НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Рассмотрение в Чечне дела Никиты Журавеля, арестованного по делу о сожжении Корана, может привести к более суровому наказанию, отметил правозащитник Валентин Богдан. Вопрос перевода подследственного из одного региона страны в другой четко не регламентирован, но для Журавеля перевод влечет риск нарушения прав, указал юрист Сергей Иващенко.
Как сообщал "Кавказский узел", 20 мая в Волгограде был задержан местный житель Никита Журавель, который записал видео с сожжением Корана. На допросе он заявил, что сделал это по указанию спецслужб Украины. 21 мая председатель Следкома Александр Бастрыкин распорядился передать уголовное дело в отношении Журавеля следователям в Чечню, что вызвало недоумение юристов. Основанием для передачи дела стали обращения жителей Чечни. Они попросили признать их в этом деле потерпевшей стороной. 23 мая в интернете распространился ролик, на кадрах которого волгоградец извинился перед мусульманами за сожжение Корана. В тот же день в Грозном прошел митинг против сожжения Корана, на который, по официальным данным, собралось около 60 тысяч человек. Участники митинга признались, что представляют учебные и бюджетные учреждения республики по направленным властями разнарядкам. При этом из других мусульманских регионов сообщения о подобных митингах не поступали.
Решение о переводе Никиты Журавеля в Чечню глава фонда "В защиту прав заключенных" Валентин Богдан назвал "неправильным". "Наказывают и отбывают наказание по месту совершения преступления. Либо по месту регистрации. Такая привязка. Но почему нужно отправлять его (Никиту Журавеля) в Чечню – непонятно. Здесь нужно учитывать такой момент – тяжесть совершенного преступления. Пример Фургала – у него статус губернатора, особый статус. Его перевели в Москву (преследование губернатора Хабаровского края Сергея Фургала вызвало протесты во многих регионах России, Фургал осужден на 22 года колонии, – прим. "Кавказского узла"). Этот парень (Журавель) никаким статусом не обладает", – сказал Валентин Богдан корреспонденту "Кавказского узла".
Богдан считает, что деяние, совершенное студентом, "действительно тяжкое". Но в то же время правозащитник предположил, что перевод для суда в мусульманскую республику может спровоцировать "заведомо обвинительный уклон суда". "И почему в Чечню, а, например, не в Казань? Пусть пояснят, на каком основании его в Чечню переводят, на какой закон или правовую норму они ссылаются при этом. Я не знаю такого закона. Может, в рамках новых законов, которые появляются сейчас один за другим. Тут я не знаю. Информацией такой не владею. Раньше точно таких законов не было", – отметил он.
По его словам, основания для перевода подследственного из одного региона в другой могут быть. В частности, он сообщил, что ему известен случай перевода процесса из Чечни, когда были основания ожидать предвзятости от чеченского суда.
Богдан пояснил, что перевод подследственного в другой регион осуществляет то ведомство, которое ведет дознание и следствие. В данном случае это следственное управление Следственного комитета по Волгоградской области. Сотрудники этого ведомства и будут перемещать подследственного Журавеля в Чечню.
"Журавель находится под юрисдикцией следствия на данном этапе. Вопрос к руководителю Следственного комитету остается – почему и на каком законном основании он решил передать следствие в Чечню? Возможно, это волюнтаристское решение", – заключил Валентин Богдан.
Вопрос перевода подследственного из одного СИЗО в другое, а равно и из одного региона страны в другой "четко законодательно не регламентирован", рассказал юрист Сергей Иващенко. Такое решение, по мнению волгоградского юриста, может быть принято руководством следственного органа по ряду причин объективного свойства: по результатам оценки материалов дела, послуживших основанием для подобного решения, соразмерности ограничения прав лица, находящегося под стражей, основаниям и условиям изменения места его содержания под стражей.
"Но нужно не забывать и о том, что в данном случае могут быть нарушены конституционные права подследственного. А именно – изменение территориального расположения учреждения содержания под стражей может нарушить такие принципы, предусмотренные Конституцией и нормами международного права, как законность, справедливость, презумпция невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, может нарушить право на судебную защиту, на судебный контроль и так далее", – заявил юрист.
Сергей Иващенко процитировал постановление Конституционного суда России № 3-П, которое было принято 20 января 2023 года. "Поскольку решения должностных лиц органа предварительного расследования о перемещении обвиняемого, подозреваемого из одного места содержания под стражей в другое не подлежат судебному контролю ни при рассмотрении уголовного дела по существу, ни в порядке главы 22 КАС РФ, исключение наличия или отсутствия оснований для такого перемещения из предмета судебного контроля, осуществляемого в рамках статьи 125 УПК РФ, ограничивало бы право на судебную защиту, а также умаляло бы достоинство личности".
"В данном случае я бы посоветовал адвокату Никиты Журавеля срочно написать жалобу в суд, в рамках статьи 125 УПК РФ, для ее рассмотрения по существу относительно законности и обоснованности решения главы СК России Бастрыкина о переводе подозреваемого из следственного изолятора Волгограда в СИЗО, расположенное в Чеченской Республике. Стороне защиты следует усомниться в обусловленности и оправданности такого перевода", – посоветовал Сергей Иващенко.
Юрист добавил, что в случае передачи дела чеченским следователям логично предположить, что и самого Журавеля перевезут в Чечню. "Иначе, как с ним будут работать чеченские следователи? Подробностей перевода в Чечню никто знать не может. Такая информация держится в секрете: когда и как перевозить будут", – добавил он.
"Кавказский узел" направил в следственное управление Следственного комитета по Волгоградской области официальный запрос по теме перевода Никиты Журавеля в Чеченскую Республику.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.