04:32 / 30.06.2023Защита ингушских оппозиционеров напомнила о подлинных виновниках кризиса в республике

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Массовые акции протеста в Ингушетии были спровоцированы действиями руководства республики, а беспорядки во время митинга - попыткой силового разгона демонстрантов, отметил в суде адвокат Асхаб Ужахов. Зарифу Саутиеву ни один из потерпевших не упомянул в показаниях, но суд ссылается на их слова как на доказательства ее виновности, отметил адвокат активистки Билан Дзугаев.

Как писал "Кавказский узел", с 13 января в Ставропольском крае идет процесс по апелляционным жалобам на приговор семи лидерам протеста в Магасе. Следствие и суд не доказали, что в действиях осужденных были признаки экстремистской деятельности, заявили 12 мая адвокаты, призвав апелляционную инстанцию вынести оправдательный приговор. 29 июня адвокат Исмаила Нальгиева Андрей Сабинин подчеркнул в суде, что следствие не имеет доказательств организации подсудимыми беспорядков во время митинга в Магасе, но есть доказательства, что они пытались остановить насилие. Слушатели процесса назвали убедительными доводы защиты.

Ингушские активисты были обвинены в создании экстремистского сообщества и участии в нем. В декабре 2021 года суд приговорил Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова к девяти годам колонии, Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева – к восьми годам, а Зарифу Саутиеву – к семи с половиной годам. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Главное о деле лидеров ингушского протеста".

Защитник Малсага Ужахова Асхаб Ужахов в своей речи обратил внимание на два важных момента, касающихся обвинения в создании экстремистского сообщества. "Обвинением и судом не была установлена четкая дата создания этого экстремистского сообщества, а это очень важно. Верховный суд РФ разъяснял, что уголовная ответственность за создание экстремисткого сообщества наступает с момента фактического момента образования указанного сообщества. То есть надо определить, когда это сообщество было образовано, и с этого момента привлекать к уголовной ответственности. В нашем же случае дата и точное время создания экстремистского сообщества Ужаховым, Барахоевым и Мальсаговым, как организаторами, ни судом, ни следствием, ни обвинением не установлены, и о привлечении к ответственности за создание этого сообщества не может идти и речи", - подчеркнул он.

Чтобы Ужахов, Барахоев и Мальсагов могли создать экстремистское сообщество, как утверждает обвинение, они должны были как минимум быть знакомы между собой, однако они знакомы не были, подчеркнул защитник. Митинг с требованием прямых выборов главы Ингушетии, прошедший в Магасе в мае 2018 года, упоминался в деле как первый эпизод в деятельности экстремистского сообщества, но в нем участвовал лишь один из так называемых организаторов сообщества - Малсаг Ужахов. "Остальных подсудимых нет ни на видеоматериалах, ни в справках ЦПЭ с перечислением всех участвовавших активистов, ни в судебных актах о привлечении к административной ответственности за этот митинг", - заявил адвокат. Он добавил, что организацию этой акции обвинение упорно приписывает Ужахову, хотя подлинный организатор митинга давал свидетельские показания в суде и признавал организатором митинга себя.

Асхаб Ужахов отметил, что суд "все время пытается абстрагироваться" от факта, который стал причиной начавшихся в октябре 2018 года протестов - соглашения об изменении границ между Ингушетией и Чечней.

"Это соглашение шло вразрез с волеизъявлением народа и руководства республики по итогам Съезда народа Ингушетии в 2013 году, проведенного по инициативе главы республики (Юнус-Бека) Евкурова. Тогда обсуждался вопрос границ, была создана специальная комиссия и определена межа между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой. Вопреки этому решению Съезда народа Ингушетии в 2013 году, не советуясь с народом, глава республики тайно подписал соглашение, которое кардинально идет вразрез с его же мнением пятью годами ранее. Это, естественно, вызвало большое возмущение у жителей республики", - подчеркнул адвокат, добавив, что митингующие не допускали никаких правонарушений, пока представители власти не предприняли попытку силового разгона акции.

По словам Ужахова, к ответственности должны быть привлечены не активисты, а должностные лица, которые умышленно спровоцировали своими действиями кризис в Ингушетии. Адвокат перечислил семь уголовных статей, под которые подпадают действия этих чиновников: от превышения полномочий и злоупотребления, до исполнения заведомо незаконного приказа и препятствования правосудию.

Адвокат Зарифы Саутиевой Билан Дзугаев, выступивший в суде, подверг критике формулировки приговора и, в частности, утверждение, что обвиняемые "манипулировали национальными обычаями". "Что это значит? Как можно манипулировать обычаями? Это перекочевало в приговор из обвинительного заключения", - цитирует слова Дзугаева ЦЗПЧ "Мемориал" в своем Telegram-канале.

"Мы просили обвинение объяснить, что это значит, в чем это конкретно выражалось. Но не получили в ответ никаких уточнений и разъяснений. Пустые слова, которыми наполнен приговор. Видимо, для того, чтобы замаскировать пустоту", - сказал адвокат.

Он также отметил, что ни один из допрошенных в суде потерпевших не упомянул Саутиеву в своих показаниях, но в приговоре их показания приведены в качестве доказательства ее вины. "Получается, ее вина только в том, что она присутствовала на площади 27 марта 2019 года, снимала на видео и выкладывала в свой Facebook*. И за это она должна быть в неволе семь лет и шесть месяцев" - заключил адвокат.

Прения сторон продолжатся 30 июня.

Материалы об этом процессе собраны на тематической странице "Ингушетия: дело лидеров протеста".

Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор: