Президент Азербайджана Ильхам Алиев назначил Мухтара Мамедова чрезвычайным и полномочным послом республики в Израиле, 26 ноября 2022 года Алиев подписал распоряжение об учреждении посольства в Израиле, сообщило 11 января Media.Az.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Укрепление партнерства между Ираном и Арменией раздражает власти Азербайджана, но не представляет угрозу для него. Одновременно Азербайджан развивает сотрудничество с Израилем, что сулит Баку политические и экономические выгоды, в том числе поможет эффективнее отстаивать свои интересы в Европе и США, уверены опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 5 декабря 2022 года Минобороны Азербайджана объявило о начале азербайджано-турецких военных учений в Баку и в граничащих с Ираном Астаринском, Джебраильском и Имишлинском районах. В них задействованы сухопутные и военно-воздушные силы, спецназ, инженерные и ракетно-артиллерийские войска Азербайджана вместе с турецкими военными. Совместные азербайджано-турецкие учения у границы с Ираном стали ответом на учения иранских войск у азербайджанской границы, сочли опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские политологи и военные эксперты.
Отношения Ирана и Азербайджана обострились на фоне планов Баку реализовать проект Зангезурского коридора через Армению. В октябре и начале ноября обе страны провели военные учения близ границы и обменялись обвинениями в террористической и диверсионной деятельности. 7 ноября 2022 года Иран заявил о причастности граждан Азербайджана к теракту в Ширазе, который унес жизни 15 человек. Эти обвинения стали элементом информационной войны и свидетельством ухудшения отношений между двумя странами, отметили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Усиление партнерства между Ираном и Арменией, безусловно, является раздражителем для Азербайджана, однако это не представляет для него какой-либо экзистенциональной угрозы, и у Баку есть что противопоставить возможным вызовам его безопасности, исходящим от альянса Тегеран-Ереван, сказал корреспонденту "Кавказского узла" глава Центра исследований "Республика", член политкомитета партии "Республиканская альтернатива" Натиг Джафарли, комментируя сообщение о том, что столицы Армении и Ирана стали городами-побратимами.
Ереван и Тегеран стали городами-побратимами, соглашение об этом подписали мэры двух городов Грачья Саркисян и Алиреза Закани в Иране, Саркисян и Закани также подписали программу по сотрудничеству в сферах транспорта, градостроительства, культуры, охраны окружающей среды и других, связанных с городским хозяйством, сообщила 18 мэрия Еревана на своем сайте.
"Между армянами и персами существует историческая близость, обусловленная тем, что оба народа относятся к индоевропейской языковой семье. Их также объединяла общность в борьбе с тюрками. В современной же ситуации Иран рассматривает Армению как страну, посредством которой может сохранять свое влияние на Южном Кавказе. Активизация партнерства с Арменией для Ирана еще более актуализировалась после 44-дневной войны в Карабахе, окончившейся победой Азербайджана. Политическая поддержка Азербайджану Турции, не допустившей вмешательство в войну третьих сил, дальнейшее сближение Баку и Анкары сильно ударило по позициям Ирана в регионе. Тегеран теперь стремится компенсировать ослабление своего влияния в Азербайджане усилением партнерства с Арменией", - сказал Джафарли.
В некоторых вопросах интересы Ирана и Армении совпадают, подчеркнул он. "Иран выступает против проекта Зангезурского коридора. Он опасается, что его транспортные связи с Арменией окажутся под контролем третьих сторон. У Еревана такие же опасения, потому что в случае реализации проекта в соответствии с оговоренными в Трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года лидеров Азербайджана, Армении и России, по которому безопасность коммуникаций между Азербайджаном и его Наxичеванской автономной республикой будут обеспечивать погранвойска ФСБ РФ. В таком случае Армения может полностью утратить контроль над своими южными границами", - сказал Джафарли.
После войны 2020 года в отношениях между Азербайджаном и Ираном перманентно возникает напряженность, указал аналитик. "Во время войны Азербайджан использовал израильские вооружения, и у Тегерана существует фобия, что сотрудничество между Баку и Тель-Авивом в области безопасности будет направлено против Ирана. Из Ирана постоянно звучат "грозные заявления" о том, что Тегеран не позволит использовать территорию Азербайджана для враждебных действий против себя, намекая на некую военную деятельность Израиля. Однако эти заявления голословны и не подкрепляются фактами", - отметил Джафарли.
