НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
29 лет назад, 14 июня 1995 года боевики под руководством Шамиля Басаева захватили больницу в Буденновске. Почти неделю, до 19 июня, боевики удерживали в заложниках более полутора тысяч человек. В ходе теракта погибло 145 человек: 94 гражданских, 35 силовиков и 16 боевиков. О том, как развивались события в эти дни в Буденновске можно узнать из материала, подготовленного на основе составленной Центром защиты прав человека «Мемориал»* хронике теракта и дневника правозащитника Олега Орлова*.
К июню 1995 года, когда боевики Шамиля Басаева вошли в Буденновск, Первая чеченская война шла уже более полугода. В интервью, которое Басаев дал во время теракта в больнице, он признался, что изначально у них была задача добраться до Москвы 1.
Колонна из трех КАМАЗов, в которых, по данным опубликованной ЦЗПЧ "Мемориал" хронике теракта в Буденновске прятались чуть более 150 боевиков, 2 в сопровождении милицейской машины выехала 12 июня 1995 года из чеченского села Ведено и двигалась через Дагестан и Ставропольский край. Боевики преодолели 52 поста и на каждом рассказывали, что они везут «груз 200» – гробы с погибшими в Чечне российскими солдатами. В интервью из больницы Басаев говорил, что операция сорвалась из-за «алчности и жадности постовых гаишников» – его отряду просто не хватило денег на взятки, чтобы добраться до столицы 3.
Утром 14 июня колонна уже проехала Буденновск, когда ее остановили на посту. Боевики не дали осмотреть КАМАЗы, следуя своей легенде о "грузе 200". Постовые позвонили начальнику будённовского РОВД, тот приказал сопроводить подозрительные машины в город к зданию отдела. Там боевики открыли огонь, погибли несколько милиционеров и гражданских, а отряд Басаева взял первых заложников. Затем боевики напали на здания администрации, Дом детского творчества, пожарную часть, банки, медучилище, рынок, убивая и раня мирных жителей. И везде они захватывали заложников. Людей согнали на центральную площадь и разместили вокруг бензовоза, который угрожали взорвать. 4
К 15:00 террористы повели захваченных людей в сторону городской больницы Буденновска, уже занятой боевиками. Они объявили врачей и больных заложниками. Общее число захваченных составило 1 тыс. 586 человек. Угрожая расправой над ними, боевики предъявили российским властям ультиматум: прекратить разоружение незаконных вооруженных формирований в Чечне и вывести из республики федеральные войска, введенные туда в декабре 1994 года. 5
В город прибыли спецподразделения "Альфа", "Витязь" и "Русь", больницу окружила бронетехника 6.
Утром боевики потребовали, угрожая расстрелять еще десять заложников, пропустить в больницу журналистов, чтобы устроить пресс-конференцию. Их требование не выполнили. Террористы тогда убили пятерых заложников. После этого журналистов допустили в больницу. 7
«Мемориал»** выпустил заявление, в котором осудил «чудовищную акцию бандитов» в Будённовске, напомнил ЦЗПЧ "Мемориал"* в хронике теракта. При этом в заявлении отмечалось, что «должны быть наказаны и те, кто затеял жестокую и кровавую авантюру в Чечне, кто санкционировал убийства мирных жителей и карательные операции», а также потребовал гласного и открытого расследования того, что произошло в Будённовске 8.
По радио передали заявление премьер-министра Виктора Черномырдина, в котором правительство гарантировало прекращение боевых действий в Чечне. Террористам пообещали, что после освобождения заложников им предоставят транспорт и сопровождение, чтобы безопасно скрыться 9.
Для помощи в налаживании переговоров с террористами в Буденновск прибыла «Группа Сергея Ковалева». В ее составе были депутаты Валерий Борщев, Виктор Курочкин, Михаил Молоствов, Александр Осовцов, Юлий Рыбаков и помощник Ковалева, член «Мемориала»** Олег Орлов*. Из штаба «Группе Ковалева» передали, что переговоры начнутся утром, но это оказалось неправдой 10.
Около 21.00 пришло сообщение, что в городе идет бой. "Позже выяснилось, что это стреляли свои по своим", - написал в своем "Буденновском дневнике", опубликованном ЦЗПЧ "Мемориал", правозащитник Олег Орлов.
