20:10 / 10.08.2023Пользователей Telegram возмутило использование имени Хаджи-Мурата в названии коньяка

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Использование имени Хаджи-Мурата в названии коньяка оскорбляет чувства верующих, муфтият Дагестана должен вмешаться, заявили пользователи Telegram.

Хаджи-Мурат - участник освободительной борьбы кавказских горцев, один из правителей Аварского ханства (в 1834-36 годах), наиб имама Шамиля - лидера горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи, говорится в биографической справке, подготовленной "Кавказским узлом".

Фотографию коньяка под названием "Гаджи Муратъ", который стоит среди другой коньячной продукции, опубликовал сегодня Telegram-канал "ЧП/Кавказ", на который подписаны 114 372 человека. "Неужели другие названия закончились, чтобы называть коньяк его именем? Так и до имама Шамиля рукой подать", - говорится в описании к снимку.

Пользователи канала поддержали автора поста, публикация на 20.00 набрала 425 комментариев. "Это оскорбление чувств верующих и национальной истории", - написал пользователь SHAMIL. "На это должно реагировать ДУМД (Духовное управление мусульман Дагестана, - прим. "Кавказского узла)" как минимум", - отметил он в другом комментарии. "И как Муфтият смотрит на такое", - поинтересовался Неш. "Муфтий еще не высказал недовольство по этому поводу?" - спросил forever.

Ряд пользователей порекомендовал потребовать ответа от производителя или подключить власти. "Найти производителя и спросить с него. Вряд ли мы можем помочь", - отметил пользователь Sss. "Изъять срочно и всё ликвидировать", - предложила Narina. "Надо жалобы подать на производителя. Открыть петицию", - написала Аида. "Куда нужно обращаться и где собирать подписи, чтобы такое название запретили?" - спросил пользователь Grandioznost.

На 20.00 мск на сайте и в Telegram-канале муфтията Дагестана не содержится комментариев об использовании имени Хаджи-Мурата в названии алкогольного напитка.

Как следует из информации на ресурсах по продаже алкогольных напитков, коньяк "Гаджи-Муратъ" с трехлетней и пятилетней выдержкой производит Дербентский винно-коньячный завод Дагпотребсоюза.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:"Кавказский узел"
10.08.2023 в 20:36Игорь Сажин
Я так и не понял, а что религиозного в Хаджи Мурате? 
11.08.2023 в 09:38ezekiel
Все верно сказано.
11.08.2023 в 21:33Игорь Сажин
Логично
10.08.2023 в 20:55dannie
тут может быть несколько вариантов объяснения:

1) Хаджи-Мурат формально стал шахидом

2) был правой рукой главы имамата, т.е. теократического квазигосударственного образования

3) могила Шамиля стала де-факто зияратом

+ самое очевидное:

4) естественно, что Хаджи-Мурат был мусульманином, и ставить изображение мусульманина на запретный исламом продукт, да еще для извлечения прибыли, довольно оскорбительно

11.08.2023 в 08:46leesa_fay
Спиртное для мусульман является харамом, то есть запретным. И использовать имя одного из национальных героев Дагестана в названии коньяка, это открытое издевательство и неуважение не только к религиозным чувствам верующих, но и всех дагестанцев. Тут не только муфтият должен реагировать, но и общественность. Когда-то достаточно давно где-то вычитал, что в царской России выпускался шоколад под названием «Чеченецъ». А теперь ощутите разницу между прошлым и настоящим. Это раз. Второе. Хаджи-Мурат, как бы он не вел себя при жизни (вначале был наибом Шамиля, затем переметнулся к врагу, а потом решил вернуться назад), все же достойно завершил свой земной путь, и стал шахидом. Его череп до сих пор хранится в музее Петербурга, что тоже является недопустимым. Того, кто вздумал использовать имя Хаджи-Мурата в названии коньяка, надо подвергнуть народному порицанию и подать в суд. Это мое личное мнение.
11.08.2023 в 09:07reatha

1. Невозможно стать шахидом "формально". Он или шахид, или нет. Хаджи-Мурат, безусловно является шахидом, потому как погиб с оружием в руках защищая свою жизнь.

2. Имамат был теократическим, но вовсе не "квазигосударственным" образованием. Хотя бы потому, что это, по Вашему мнению "квазигосударственое" образование, на протяжении четверти века успешно противостояло одной из самых мощных империй своего времени – Российской. Той самой, что смогла победить самого Наполеона.

3. Касательно могилы имама Шамиля. Есть несколько версий относительно места его погребения, к тому же ислам запрещает устраивать из могил места поклонения, т.е. зияраты, что достаточно распространено в Дагестане, Чечне и Ингушетии.

4. Здесь солидарен с Вами полностью. Называть именем мусульманина спиртное – оскорбительно.

11.08.2023 в 09:24dannie
кто это "мы"? если у кого-то лично не хватило понять за годы, что Хаджи-Мурат - это историческая фигура, а не просто литературный герой, то проблема лично в этом человеке, а не в том, что он "немусульманин".

а насчет коммерсантов, то они тоже должны соизмерять свои аппетиты с нормами морали (даже не закона). такое название даже немусульманина может покоробить. хотя, конечно, основной массе потребителей дешевой алкопродукции - на это вообще наплевать.  