Однако вопреки угрожающим заявлением из Ирана, подкрепляемым военными учениями у границ Азербайджана, Баку продолжает активное сотрудничество с Израилем, давая понять, что не боится конфронтации с Тегераном, добавил аналитик.
"Несмотря на многие годы активного партнерства между Азербайджаном и Израилем, Баку не решался до сих пор открыть посольство в Тель-Авиве, учитывая беспокойство Ирана и сохраняя приверженность политике баланса во внешней политике. Однако в конце прошлого года Азербайджан принял решение об открытии посольства, а на днях назначил первого посла в Израиль", - указал он.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев назначил Мухтара Мамедова чрезвычайным и полномочным послом республики в Израиле, 26 ноября 2022 года Алиев подписал распоряжение об учреждении посольства в Израиле, сообщило 11 января Media.Az.
По мнению Джафарли, эти шаги нельзя считать провокацией Ирана. По его словам, Тегеран спровоцировал Азербайджан, в частности, экономическими связями с властями непризнанного Нагорного Карабаха, которые были официально прерваны "только после резких дипломатических шагов в Баку". "Иран, отказавшись от формального баланса между Азербайджаном и Арменией, стал вести себя все больше как "друг Армении", это и предопределило решение Азербайджана открыть посольство и тем самым новую страницу в отношениях с Израилем", - сказал Джафарли.
Открытие посольства в Израиле является раздражителем для Ирана, дополняющим напряженность в его отношениях с Азербайджаном, добавил он.
"Сближение с Израилем создает для Азербайджана новые возможности. Если раньше сотрудничество охватывало сферы безопасности и экономики – Азербайджан был одним из основным поставщиков нефти в Израиль, то теперь будут активнее развиваться связи в научной-технических сферах, в области высоких технологий. Открытие посольства в Израиле еще более усилит симпатии влиятельной еврейской диаспоры в США и других странах, которая будет использовать свои возможности для продвижения интересов Азербайджана. Помимо того, усиление напряженности в отношениях Тегерана и Баку будет побуждать США и ЕС вступиться за Азербайджан, ибо угрозы Ирана Азербайджану – это угрозы и по геополитическим и энергетическим интересам Запада, по экспортным нефтепроводам и газопроводам в Европу", - подчеркнул Джафарли.
Он усомнился в возможностях развития военно-технического сотрудничества между Тегераном и Ереваном. "Во-первых, против этого будет Россия, которая все-таки официально является военным союзником Армении. Иран вряд ли пойдет на шаги, вызывающие недовольство Москвы, от которой он все-таки зависит. Во-вторых, если даже поставки вооружений в Армению будут, и Иран и Армения заключат военный союз, то у Азербайджана есть аналогичный военный союз, закрепленный Шушинской декларацией с Турцией. Турецкие вооружения более передовые и технологичные. Кроме того, Азербайджан может получать адекватное противоядие иранскому оружию от Израиля", - сказал Джафарли.
Эксперт Центра экстремальной журналистики Тофиг Дадашев также не видит для Азербайджана угроз от сближения Ирана и Армении и возможного военного сотрудничества этих стран. "Конечно, Армения старается наиболее максимально использовать возможности экономического сотрудничества с Ираном в условиях региональной изоляции. Однако партнерство с Ираном у Армении не перешагнет торгово-экономические сферы. Распространение партнерства на военную и военно-техническую сферу принесет Армении больше вреда, чем пользы. Вряд ли это понравится Западу, который рассматривает тоталитарный Иран как источник зла в регионе и на глобальном уровне. Да и Россия никогда не одобрит военное сотрудничество Армении с Ираном, считая Южный Кавказ и тем более Армению зоной своих жизненных интересов", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В целом, на его взгляд, Иран не в состоянии представлять Азербайджану военную угрозу. "Несмотря на воинственную риторику некоторых иранских мулл и генералов, а также бряцание оружием в виде демонстративных маневров у границ с Азербайджаном, этим Баку не запугать. Гипотетическая военная агрессия Ирана против Азербайджана приведет к большой региональной войне, и иранская дипломатия хорошо просчитывает последствия такого шага. Дело в том, что Иран имеет большую протяженную границу с Турцией и Пакистаном, у которых с Азербайджаном фактически военные союзнические отношения. Израиль и Саудовская Аравия также не упустят возможности ударов по военной инфраструктуре страны, которую они считают своим врагом номер один. Думаю, что США и НАТО также не будут оставаться безучастными. Иран, вторгнувшись в Азербайджан, может оказаться в ситуации Ирака, который в начале 90-х годов XX века совершил интервенцию в Кувейт, и потом международным сообществом был выдворен оттуда с тяжелыми политическими и экономическими последствиями для Багдада", - считает Дадашев.