Около 5 утра спецподразделения МВД и ФСБ начали штурм больницы. У здания загорелась крыша. "Просыпаемся в 5 утра от стрельбы и взрывов. Идет штурм. Он начался в 4:50", - зафиксировал в своем дневнике Олег Орлов*. 11
Боевики заставили заложников становиться к окнам и кричать «Не стреляйте!». Штурмующие не смогли зайти в главный корпус больницы, были убиты трое офицеров. Не менее 20 человек из числа заложников погибли, десятки были ранены 12. Более 60 врачей и больных, которые находились в других корпусах, в ходе штурма были освобождены. "Ставропольское радио сообщает, что взято 2 нижних этажа больницы... Освобождено около 70 человек (больные и врачи) из двух отдельно стоящих корпусов - нервного и травматологического. В этих корпусах боевики не находились, а только расположили огневые точки на крыше", - написал Орлов 13.
После остановки штурма Басаев выпустил из больницы двоих врачей, чтобы они обратились к руководителям штаба по освобождению заложников и способствовали началу переговоров. Врачи рассказали Ковалеву, что главными жертвами штурма становятся заложники и что Басаев готов освободить беременных и женщин с маленькими детьми. Ковалев сообщил властям о ситуации в больнице, о провале штурма и о жертвах среди заложников. Затем Ковалеву удалось убедить Басаева отказаться от одного из требований — немедленного вывода войск из Чечни. К 11 утра боевики отпустили из больницы около 150 беременных женщин и матерей с детьми. В 14:10 на короткое время боевые столкновения у больницы возобновляются. Поздно вечером «Радио России» сообщило, что Басаев готов вести с Ковалевым переговоры об освобождении заложников 14.
В 9:30 от имени правительства «Группа Ковалева» начала с Басаевым переговоры об условиях освобождения заложников 15.
В 10.30 подписывается соглашение. В больницу начали завозить продукты. Виктор Черномырдин по телефону обсудил соглашение с Басаевым. Спустя два часа по телевидению Черномырдин зачитал соглашение об условиях освобождения заложников: прекращение военных действий в Чечне и решение спорных вопросов путём переговоров. Террористам также обещана возможность уйти в Чечню 16.
В 14:30 из больницы вышли 111 человек — женщины и дети. В 16:30 отпустили ещё более 400 человек. Около 16 часов Ковалёва вызвали в штаб, чтобы согласовать выезд террористов. С ним выехал Олег Орлов*, в больнице оставались Виктор Курочкин и Юлий Рыбаков. Фактически Ковалёва и Орлова* изгнали из штаба и не пускали обратно в больницу. Но Басаев настоял, что уходя боевики заберут с собой добровольных заложников, в том числе «Группу Ковалева», до момента, пока весь отряд не окажется на территории Чечни. "В этот день освобождено около 130 заложников", - подвел итог дня Орлов*. 17
В полдень террористы начали выходить из здания больницы и садиться в автобусы. Всего с ними из Буденновска выехали 139 заложников, в том числе 121 житель Буденновска, 12 журналистов, Сергей Ковалёв и шесть членов его группы. В штабе выехавшим в боевиками заложникам предложили написать расписку в том, что они добровольно присоединяются к группе Басаева и уезжают с ними в Чечню. По мнению депутата Рыбакова, так власти хотели заранее снять с себя ответственность за уничтожение колонны с боевиками и заложниками. Никто не согласился подписать такой документ 18.
"В каждом автобусе был командир, у нас Асламбек Исмаилов. Он сказал сразу: каждый из бойцов отвечает за конкретного заложника. Первым пьет и ест заложник, а потом вы после него. Расселись так: заложники сидят у окон, на соседнем с заложником сиденье — «его» террорист с оружием. Мы как бы их прикрываем собой", - рассказал Олег Орлов*, комментируя записи в своем дневнике 19.
По дороге через Северную Осетию, как вспоминал Юлий Рыбаков, колонну остановил вертолет, из которого выскочил военный и передал Басаеву конверт. По его словам, военный передал Басаеву распоряжение развернуть колонну и ехать в Кизляр — город на границе Дагестана и Чечни. Так был сорван план с расстрелом колонны, и автобусы направили в Чечню через Ставропольский край, а затем Дагестан 20.
Согласно заметкам Орлова*, в 8.30 колона въехала в Хасавюрт. "В Хасавюрте собралась толпа, там же чеченцев много живет, дагестанских. Нам передавали еду, питье, там уже наелись, напились. И очень долго ждали, пока согласуют маршрут. Не знаю, с кем Басаев вел переговоры о маршруте, но конечной точкой было определено чеченское село Зантак", - прокомментировал он свои записи 21.
В 18.10 проехали российский блок-пост на границе с Чечней, зафиксировал правозащитник 22.