11.08.2023 в 09:38ezekiel
Кого-то явно потянуло в "лихие 90-е". Тогда повсеместно в продаже появились «именные» алкогольные напитки. Навскидку названия некоторых марок водки: «Петр Великий», «Екатерина», «Распутин», «Столыпин», «Суворов», «Ельцин», «Жириновский», «Брынцалов», «Довгань» и т.д. Помнится, еще коньяк «Наполеон» был в ходу, как и одноименная водка. Между прочим, вся эта вино-водочная продукция тогда свободно продавалась в магазинах и на рынках Чечни. Больше того, республика производила собственную алкогольную продукцию. Коньяки «Вайнах», «Эрзи», «Илли», пользовались большой известностью и популярностью у любителей «зеленого змия». Родственник как-то приехал на побывку из армии, и отвез в подарок своему командиру пару бутылок «Илли», за то, что тот дал ему отпуск. Так до конца службы, по его же словам «провел в шоколаде». Это сегодня в Чечне употреблять спиртное категорически запрещено, и продается алкоголь (официально), только в одном из отделов гипермаркета «Лента», что находится рядом с главной военной базой федеральных войск Ханкала. Времена нынче другие настали. Идея назвать коньяк именем Хаджи-Мурата, не совсем правильная, хотя авторов, понятное дело, интересовала всего лишь финансовая сторона дела. Думали хорошо заработать на имени легендарного военачальника времен шамилевского Имамата.
11.08.2023 в 09:40dannie
1. слово "формально" многозначно в русском языке. в данном случае - в соответствии с принятой формой, нормами и правилами. т.е. в случае с Хаджи-Мурата соблюдены условия, позволяющие именовать его шахидом.

2. в этом термине ("квазигосударственный") нет ничего уничижительного, он применяется для описания политических образований, которые обладают некоторыми, но не всеми признаками государственности. способность противостоять какой-либо силе - точно не является критерием государственности или негосударственности. в целом же, по Имамату - вопрос дискуссионный. есть аргументы и за то, что это было "государство", лично у меня - другая позиция. 

3. верно. но как быть с тем, что зияраты посещают те, кто считает себя мусульманами, при этом искренне полагая, что эта практика не запрещена исламом?

11.08.2023 в 09:56eugenio.lubowitz
Главная задача коммерсантов извлечь прибыль. Все эти религиозные, национальные и прочие факторы их не волнуют абсолютно.
11.08.2023 в 14:14Игорь Сажин
Хаджи Мурат - это воин воевавший портов России. Шахид защищает веру, скорее всего, чем пытается свалить колониальный гнет. Тот кто дал напитку такое имя не ориентировался на мусульман, он ориентировался на людей вне исламской традиции.
11.08.2023 в 08:42victor
  Мы, не мусульмане, знаем Хаджи Муратата по повести Л.Толстого. Для нас он скорее литературный герой, и название коньяка не вызывает никаких проблем. А для комерсантов, это узнаваемое название, для увеличения прибыли, при продаже продукта. А, вот  для верующих мусульман, название алкоголя может быть недопустимо...
11.08.2023 в 15:13dannie
"Тот кто дал напитку такое имя не ориентировался на мусульман"

а дважды два - четыре, Игорь Валентинович ))

"Хаджи Мурат - это воин воевавший портов России. Шахид защищает веру, скорее всего, чем пытается свалить колониальный гнет."

это Вы пытаетесь повторять ошибки ориентализма, натягивая западные концепты на "туземное" сознание. горные общества Чечни и Дагестана в XIX века еще не были в курсе понятия "колониализм", а вот то, что борьба ведется против "неверных" - было очевидно для всех, от мала до велика.

11.08.2023 в 15:30Игорь Сажин
Если следовать этой логике, то можно запретить и географические названия проживания мусульман использовать для названий алкогольных напитков.
11.08.2023 в 15:41dannie
кривая "логика". нет никаких мест (географических названий), где не проживают и когда-либо не проживали не-мусульмане. нет никаких абсолютно мусульманских географических названий.

другой вопрос, что есть священные (тут оговорка - самого этого термина в исламе в том значении, что оно есть в христианстве - не существует) для мусульман географические объекты именно с религиозной точки зрения.

понятно, что назвать условный коньяк Меккой, Мединой, Иерусалимом - будет провокацией похлеще, чем с Хаджи-Муратом. а с коньяком, например, Дербент - никакой проблемы нет. 

11.08.2023 в 21:45Игорь Сажин
Тут сложно. Он вел войну ради веры или ради этнической территории? При этом можно ли считать территорию Дагестана на тот момент независимой от православных и зависимой от более сильных мусульманских стран. Россия, как тогда говорили, "усмиряла" территории с которых совершались набеги. Ломала традиционный уклад. Шамиль был человеком пытавшимся на этих территориях сложить исламское государство с режимом военной демократии. Это не выгодно России с точки зрения угрозы христианскому населению в контролируемом Россией Закавказье. Получается, что дело за которое бился Хаджи Мурат - это продвижение Ислама, по большому счету. И вы правы.
12.08.2023 в 10:59zachery_swift
  Да, согласен. По большому счёту от пытался отодвинуть наступающее христианство, и увеличить продвижение Ислама...
12.08.2023 в 11:02zachery_swift
  В исламе не пьют коньяк. Этот алкоголь, скорее всего был для представителей вне исламских верований...