Поэтому в Баку не боятся угроз Ирана и проводят политику в соответствии с национальными интересами Азербайджана. В частности, Азербайджан добился от Ирана прекращения всяких торговых и транспортных связей с властями Нагорного Карабаха. "Более того, Баку вынудил иранских транспортников платить таможенные пошлины при перевозках в Армению за использование дороги, которая частично проходила по азербайджанских территории в Губадлинском районе. В ответ на военные учения Ирана, Азербайджан провел ответные маневры, в том числе совместные с Турцией. Власти Азербайджана совршили резкие шаги по пресечению распространения влияния Ирана среди верующих страны. Был выдворен из страны официальный представитель Верховного духовного лидера Ирана в Азербайджане Алиакпер Оджагнежад, а мечеть "Хусейния", находившаяся под влиянием иранских мулл, была закрыта. Наконец, игнорируя предостережения иранцев, Азербайджан открыл посольство в Израиле", - отметил эксперт.
По мнению директора информационного агентства Turan Мехмана Алиева, несмотря на активное торгово-экономическое партнерство с Арменией, Иран никогда не предпримет военных шагов или каких-то санкций.
"Иран - государство не только персов, в политической, военной, клерикальной элите Ирана широко представлены и азербайджанцы. Они никогда не допустят того, чтобы Иран совершил военные действия против Азербайджана. Да и вообще любая агрессия против Азербайджана взорвет Иран изнутри с учетом того, что этнические азербайджанцы составляют практически половину населения страны. Да, во время войны 2020 года Иран предоставлял свою территорию для перевозок военных грузов в Армению, но сам никогда не поставлял оружия и техники. Иран никогда не совершал практических шагов против Азербайджана. Он обеспечивал все эти годы сухопутное сообщение Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой", - сказал Алиев корреспонденту "Кавказского узла".
Что касается негативной реакции Ирана на сотрудничество Азербайджана с Израилем и Западом, то по словам аналитика, Тегеран прекрасно осведомлен, что Баку не предоставляет свою территорию для антииранской деятельности. "Однако иранцы все время озвучивают свои предостережения, дабы Баку не изменил свою политику", - сказал Алиев.
Не видит он и антииранской направленности и в открытии посольства Азербайджана в Израиле. "Азербайджан не открывал посольства в Израиле не только из-за Ирана. Баку учитывал общую консолидированную позицию исламского сообщества в рамках Организации исламского сотрудничества. Но в последние годы в международных отношениях, в том числе на Ближнем Востоке, происходят кардинальные изменения. То, что еще совсем недавно считалось нереальным, несбыточным, сегодня становится действительностью. После того как Саудовская Аравия и ОАЭ установили дипотношения с Израилем, в эти страны состоялись визиты представителей еврейского государства, то никаких преград не было для открытия посольства Азербайджана в Тель-Авиве. Впрочем, активное сотрудничество обе страны развивали и без функционирования дипмиссии Азербайджана в Израиле. Поэтому это событие никакой новой реальности не создает и на отношения Азербайджана с Ираном какого-либо судьбоносного влияния" не окажет", - сказал М.Алиев.
Он также обратил внимание на экономические интересы Ирана в Азербайджана, которые Тегеран никогда не поставит под угрозу.
"Иранские компании участвуют в проекте разработки газового месторождения "Шахдениз", и это приносит им крупные доходы. Это один из немногих проектов, где иранцы не попали под санкции Запада", - отметил Алиев.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.