Вечером колонна автобусов въехала в село Зандак Веденского района Чечни. В Зандаке всех заложников освободили. Поздно вечером автобусы с ними выехали в Буденновск. 23.
"Ехало 139 заложников, в том числе 5 депутатов и я, 12 журналистов. 7 автобусов и рефрижератор - там 16 трупов. Более 10 раненных, 127 боевиков", - подвел итог в опубликованном ЦЗПЧ "Мемориал"* «Буденновском дневнике» правозащитник Олег Орлов* 24.
В ходе событий июня 1995 года в Буденновске были убиты 145 человек: 94 гражданских, 35 силовиков и 16 боевиков 25.
Олег Орлов* отмечал, что после событий в Буденновске в Чечне начался период относительного перемирия. «Однако длившиеся полгода переговоры оказались безрезультатными — стороны не были готовы на взаимные уступки и, по всей видимости, не возлагали серьёзных надежд на мирный процесс.<...>В декабре 1995 года боевые действия возобновились», — рассказывал Олег Орлов* 26.
В свою очередь правозащитник Юлий Рыбаков подчеркивал, что "о трагедии Буденновска сегодня если и вспоминают, то больше в контексте споров". Кто-то говорит, что Черномырдин пошел тогда на поводу у бандитов", что если бы тех, первых, чеченских террористов уничтожили, то и других терактов не было бы, а война закончилась бы победой в том же году. Другие указывают на то, что уничтожение всех последующих террористов не остановило войны, которая унесла жизнь более 100 тысяч людей", - считал Рыбаков. 27.
По рассказам Басаева, для операции в Буденновске он лично отбирал и готовил боевиков: "Моя поездка в Буденновск обошлась где-то в двадцать пять тысяч долларов. Правда, большая часть ушла на покупку "КамАЗов" и машины "Жигули" - пятнадцать тысяч долларов. А по дороге раздали тысяч восемь-девять. Когда мы захватили больницу, то все власти были в растерянности. По телевизору передают, что переговоры идут, деньги предлагают, а на самом деле ничего этого не было. Они два дня в растерянности были, даже боялись кого-нибудь прислать. Только через сутки опомнились, и первый раз к нам чеченец из города пришел. В первый момент я удивился, когда Черномырдин мне позвонил. Но уже по тому, что он меня просил не поддаваться на провокации, не отвечать на них огнем, я понял, что он не мог управлять ситуацией. Премьер-министр, а власти у него было не очень много. Об операции Дудаев не знал. В тот момент у меня не было с ним связи второй месяц. Да даже если бы была, то я не стал бы его посвящать в такие тонкости" 28.
После операции в Буденновске весь личный состав вооруженного формирования Шамиля Басаева был представлен Джохаром Дудаевым к званию "Герой Чечни". Трое заместителей Басаева получили орден "Честь нации". А сам Басаев - выговор, за невыполнение поставленной боевой задачи: Буденновск не был конечной целью операции 29.
Судебные процессы над участниками нападения в Буденновске продолжались много лет. В июле 2009 года суд Ставропольского края приговорил Абубакара Межиева и Игоря Соколова к 11 и 13 годам тюремного заключения в колонии общего режима. В октябре 2013 года приговор по делу о нападении на Будённовск был вынесен в отношении Моулды Хабаева. В октябре 2017 года Северо-Кавказский окружной военный суд осудил на 15 и 13 лет колонии общего режима уроженцев Чечни Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева.
В июне 2018 года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал виновным в причастности к нападению на Буденновск уроженца Ножай-Юртовского района Чеченской Республики Бадрудди Даудова и приговорил его к 14 годам лишения свободы в колонии общего режима.
В апреле 2019 года Северо-Кавказский военный суд приговорил к 11 годам колонии Руслана Исламова, признанного виновным в участии в вооруженном нападении на Буденновск в 1995 году.
В декабре 2020 года суд в Ростове-на-Дону приговорил к 12 годам колонии строгого режима жителя Чечни Аслана Даудова, признав его виновным в захвате заложников, терроризме и умышленном убийстве при нападении отряда Шамиля Басаева на Буденновск в 1995 году.
В 2024 году Олег Орлов* был признан иностранным агентом и осужден по уголовному делу о дискредитации армии на 2,5 года колонии. Подробнее о преследовании правозащитника и ликвидации "Мемориала" рассказывается в справке "Кавказского узла".
* внесен Минюстом в реестр иностранных агентов.
** внесен Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ликвидирована по решению суда.