гордали проживает 560 человек. "В моей школе 52 ученика. Занимаются в две смены. Особой тяги к знаниям, к учебе не наблюдается. Все живут с одной мыслью – уехать на равнину, там где-то зацепиться, чтобы что-то заработать, какую копейку. Спрашиваю, чем будете заниматься – молчат, потому что нет у них в руках никакого дела, не знают, какую пользу они могут принести своему народу", – считает Аюбов.
В советское время в соседнем селе Шуани было две школы. Из других регионов в Чечню приезжали учителя, врачи, которые в то время были уважаемы в горных селах, отметил он. "А сейчас как относятся к учителям? Относятся как раз на ту сумму, которую им платит государство за их работу – на 15 тысяч", – отметил директор школы.
Он подчеркнул, что на 15 тысяч рублей невозможно прокормить семью. "Поэтому никто не хочет идти работать в школы. Нужно поднимать престиж профессии педагога, который будет делиться своими знаниями, опытом с учениками. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к своей малой родине, к своим горам, к родовым селам. И тогда человек найдет в своем краю дело, которое принесет пользу людям и, в первую очередь, ему самому", – считает Аюбов.
С каждым годом школы Чечни оснащаются все лучше, но в сельских учебных заведениях школьников становится меньше, обратил он внимание. "В нашей школе два года назад было 150 учеников, сейчас 52. А в Шуани ни одного, здание школы пустует, там во всем селе живут всего три семьи", – пояснил директор школы.
Он подчеркнул, что не планирует переезжать из села. "Некоторые родственники переехали в Грозный, а есть и такие, кто уехал в Тюменскую область, вроде есть хорошо оплачиваемая работа. Но в отпуск приезжают сюда, говорят, что скучают. Все-таки корни тянут на родину", – сказал Аюбов.
Власти отчитались об улучшении оснащения школ в Чечне
Ножай-Юртовский район, в котором расположено село Гордали – горный район. До большей части местных населенных пунктов добраться даже при наличии дорог бывает непросто, рассказал заместитель главы администрации Ножай-Юртовского района Хусайн Мамадиев.
За последние два-три года в районе построено 25 новых школ. Большая часть построена на том же месте, где находились прежние школы. Всего в районе 54 школы, они оснащены современным оборудованием: интерактивными досками, компьютерами, в школах есть интернет. Во всех школах двухсменка, отметил Мамадиев.
"Разбросанность домовладений в некоторых селах большая, некоторые дома находятся от ближайшей школы в двух-трех километрах. Ребят, которые живут в отдалении от школы, в школу доставляют на школьном автобусе. И на этом же транспорте после занятий их отвозят домой", – сказал чиновник корреспонденту "Кавказского узла".
Гордали расположено в горах. "Это сейчас до Гордали ведет асфальтированная дорога, а раньше, если в горах прошел дождь, то добраться до этого населенного пункта можно было только пешком или верхом на лошади", – отметил Мамадиев.
Гордали одно из старейших поселений Ножай-Юртовского района, оно было основано в 913 году, подчеркнул чиновник.
В Чечне функционирует 511 школ, в текущем году запланировано открытие еще 23, рассказала сотрудница министерства образования и науки республики Тумиша. "Такое количество школ возводится сейчас в разных уголках Чечни, и есть все основания считать, что все они будут закончены именно к 1 сентября нынешнего года", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Она отметила, что в более чем в ста школах республики дети учатся в одну смену. "Таких школ с каждым годом будет все больше", – заявила Тумиша.
В некоторых школах, которые были построены еще в советское время, нет спортзалов, предметных кабинетов. Эти школы не соответствуют современным требованиям. В таких населенных пунктах будут построены новые школы, добавила сотрудница Минобрнауки Чечни.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.