НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Четыре арестованных сотрудника колонии отказались признать, что участвовали в пытках уроженцев Дагестана Магомеда Атимагомедова и Дауда Курамагомедова, еще один на очной ставке отказался отвечать на вопросы. Адвокат подала ходатайство о проведении очной ставки с другими силовиками, которых опознал Атимагомедов.
Как писал "Кавказский узел", в сентябре 2022 года следователи в Калмыкии возбудили в отношении заключенных из Дагестана Магомеда Атимагомедова и Дауда (также упоминается как Давуд) Курамагомедова, которые обвиняются в нападении на сотрудников колонии, уголовное дело о призывах к массовым беспорядкам. По словам адвокатов, их подзащитные были жестоко избиты в колонии. 17 января стало известно, что правозащитный проект Gulagu.net объявил сбор денег на оплату услуг адвокатов для Курамагомедова и Атимагомедова. По данным проекта, по подозрению в применении насилия к заключенным взяты под стражу пять сотрудников колонии. Уроженцы Дагестана, которые были избиты в калмыцкой колонии, рассказали, что их пытали около 40 человек, большинство из которых не взято под стражу, сообщила адвокат одного из заключенных Аза Алиева.
Заключенный ИК-2 в Калмыкии Магомед Атимагомедов, который обвиняется в убийстве сотрудника колонии, заявил, что планировал побег, так как сотрудники ФСИН угрожали ему обвинением по террористической статье, однако непричастен к убийству, а показания подписал под давлением. Атимагомедову угрожают, он опасается за свою жизнь, сообщила в августе 2022 года адвокат Аза Алиева.
Адвокат Аза Алиева рассказала, что она и ее коллега Снежана Мунтян 23-25 января смогли встретиться на очных ставках с сотрудниками калмыцкой колонии, задержанными по обвинению в пытках заключенных. "Мы общались с пятью задержанными, в отношении которых возбуждено дело по части 4 статьи 286 УК "Превышение должностных полномочий с применением пыток", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, один из них отказался давать показания, остальные заявили, что не принимали участия в пытках. "25 января мы поговорили с бывшим начальником колонии, который объявил нам, что никаких приказов о пытках он не отдавал и ему ничего о пытках неизвестно. Еще один вопрос, на который нам не смогли ответить — почему почти полностью стерты записи с видеокамер вокруг того места, где пытали заключенных, и не только двоих наших подзащитных — пыткам подвергались еще около 10 человек", — отметила она.
По словам адвоката, ее подзащитный Магомед Атимагомедов по сохранившимся видеосъемкам опознал еще нескольких сотрудников колонии, принимавших участие в пытках. "Я заявила ходатайство о проведении очной ставки этих людей с моим подзащитным и по ее итогам буду подавать ходатайство о привлечении их к ответственности", — добавила она.
Говоря об убийстве сотрудника колонии, в котором обвиняются Атимагомедов и Курамагомедов, Аза Алиева отметила, что ее подзащитный признался, что планировал побег из колонии, но не убийство. "Он честный парень, и если бы он убил, то и сказал бы — ну да, я убил. Про побег он говорит, что планировал его, поскольку его все время травили, угрожали предъявить обвинение по статье 205 УК "Террористический акт". И да, во время попытки побега этот сотрудник — охранник был убит. Расследование дела продолжается, и моего подзащитного обвиняют в этом убийстве", — заявила она. По ее словам, погибший охранник ничем не выделялся — ни в хорошую, ни в плохую сторону.
Сейчас, по словам адвоката, ее подзащитного не бьют, но он подвергается ограничениям иного рода. "Они находятся в статусе подследственных, а не заключенных, но им не дают пользоваться теми правами, которые они имеют как подследственные — ограничивают в свиданиях, телефонных разговорах, в посылках и даже в пользовании счетом, куда родственники могут перечислять деньги", — отметила она. Кроме того, им дают местную воду, которую невозможно пить, и на этой же воде готовят пищу, так что они почти не едят.
Адвокат Дауда Курамагомедова Снежана Мунтян, предположила, что сотрудники колонии отказались признать свою вину в надежде на оправдание. "Вероятно, они надеются, что их вину не докажут", — заметила она.
По ее словам, после того как к делу подключились адвокаты, к Атимагомедову и Курамагомедову перестали применять "недозволенные методы". "Но некое особое отношение сохраняется. Они (подзащитные) люди прямые, и если им что-то не нравится, не молчат, а жалуются, таких в этой системе не любят", — заявила она.
Мунтян добавила, что обвинение в терроризме Атимагомедову и Курамагомедову угрожали предъявить "за молитву и чтение Корана". "Их буквально затерроризировали и довели до того, что они решили готовить побег", — заметила она. По ее словам, ей неизвестно, принимал ли погибший сотрудник колонии участие в давлении на заключенных.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте и в приложении IOS, а также в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.