НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Воссоединение семей в Чечне происходит под давлением и зачастую становится травматичным для тех, кто в силу разных факторов решил развестись, указали президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова и соучредитель проекта "Отцы и дочки" Аида Мирмаксумова, комментируя отчет о воссоединении более 2350 семей в Чечне.
Как писал "Кавказский узел", в июле 2017 года по распоряжению главы Чечни были созданы комиссии по урегулированию семейных конфликтов. В июле 2018 года власти Чечни рапортовали о воссоединении 1500 разведенных супружеских пар. Однако местные жители усомнились в прочности браков, восстановленных по требованию властей.
С 2017 года в Чечне воссоединено 2359 разведенных семейных пар, сообщило 8 февраля агентство "Чечня сегодня" в своем Telegram-канале.
В деятельности властей Чечни по воссоединению разведенных семей есть фактор принуждения, отметила президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова.
"Разводы и расставания бывают разными. Иногда людям действительно нужно пережить какую-то ситуацию или адаптироваться к партнеру. Но бывают и тяжелые ситуации, когда жить вместе невозможно. В большинстве случаев это на самом деле принуждение. Не могут тысячи семей развестись без причины и быть реально готовы преодолеть все свои обиды, непонимание, разочарование. Даже Ислам дает право на развод. Вопрос совместной жизни очень сложный. И непонятно, каким образом можно воссоединить разведенных, если развод уже состоялся, имею в виду, по религиозному обычаю", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, воссоединение должно быть самостоятельным желанием двух сторон. "Возможно, шанс по-новому взглянуть на ситуацию, здраво и без эмоций, может сыграть свою роль и привести к настоящему воссоединению семьи. Но оно должно быть естественным, а не насильственным. Ситуации разные. Когда людей насильно воссоединяют, это происходит и достаточно часто, особенно когда уже создана другая семья, или есть реальное непонимание и несовместимость, это травматично для всех. Особенно для женщины, которую силой внедрили в семью", - подчеркнула она.
После развода дети не всегда остаются с семьей отца, указала она. "В данной ситуации нельзя обобщать. Иногда на самом деле мать может быть ближе к детям. Но что делать в случаях, когда мать решилась на развод как раз-таки из-за отношения отца к детям? Когда была проблема не в ее отношениях с мужем, а в его отношении с детьми? Наличие разногласий в семье, разделенность семьи на несколько внутренних ячеек сильно травмирует детей", - выразила мнение она.
Муфтий Чечни Салах Межиев 28 января заявил, что родственникам не следует запрещать детям видеться с матерью после развода родителей. Призыв муфтия при бездействии властей и общества едва ли повлияет на мужчин в республиках Северного Кавказа, отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитницы.
С ней согласилась журналистка, соучредитель проекта "Отцы и дочки" Аида Мирмаксумова. "Да, конечно, все это происходит по принуждению. Это насилие над человеком, человеческой природой. Кого легче принудить - мужчину или женщину? Речь идет о Чечне, где есть мнение Кадырова и остальных. Поэтому нет однозначного ответа, кого легче принудить. Все боятся Кадырова, вне зависимости от того, женщина ты или мужчина", - сказала она "Кавказскому узлу".
С практикой, при которой мужчина соглашается на восстановление семьи, но женщину, с которой он расстался, "возвращает" в семью в качестве второй жены, она не сталкивалась.
"Условия совместного проживания чаще всего становятся некомфортными именно для женщины. Если супруги решили разойтись, значит, на то были причины. Они и так друг друга не любили, но их заставляют, принуждают снова быть вместе. Тут ни о каком взаимоуважении речи не может быть. Наоборот, это еще один повод для депрессии женщин", - отметила она.
По ее словам, дети не всегда лишены возможности общаться с матерью после развода родителей. "Я не знаю таких случаев, когда женщина ушла, а муж не давал видеться с детьми, и вот благодаря усилиям Кадырова их воссоединили, после чего у нее появилась возможность общаться с детьми. Таких случаев я не знаю, поэтому не могу сказать, что "воссоединение" семьи увеличивает время, которые дети проводят со своей матерью", - сказала она.
Разведенным женщинам на Северном Кавказе тяжело добиться опеки над детьми, если бывший муж или его родственники хотят оставить детей себе. Родственники могут препятствовать общению матери с детьми и давить на самих детей, рассказали в июле 2019 года правозащитники.
В процессе воссоединения 2359 разведенных семейных пар в Чечне, конечно, есть и случаи, когда пары без принуждения решили вновь создать семью, уверена, представительница организации, которая занимается защитой прав женщин в регионе Северного Кавказа, пожелавшая остаться неназванной.
"Среди них есть такие случаи, когда с ними поговорили, посоветовали, и они приняли такое решение. Не думаю, что все пары решили воссоединиться по принуждению. Конечно, большинство пришло к такому решению в результате давления, принуждения, уговоров, но не все. Мне кажется, что в республике принуждать можно как женщин, так и мужчин, поскольку если власти говорят, то все обязаны выполнять", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее мнению, практика, при которой мужчина соглашается на восстановление семьи, но женщину, с которой он расстался, "возвращает" в семью в качестве второй жены, и условия ее жизни становятся менее комфортными, чем условия "новой", молодой жены, не является распространенной.
"Такие случаи мне не известны, поэтому полагаю, что эта практика не распространена. Но и сказать, что такие истории исключаются, тоже не могу. Просто надо понимать, что вряд ли власти воссоединили семьи, которые распались 8-10 лет назад, и муж успел жениться во второй раз. Скорее, речь про семьи, где совсем недавно возникли разногласия", - отметила она.
Правозащитница допускает, что воссоединение увеличивает время, проведенное матерью с детьми. "Когда дети остаются с отцом после развода, то чаще всего у матери мало возможностей на общение с детьми. И в случае воссоединения таких семей дети вновь обретают возможность общаться с матерью каждый день", - подчеркнула она.
В апреле 2018 года ЕСПЧ признал нарушение права жительницы Москвы Элиты Магомадовой, бывший муж которой в 2013 году увез их сына в Грозный и не давал ей видеться с мальчиком. Даже после гибели отца ребенка суд в Чечне отказался передать его матери, оставив мальчика с бабушкой. ЕСПЧ пришел к выводу, что власти не провели тщательного рассмотрения дела об опеке над ребенком, и присудил Элите Магомадовой компенсацию в 15 тысяч евро.
Жители Северного Кавказа лавируют между шариатом, российским законодательством и адатным правом, что приводит к непроясненности норм и правил поведения в обществе, следствием которой становится нарушение прав женщин, заявляли опрошенные "Кавказским узлом" активисты и правозащитники. По мнению экспертов, Элите Магомадовой удалось добиться исполнения решения суда о возвращении ребенка вопреки сложившимся в Чечне традициям и неэффективности правовой системы России.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.