НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Силовики в Дагестане поставили на профучет вдову убитого в Чечне Ислама Магомедова и регулярно приезжают к ней домой для бесед, рассказала мать Магомедова. Визиты силовиков доставляют неудобства, пожаловалась вдова убитого.
Как писал "Кавказский узел", 10 марта 2020 года Верховный суд Чечни признал восемь убитых дагестанцев виновными в посягательстве на жизнь силовиков и незаконном обороте оружия, но прекратил уголовное дело в связи с их смертью. Апелляционный суд отказал родственникам погибших в пересмотре дела. Жены погибших находятся на профучете, рассказала "Кавказскому узлу" мать одного из убитых, Пахрудина Махаева.
Жители Дагестана Гашим Узданов, Пахрудин Махаев, Ислам Магомедов и Шамиль Джамалутдинов пропали 28 сентября 2016 года по дороге из Каспийска в Махачкалу. 4 октября того же года в Хасавюрте пропали Гусейн Гусейнов, Клыч Клычев, Шамиль Джамалутдинов (полный тезка жителя Каспийска) и Камиль Джамалудинов. Силовики утверждали, что эти люди готовили теракт и были убиты в перестрелке в ночь на 9 октября 2016 года в Гудермесском районе Чечни. По версии родных, дагестанцы были похищены, а затем убиты. В феврале 2020 года сотрудник станции техобслуживания подтвердил в суде, что трое из восьми обвиняемых были похищены в Дагестане.
Вдову Ислама Магомедова силовики поставили на профучет и регулярно посещают их дом, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" мать Магомедова Умрайхан. По словам женщины, силовики задают разные вопросы, а в конце заставляют расписаться в том, что адрес фактического проживания вдовы убитого не изменился.
"Мы знаем со слов силовиков [о постановке на профучет]. Они сказали, что она состоит на профучете, потому что буквально два раза в год они приходят к нам домой, спрашивают, где она. Требуют, чтобы она явилась домой, расписаться, что она находится дома, а не переехала жить в другое место. Потом ее забирают в отделение и там продолжают задавать разные вопросы", - сообщила она.
В марте 2017 года глава МВД по Дагестану сообщил об уничтожении приказов о профучете по категории "экстремист", однако правозащитники заявляли о сохранении практики учета верующих. В марте 2018 года "Новая газета" сообщила, что силовики используют меры отмененного профучета, применяя закон "Об оперативно-разыскной деятельности". Профучет является одним из способов профилактики правонарушений и рецидива преступлений, отмечается в справке "Кавказского узла" "Профучет в МВД РФ".
По ее словам, силовики часто приходят в штатском и не представляются. "Они сразу заходят к нам во двор, без предупреждения, без ничего. Мы просим представиться, показать документы, чтобы убедиться, что это представители власти, но они отказываются, не показывают [документы] и сразу начинают беседы с ней проводить. Я спрашиваю: на каком основании вы сюда пришли, почему вы себя так ведете? Нам говорят не мешать им работать, пугают, что вызовут наряд, ругаются на нас", - пожаловалась женщина.
В последний раз силовики приходили осенью 2022 года, отметила Умрайхан. "Тогда мы сильно поругались, я не пускала их, требовала документы, но они снова отказались [показать документы]. Сказали, что невестка должна немедленно поехать с ними в отделение. Была большая ссора у нас во дворе. Он (силовик) вызвал наряд, они стояли, ждали невестку мою. В итоге она на месте подписала документ, что никуда не собирается, ответила на пару вопросов, и они ушли. Вот как все было. Думаю, в скором времени они снова придут к нам", - сказала она.
Сама невестка Умрайхан, попросившая не публиковать ее имя, рассказала, что визиты силовиков ее беспокоят. "Мне неприятно, я не знаю, почему уже семь лет нахожусь в этом списке и отвечаю на одни и те же вопросы. С работой пока проблем нет, я, так сказать, самозанятая. За это время я никуда не планировала выезжать или улетать, поэтому не знаю, будут ли проблемы на границе, если вдруг мне захочется куда-то улететь", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По словам женщины, визиты силовиков доставляют ей неудобства. "Они могут приехать, когда захотят, и сразу требуют явиться домой (если женщина не дома. – Прим. "Кавказского узла"). Даже если мне неудобно и я не могу. А мне, как правило, неудобно, но их это не волнует, они требуют и угрожают вызвать наряд, если я не приду", - пожаловалась она.
В Дагестане профучет сейчас осуществляется с многочисленными нарушениями, считает юрист Галина Тарасова. "На профучет по категории "экстремист" массово ставят вполне законопослушных граждан с целью создания видимости эффективной деятельности полиции по профилактике экстремизма и терроризма, обеспечения показателей работы, оказания психологического давления на население. Практика ведения профучета с таким количеством нарушений характерна именно для Дагестана. А нарушения носят многолетний характер", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, человек может обжаловать постановку на профучет. "Постановка на профучет может быть обжалована вышестоящему руководителю органа внутренних дел, в прокуратуру, в суд. Но обжалование затруднено тем, что полиция препятствует гражданам в получении информации. В официальных ответах гражданам и в суд органы внутренних дел неправомерно укрывают, отрицают сам факт существования профучета по категории "экстремист" и, соответственно, постановку на него граждан. При поступлении требований об участии в мероприятиях, связанных с профучетом, гражданам следует добиваться предоставления официальной информации об основаниях проведения с ними этих мероприятий, фиксировать нарушения их прав с привлечением свидетелей, с применением аудиозаписи, видеозаписи", - посоветовала она.
По словам матери Пахрудина Махаева Бурлият, на профучет были поставлены все жены убитых в Чечне дагестанцев. "Поставили на профучет всех жен. А также двух дочек Джамалудинова Шамиля из Каспийска. Им всего девять и семь лет. Матерей не ставили, только жен. По какой причине, не знаем", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее сведениям, недавно в отдел полиции забирали жену одного из убитых, несмотря на то, что она уже вышла замуж за другого человека. "Забирали в отдел бывшую жену Джамалудинова Шамиля из Хасавюрта... С остальными нет постоянно связи, поэтому подробностей не знаю", - сказала Бурлият.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.