НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Агрессивное нападение на пассажиров рейса из Тель-Авива в аэропорту Махачкалы 29 октября стало наиболее массовым, однако далеко не первым насильственным преступлением на почве антисемитизма в новейшей истории Дагестана. "Кавказский узел" собрал данные о наиболее резонансных атаках на еврейских богословов республики в недавнем прошлом.
После обострения палестино-израильского конфликта 7 октября мусульмане Северного Кавказа неоднократно демонстрировали свою поддержку палестинцам, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Акции в поддержку Палестины на Северном Кавказе". В конце октября ситуация резко обострилась: в регионах Северного Кавказа прошла серия антисемитских акций. Наиболее агрессивной из них стало нападение на аэропорт в Махачкале, куда прибыл рейс из Тель-Авива. Подробнее беспорядки в махачкалинском аэропорту описаны в справке "Кавказского узла" "Волна антисемитских акций на Северном Кавказе".
13 марта 2020 года 66-летний раввин Изгиягу Пашаев, который возглавлял еврейскую общину Буйнакска, был жестоко избит в собственном доме. От полученных травм он скончался в больнице спустя пять дней, не приходя в сознание. По настоянию родственников Пашаева похоронили в Пятигорске.
В течение недели после преступления был задержан подозреваемый - некто Абдулаев, 34-летний житель Буйнакского района, ранее отбывавший срок за аналогичное преступление, с непогашенной судимостью.
Следствие представило преступление как бытовой конфликт: утверждалось, что Пашаев приютил у себя женщину, которой негде было жить и которая приходилась родственницей Абдулаеву, а последний был недоволен ее пребыванием в доме раввина. Руководитель иудейской общины Дагестана эту версию поддержал.
В феврале 2021 года суд в Буйнакске назначил обвиняемому в убийстве Пашаева 10 лет колонии особого режима, хотя его уголовная статья предусматривала до 15 лет лишения свободы. Иудеи Дагестана были возмущены приговором, назвав его «очень мягким» 1..
Раввин синагоги Дербента Овадья (Артур) Исаков в ночь на 25 июля 2013 года стал жертвой вооруженного нападения. Исаков - уроженец Дербента, который учился и работал в Москве, а затем вернулся в родной город.
В раввина выстрелили, когда он подходил к своему дому; он получил сквозное ранение в грудь, был госпитализирован в тяжелом состоянии и подключен к аппарату искусственного дыхания, поскольку впал в кому. Следователи заявляли, что преступник подбежал к Исакову, “произвел выстрел из пистолета и скрылся”, предполагая при этом, что нападавший действовал не в одиночку 2.
Спустя сутки после нападения, ночью 26 июля, Исакова доставили на специальном медицинском самолете в Израиль для лечения. Там он уже 28 июля пришел в сознание и начал самостоятельно дышать.
Покушение на раввина расследовалось по статьям о покушении на убийство и незаконном обороте оружия, в качестве основного мотива рассматривалась религиозная деятельность Исакова. О задержании подозреваемых и каких-либо результатах расследования правоохранительные органы не сообщали.
Менее чем за год до покушения на Овадью Исакова, в ночь на 4 октября 2012 года, у здания синагоги в Дербенте ночью произошел взрыв, но обошлось без пострадавших 3.
Об этом инциденте проинформировал источник в силовых структурах региона, официально МВД о нем не заявляло.
Ночью 27 декабря 2007 года неизвестные забросали камнями дом раввина Дербента Овадьи Исакова. В момент нападения в доме была вся семья раввина вместе с девятимесячным ребенком. В доме были выбиты оконные стекла, - в частности, камень разбил стекло в одной из спален, - однако никто из членов семьи раввина не пострадал 4.
Атаке на дом раввина предшествовал антисемитский акт вандализма в Махачкале: тремя сутками ранее, 24 декабря, неизвестные разбили стекла во всех трех этажах здания махачкалинской синагоги в Махачкале 5. Федерация еврейских общин России тогда попросила власти усилить охрану объектов еврейской общины, отмечая, что оба инцидента “схожи по форме и по времени” исполнения.
Правоохранительные органы не сообщали о задержании подозреваемых и каких-либо иных результатах расследования.