13:17 / 23.06.2023Решение суда по жалобе Магомеда Магомедова возмутило журналиста

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Райсуд в Махачкале отказался удовлетворить основные требования заместителя главреда "Черновика" Магомеда Магомедова, который обжаловал бездействие следствия по заявлению о превышении полномочий полицейскими во время его одиночного пикета. Журналист и его адвокат пообещали обратиться в Верховный суд Дагестана.

Как писал "Кавказский узел", в июле 2022 года заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов подготовил заявление в управление СКР по Дагестану с требованием привлечь к уголовной ответственности полицейских, которые, по его мнению, незаконно помешали его одиночному пикету и превысили должностные полномочия.

11 июля полицейские задержали Магомеда Магомедова, вышедшего в Махачкале на пикет в поддержку Абдулмумина Гаджиева. Также был задержан снимавший пикет журналист, корреспондент "Кавказского узла" Мурад Мурадов (включен в реестр иностранных агентов). Их отвезли в УМВД по Советскому району и в тот же день освободили. Полицейские объяснили задержание тем, что решили убрать плакат с глаз главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, кортеж которой должен был проезжать в этом месте.

22 июня в Советском райсуде Махачкалы прошло заседание по жалобе Магомеда Магомедова на бездействие следователей, которые не провели проверку его заявления о задержании полицейскими 11 июля 2022 года, передал корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.

Согласно жалобе Магомедова, копия которой есть в распоряжении «Кавказского узла», 13 июля 2022 года Магомедов обратился в управление СКР по Дагестану с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции, доставивших его в отдел полиции. 15 июля заявитель получил письмо о перенаправлении его «обращения» из управления СКР по Дагестану в следственный отдел ведомства по Советскому району Махачкалы.

Проверка по факту заявления проведена не была: ни сам Магомедов, ни иные лица опрошены не были, о каком-либо решении также сообщено не было, указал журналист. "Неоднократные визиты в следственный отдел по Советскому району СУ СКР по РД с требованием провести проверку моего заявления о преступлении, опросить меня, свидетелей и принять по нему решение должного результата не принесли", - говорится в документе.

Магомедов попросил признать бездействие следователя и руководителя районного следственного отдела, "выразившиеся в непроведении проверки по заявлению о преступлении должным образом", нарушение сроков процессуального решения на принятие процессуального действия. Также Магомедов попросил в случае, если следователем либо руководителем следственного отдела принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, признать данное решение незаконным.

В суде Магомедов рассказал, что вышел на разрешенный законодательством России одиночный пикет, и несмотря на «всю законность действий журналиста» его доставили в отдел полиции. «Меня доставили в отдел полиции, не обосновав причины. По данному поводу я обратился в Следственный комитет, потому что посчитал, что мои права нарушены, потому что я вижу, что из состава преступления это нарушение права проведения одиночного пикета", - пояснил Магомедов.

Журналист уточнил, что его заявление, которое он подавал в СУ СКР по Дагестану, в ответе ведомства было обозначено не как заявление, а как обращение. "Оно было обозначено как обращение, хотя я не обращался в Следственный комитет, я ему подавал заявление. С того момента тоже никаких писем, приглашений, объяснений или же каких-то отказов не пришло. На мой взгляд, это не соответствует законности, поэтому я обратился в суд с просьбой, чтобы разобрались", - сказал Магомедов в зале суда.

Адвокат Магомедова обратил внимание на то, что действующим законом установлен трехдневный срок для проверки заявления о преступлении, который может быть продлен до десяти дней, а в исключительных случаях - до месяца. "Но с момента обращения с заявлением о возбуждении уголовного дела прошел почти  год", - сказал в суде адвокат.

Также он добавил, что в порядке проверки заявления сам Магомедов должен был быть опрошен, однако этого сделано не было. "Поэтому очевидно, что следственный орган бездействовал", - сказал он. На вопрос суда, получал ли Магомедов от каких-либо правоохранительных структур какие-либо сведения по своему заявлению, Магомедов ответил отрицательно.

Представитель следственного отдела по Советскому району Махачкалы сообщил в суде, что заявление Магомедова поступило к ним, но было переквалифицировано не как заявление, а как обращение, так как "данная переквалификация соответствует действующим нормам". Далее обращение было перенаправлено в оперативно-разыскную часть собственной безопасности МВД Дагестана для дальнейшего рассмотрения и принятия мер. "И соответственно, ответ о рассмотрении данного обращения заявителю должен был быть дан именно этим органом. Почему он оттуда не получил ответ, непонятно", - сказал представитель ответчика и предоставил суду документ о том, что заявление было перенаправлено в МВД 2 августа 2022 года.

Адвокат, обращаясь к ответчику, спросил, были ли попытки опроса заявителя или сотрудников полиции по факту заявления и изложенных в нем фактов. Представитель следствия ответил, что таких опросов не было, так как обращение Магомедова было сразу перенаправлено.

