03:15 / 17.02.2023ЕСПЧ признал незаконными аресты счетов правозащитников в Азербайджане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Европейский суд по правам человека признал неправомерной заморозку банковских счетов 18 активистов и неправительственных организаций по запросу Генпрокуратуры Азербайджана. Действия властей Азербайджана блокировали деятельность гражданского общества, а назначенные судом компенсации незначительны, считают Расул Джафаров и Аннаги Гаджибейли. 

Как писал "Кавказский узел", летом 2014 года Генпрокуратура Азербайджана заявила о возбуждении уголовных дел против целого ряда местных НПО, филиалов и представительств иностранных НПО о злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге. В начале августа 2014 года по требованию Генпрокуратуры были арестованы банковские счета шести местных и одной международной некоммерческой организации. По данным активистов, заморожены счета более 20 местных и иностранных НПО.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 16 февраля объявил решения по жалобам 18 гражданских активистов и неправительственных организаций из Азербайджана, чьи заявления были объединены в общем деле "Айнур Имранова и другие против Азербайджана".

Активисты и представители НПО жаловались на аресты банковских счетов по запросу Генпрокуратуры Азербайджана в период с мая 2014 года по апрель 2015 года в рамках уголовного дела против "ряда местных и иностранных НПО". "Во всех случаях национальные суды выносили соответствующие решения в отсутствие заявителей или их представителей. Заявители узнали об этих ограничениях в разные даты из других источников или от банков, когда они пытались проводить операции с использованием своих счетов" - сказано в постановлении, опубликованным на сайте ЕСПЧ.

Хотя многие из заявителей не были в статусе подозреваемых или обвиняемых, суды в Азербайджане не приняли доводы их жалоб. В ЕСПЧ они пожаловались на нарушение статьи 1 (защита собственности) Протокола №1 к Европейской конвенции прав человека. Некоторые из них также заявляли о нарушении права на справедливый суд и эффективное средство правовой защиты, права свободу выражения мнения и свободу объединений, а также о нарушении предела использования правовых ограничений (статьи 6, 10, 11, 13 и 18 конвенции).

Суд признал нарушение их прав по статье 1 Протокола №1, назначив компенсации всем заявителям: Айнур Имрановой, Губаду Ибадоглу, Эльчину Абдуллаеву, Интигаму Алиеву, Аннаги Гаджибейли, Эмину Гусейнову, Зохрабу Исмайлову, Расулу Джафарову, Гюльнаре Багировой, Саадат Мехтиевой, Ульвии Ахундовой, а также Центру экономических связей, Центру национальных и международных исследований, Институту свободы и безопасности репортеров, Обществу правового просвещения, Ассоциации юристов Азербайджана, Объединению демократических учреждений и прав человека и Общественному объединению содействия свободной экономике. ЕСПЧ обязал правительство Азербайджана выплатить каждому из заявителей по 3 тысячи евро компенсации морального ущерба (всего 54 тысячи евро) и по 300 евро компенсации судебных расходов (всего 5400 евро).

Правозащитник, глава Бакинского клуба прав человека Расул Джафаров удовлетворен решением суда в части признания незаконности ареста банковских счетов.

"Я в то время возглавлял Клуб прав человека, и поскольку наша организована не была зарегистрирована, я использовал для реализации проектов свой личный счет. Летом 2014 года началось массовое расследование против местных и иностранных НПО, многим активистам и организациям по представлению прокуратуры без всякого предупреждения и уведомления заморозили банковские счета. Это коснулось не только моего счета в банке, но и даже платежной карты. Я тогда был на мероприятии в Киеве и попал в очень сложную ситуацию", - рассказал Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".

Он настаивает, что никакой необходимости в заморозке счетов не было. "Следствие могло запрашивать у прокуратуры любую информацию об источниках поступления денег и их расходовании, требовать от нас отчета. Мне не только заморозили счет, меня самого арестовали - впоследствии ЕСПЧ признал неправомерным мой арест и приговор, Верховный суд на основе этого решения оправдал меня полностью. Нынешнее же решение ЕСПЧ - важный прецедент для предотвращения подобных действий в будущем", - сказал он.

Джафаров добавил, что после своего ареста он не добивался в банке разблокировки счета, поскольку на нем была заморожена небольшая сумма, а "условий для реализации проектов в то время все равно не было". Другим заявителям, которые оставались в Азербайджане, счета, по его данным, впоследствии разблокировали.

Компенсация, назначенная ЕСПЧ, по его мнению, "оставляет желать большего". "Все-таки людям создали большие проблемы, лишив их возможности пользоваться денежными средствами, но если ЕСПЧ принял такое решение, то уже ничего не поделаешь", - заключил Джафаров.

Аннаги Гаджибейли сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что добился разблокировки своего личного счета и счета возглавляемой им Ассоциации юристов Азербайджана "после 18 судебных разбирательств". Он выразил недовольство решением ЕСПЧ.

"Я лично от себя, а также наша Ассоциация юристов Азербайджана ставили вопрос о нарушении не только права собственности, но и других прав, гарантированных конвенцией, но ЕСПЧ признал только нарушение права собственности. Сумма компенсации также несоизмерима с моральным ущербом. Дело даже не в материальной ценности компенсации: фактически правительство Азербайджана парализовало независимое гражданское общество, когда против независимых НПО завели уголовные дела, заморозили банковские счета, устроили налоговые проверки, ввели запреты на выезд из страны, а некоторых активистов вообще приговорили к тюремным срокам. Даже после того как осужденных освободили, запреты на выезд сняли, а счета разморозили, условий для свободной деятельности НПО в стране нет: власти по-прежнему не регистрируют неугодные НПО, не пускают в страну западных доноров и гранты из иностранных источников. На этом фоне назначение компенсации в три тысячи евро не может считаться адекватным наказанием государству", - сказал Гаджибейли.

Европейский суд по правам человека в декабре 2018 года объявил решение по делам 11 граждан Азербайджана, в том числе Аннаги Гаджибейли, которые пожаловались на запрет на выезд из страны. Запрет на выезд из Азербайджана тем, кто подал жалобы в ЕСПЧ, был введен в 2012-2016 годах. При этом все они проходили по уголовным делам всего лишь в статусе свидетелей, а не подозреваемых или обвиняемых.

Эмин Гусейнов заявил корреспонденту "Кавказского узла", что власти до сих пор не разморозили его личный счет и счет возглавляемого им Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР).

"Совершенно незаконно нашу деятельность в Азербайджане приостановили. В августе 2014 года к нам в офис явились с обыском, изъяли все оборудование, заморозили наши счета. До сих пор оборудование не вернули, счета остаются заблокированными. Я сам, чтобы избежать незаконного политически мотивированного ареста, вынужден был просить убежище в посольстве Швейцарии и 10 месяцев там находиться. После вмешательства международных структур власти отказались от плана арестовать меня, но они фактически выдворили меня из страны, лишив гражданства", - рассказал Гусейнов.

13 июня 2015 года Эмин Гусейнов покинул Азербайджан на самолете главы швейцарского внешнеполитического ведомства Дидье Буркхалтера. 14 января 2016 года Гусейнов пожаловался на лишение гражданства Азербайджана в ЕСПЧ.

Полномочный представитель Азербайджана в ЕСПЧ оказался недоступным для комментариев. 

"Кавказский узел" писал также, что в 2016 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобы 25 общественных объединений Азербайджана, которые попросили признать незаконными отказы в регистрации НПО. Среди них были дела "Центра мониторинга выборов" (ЦМВ) и "Центра мониторинга выборов и обучения демократии" (ЦМВОД), учредители которых - бывшие политзаключенные Анар Мамедли и Башир Сулейманлы. В декабре 2021 года ЕСПЧ признал нарушением лишение регистрации Центра мониторинга выборов и обязал власти Азербайджана выплатить организации 4500 евро компенсации.

Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте и в приложении IOS, а также в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Фаик Меджид