НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Загранпаспорт молодой жительнице Чечни не был выдан из-за требования антитеррористической комиссии не выдавать эти документы людям до 30 лет без присутствия старших родственников, сообщила полиция Чечни адвокату девушки.
Как писал "Кавказский узел", "Кризисная группа СК SOS"* сообщила, что совершеннолетней жительнице Чечни в феврале отказали в выдаче загранпаспорта без присутствия члена семьи. Опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники указали, что эта практика грубо нарушает закон и права человека.
Для получения загранпаспорта люди в возрасте до 30 лет должны приходить в отделение в сопровождении родителей или других старших родственников, сообщило управление по вопросам миграции МВД Чечни в ответе адвокату Александру Немову, который попросил объяснить отказ в выдаче загранпаспорта его подзащитной. "Согласно протоколу заседания антитеррористической комиссии Совета экономической и общественной безопасности Чеченской Республики от 18.06.2015 № 05-04/342 было принято решение о выдаче паспортов молодым людям до 30 лет в присутствии и с согласия их родителей или близких родственников", - говорится в ответе полиции, текст которого опубликовала на своем сайте "Кризисная группа СК SOS"*.
Требование о присутствии родных при выдаче загранпаспорта в ответе ведомства мотивируется необходимостью убедиться, что цели поездки не противоречат интересам России. Девушке, отказ выдать паспорт которой обжаловал адвокат Александр Немов, рекомендовали прийти за получением документа с близким родственником.
С юридической точки зрения, ответ МВД Чечни незаконен, заявил адвокат Александр Немов. "Они пытаются ненормативным актом заменить, во-первых, установленный административный регламент МВД по выдаче загранпаспортов, во-вторых, иные нормативные акты, в том числе правительства России, которые определяют статус загранпаспорта, включая закон о документе, удостоверяющем личность", - отметил Немов.
Адвокат сообщил, что планирует подавать иск и обжаловать ответ полиции, хотя и сомневается, что суд удовлетворит его требования. "Какое будет решение суда - тут невозможно предугадать. Из практики, суды в Чечне чаще встают на сторону государства, но как будет в данном случае - предугадать невозможно", - приводятся слова Немова в публикации.
В 2015 году Магомед Аламов из "Команды против пыток"* и юрист Абубакар Янгулбаев сообщали о задержании девушек под предлогом того, что они уедут в Сирию, рассказала ранее "Кавказскому узлу" правозащитница и журналистка Светлана Анохина. "Но сейчас мало кто бежит в Сирию. А гайки закручены и не раскручиваются. Сейчас это делается по другой причине, власти Чечни решили, что необходимо контролировать женщин. Для получения загранпаспорта одна из наших заявительниц, женщина с четырьмя детьми, вынуждена была искать родственника со стороны отца, без него паспорт ей не отдавали, чтобы, не дай бог, не смогла собой распоряжаться и куда-то уезжать", - рассказала она.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* внесена в реестр иноагентов.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
По чеченским адатам, строгим блюстителем которых себя позиционирует Рамзан Кадыров, юноши с 15 лет считались и считаются уже мужчинами. А кадыровский же Совбез считает, что и в 30-летнем возрасте люди должны приводить с собой за загранпаспортами старших родственников. Ладно уж, если бы речь шла о девушках и молодых женщинах, согласимся с тем, что родные за них в ответе, но парням-то это зачем?
В прошлом году на фоне начала событий на Украине, выдачу заграничных паспортов тоже прикрыли. С лиц призывного возраста требовали предъявить справки из военкоматов, а в какой-то период мужчин, подавших документы на получение загранпаспортов, вообще задерживали, увозили в отделы полиции, насильно зачисляли в «добровольцы», обвиняя в трусости и намерениях бежать из республики, дабы избежать возможного призыва. Об этой ситуации достаточно подробно рассказывал правозащитник Абубакар Янгулбаев (https://www.youtube.com/watch?v=g0PeBMbIkSU).
Хотя, при наличии связей и наличии денежных средств, получить загранпаспорт можно было без особых проблем. Просто обходится это в разы дороже. Складывается такое впечатление, что власти Чечни намеренно вводят различного рода ограничения для людей, чтобы элементарным образом на этом зарабатывать. Один мой товарищ пару-тройку лет назад отдал 18 тысяч за то, чтобы ему сделали загранпаспорт в обход очереди.
Просто подошел к «нужному человеку», работнику миграционной службы, телефон которого ему дала знакомая. Объяснил что и как, и тот лично провел его по всем инстанциям – помог написать заявление, сделать фото и прочее, тогда как на улице ждала огромная очередь желающих обзавестись загранпаспортами, и через три недели заветный документ был у него в кармане. В другом случае, родители больше года назад подали документы на получение загранпаспорта малолетней дочери, до сих пор ждут ответа. А решение очень простое. Нужно пойти и дать «на лапу», и вопрос разрешится практически мгновенно.
И еще одно. «С юридической точки зрения, ответ МВД Чечни незаконен, заявил адвокат Александр Немов». Я так понимаю, это тот самый адвокат Немов, который несколько недель назад вместе с Еленой Милашиной был избит в Грозном, как бы «неизвестными»? Кому-кому, а уже ему-то должно быть известно, что в Чечне нет никакой законности.