Прокурор попросил суд отказать в удовлетворении жалобы Магомедова, так как обращение Магомедова было перенаправлено в МВД, и бездействия следователя, таким образом, не было.

Однако адвокат Магомедова отметил, что представитель следствия предоставил суду документ, прямо подтверждающий их бездействие, так как следственный отдел не стал рассматривать заявление о преступлении. "Направили в тот орган, практические действия которого обжалуются. Это согласно их же инструкции недопустимо. Недопустимо направление вот этих заявлений другим лицам, действия которых обжалуются", - сказал адвокат.

Он пояснил, что по фактам, изложенным в заявлении, следственный отдел по Советскому району Махачкалы был обязан провести проверку, вызвав заявителя и взяв у него объяснения. "Но, как видно, они отмахнулись от этого заявления и не выполнили свои обязанности. Поэтому незаконность их действий и бездействия абсолютно очевидна", - заявил адвокат.

Магомед Магомедов выступил против переквалификации его "заявления о преступлении" в "обращение". "Я требую относиться к моему заявлению как к заявлению о преступлении, потому что в данном заявлении перечислены все признаки преступлений, которые предусмотрены соответствующей статьей Уголовного кодекса", - сказал журналист.

Суд постановил частично удовлетворить жалобу Магомедова и обязал следователей уведомить Магомедова о передаче его заявления, которое следственный отдел посчитал обращением, в МВД. В остальном суд постановил Магомедову отказать. На вопрос Магомедова, правильно ли он понимает, что бездействие следственного органа выражено лишь в том, что его не уведомили, а в остальной части, которая касается рассмотрения заявления о преступлении, жалоба оставлена без удовлетворения, судья ответил утвердительно. Он отметил, что, если Магомедов не согласен с решением суда, то может обжаловать в течение 15 суток с момента вынесения решения.

После заседания Магомед Магомедов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что обязательно будет обжаловать решение суда, так как требования "удовлетворены не в основной их части, а только в части бюрократической".

Он пояснил, что его целью было привлечь к ответственности за бездействие следственный орган. "Заявление было написало почти год назад. Я его отправлял в следственное управление следственного комитета России. Заявление принес в канцелярию. Его зарегистрировали в канцелярии. Спустя какое-то время мне пришел ответ, что мое обращение направлено в следственный отдел Советского района Махачкалы СУ СКР по Дагестану. […] Следственный отдел по Советскому району не представил ни бумаг, ничего [о том], что сейчас происходит с моим заявлением, на каком оно этапе: рассмотрено, отказано. Никакой информации не представили о каких-то результатах проверки", - сказал Магомед Магомедов.

Адвокат Магомедова сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что решение суда будет обжаловано в Верховном суде Дагестана. Он пояснил, что перечисленные в жалобе нарушения прав Магомедова, допущенные силовиками, уголовно наказуемы, и в этом контексте следственное управление не могло переквалифицировать заявление Магомедова о совершении преступления в простое обращение. Также по факту заявления должно было быть принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении дела, отметил адвокат.

Журналист издания "Новое дело" Идрис Юсупов, также присутствовавший в зале суда, сказал корреспонденту "Кавказского узла", что обжалование в судебном порядке нарушений прав граждан "является положительной практикой". "То есть нужно не оставлять без внимания незаконные действия сотрудников полиции", - пояснил Юсупов.

Опираясь на практику своих наблюдений, он отметил, что нарушения прав бывают часто. "То есть нарушения бывают очень часто, но обжалуются они очень редко. В силу занятости людей, отсутствия времени или отсутствия специальной юридической квалификации", - сказал Юсупов.

Напомним, 16 января силовики также задержали Магомеда Магомедова и Идриса Юсупова, которые намеревались провести одиночные пикеты в защиту Абдулмумина Гаджиева. Журналистов увезли в Советский райотдел полиции Махачкалы, объяснив задержание тем, что получили сообщение об организации массовых беспорядков. Спустя несколько часов журналисты были освобождены.

В связи с этим 17 апреля Магомед Магомедов подал административный иск, в котором оспорил законность действий полицейских. Идрис Юсупов также добивается проверки действий силовиков.

17 ноября 2022 года редакция "Черновика" заявила, что власти препятствуют выходу тиража печатной версии издания. Журналисты связали это с позицией главы Дагестана Сергея Меликова. Очередной тираж "Черновика" был доставлен из Ростовской области после того, как типография в Дагестане отказалась печатать газету. 24 ноября редакция "Черновика" сообщила о срыве выпуска газеты из-за отказа типографии. В связи с этим 28 ноября издание временно отказалось от выпуска печатной версии, говорится в справке "Кавказского узла" "Черновик": угрозы, уголовные дела, убийство главреда".

Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор: