НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Мемориал" проинформировал спецдокладчицу ООН по правам человека в России о продолжающемся преследовании жителей Дагестана на религиозной почве по спискам профучета, призвав на международном уровне защитить их права на частную жизнь. Организация должна повлиять на Россию и добиться отмены дискриминационной практики, заявили правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", в Дагестане существует многолетняя практика преследования верующих, которых силовики ставят на так называемый профучет. Так, в 2020 году силовики регулярно проводили пятничные рейды около махачкалинской мечети "Тангим", несколько тысяч посетителей этой мечети после доставлений в отдел полиции оказывались на профилактическом учете. В июле 2023 года Центр защиты прав человека "Мемориал" сообщил об изменении тактики профучета в Дагестане - теперь полицейские приходят к людям под предлогом переписи населения или требуют присылать фотографии с места жительства.
Профучет является одним из способов профилактики правонарушений и рецидива преступлений, говорится в справке "Кавказского узла" "Профучет в МВД РФ". В марте 2017 года глава МВД Дагестана сообщил об уничтожении приказов о профучете по категории "экстремист", однако правозащитники заявляли, что эта практика в регионе сохранилась. В марте 2018 года "Новая газета" сообщила, что силовики используют меры отмененного профучета, используя закон "Об оперативно-разыскной деятельности".
Центр защиты прав человека "Мемориал" призвал спецдокладчицу ООН по правам человека в России Мариану Кацарову вмешаться в ситуацию с преследованием силовиками жителей Дагестана, поставленных на профучет как "религиозных экстремистов".
В своем обращении к Кацаровой юрист организации Виолетта Фицнер рассказала о практике профучета в Дагестане, где силовики заносят некоторых жителей в специальный реестр. По данным правозащитников, ставить жителей Дагестана на профучет силовики начали в 2015 году, и к марту 2016 года в списках было уже более 15 тысяч человек, говорится в публикации на сайте ЦЗПЧ "Мемориал" от 28 декабря.
Многие люди были внесены в списки профучета по случайным признакам: это мусульмане, чьи религиозные взгляды правоохранители расценивают как "нетрадиционные", женщины, которые носят никаб. Те, кто оказался в списках профучета, подвергаются постоянным преследованиям, которые официально называются "профилактическими мерами": это опросы, обыски в жилищах, проверки на региональных границах, дактилоскопия и забор образцов ДНК.
Такие дискриминационные действия, как подчеркнула юрист "Мемориала", нарушают права людей на свободу передвижения, частную жизнь, получение информации, а также эффективные средства правовой защиты - оспорить постановку на профучет и добиться исключения из списка невозможно, поскольку власти с 2017 года отрицают существование профучета.
В своем обращении юрист организации просит спецдокладчицу ООН по правам человека призвать Россию выполнять свои международные обязательства, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах. Фицнер предложила Кацаровой запросить у российских властей актуальную информацию о реестре профучета "экстремистов" и правовых основаниях его функционирования.
По мнению юриста, представитель ООН должна также призвать федеральные власти отменить профучет на практике: уничтожить реестр и прекратить преследование внесенных в него людей на религиозной почве.
Жизнь с профучетом: обыски, угрозы и запрет на поездки
В обращении изложены истории пяти жителей Дагестана: Вазира Базанаева, Рамазана Наждуева, Махача Бамматханова, Хусейна Хамзатова и Данияла Алхасова, которых силовики внесли в списки учета как "религиозных экстремистов".
Житель села Чинар Дербентского района Вазир Базанаев состоит на профучете с 2013 года, а в 2014 году в список профучета внесли и его супругу. "Их с женой регулярно беспокоили телефонными звонками из местного отделения полиции, требуя объяснить, где они находятся и чем занимаются. Более того, Базанаева лишили возможности свободно передвигаться по стране (...) а потом и вовсе запретили ему покидать Дагестан", - говорится в обращении. Правозащитники обращались от его имени в прокуратуру, но получили ответ, что Базанаева не включали в какой-либо реестр, а "профилактические мероприятия" полиции, в том числе регулярные обыски в его доме, соответствуют федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности".
Силовики звонят Вазиру Базанаеву каждые несколько недель, интересуясь его делами, здоровьем детей (один из детей Базанаева серьезно болен, - прим. "Кавказского узла"), местонахождением и планами на ближайшее время. Постоянный интерес силовиков создал Вазиру проблемы с трудоустройством. Мужчина работал строителем в разных регионах России, в том числе в Москве, его работодателей постоянные визиты правоохранительных органов раздражали, и Базанаеву не удавалось долго задержаться на одном месте.
Рамазана Наждуева поставили на профучет как экстремиста летом 2021 года. За несколько месяцев до этого сотрудники Новолакского районного УВД интересовались его религиозными убеждениями и спрашивали, какую мечеть он посещает. С тех пор силовики регулярно звонили мужчине, вызывали его в отделы и останавливали на блокпостах. Во время одной из таких остановок полицейский сообщил Наждуеву, что МВД в Махачкале внесло его в реестр "экстремистов" до 2090 года, однако добиться через суд от ведомства официального ответа о своем статусе мужчина не смог: и МВД, и суды мотивировали свои решения утверждениями властей, что профучета не существует.
Махач Бамматханов с 2015 года подвергается преследованиям силовиков: его регулярно останавливали на дорожных постах, доставляли в полицию, обыскивали автомобиль и дом, запрещали покидать Дагестан без разрешения участкового. На словах полицейские информировали мужчину, что он внесен в списки профучета Центра "Э".
"Кавказский узел" писал, что Махач Бамматханов был имамом мечети села Костек в Хасавюртовском районе Дагестана.
"После обращения в суд мужчину подвергали давлению и угрозам, чтобы он отозвал иск. Бамматханову пришлось покинуть Россию в 2017 году. После этого власти нацелились на его семью, приходили к нему домой и расспрашивали о местонахождении Махача", - отмечается в публикации. Хотя в апреле 2019 года Верховный суд Дагестана признал внесение Бамматханова в реестр необоснованным и незаконным, снять его с профучета суд отказался, сославшись на заявления властей о прекращении профучета.
Хусейн Хамзатов с февраля 2014 года состоит на профучете как приверженец "нетрадиционного течения ислама" - об этом мужчине сообщили полицейские, которые регулярно останавливали его на дорожных блокпостах. Во время этих остановок силовики делали копии его документов, требовали письменные объяснения о его месте работы, маршруте и цели поездок. Длительная судебная тяжба Хамзатова с МВД также не увенчалась успехом.
Данияла Алхасова поставили на профучет в сентябре 2014 года. За несколько месяцев до этого полицейский грозил Алхасову профучетом, "если он не укоротит свою бороду". Впоследствии его также несколько раз вызывали в буйнакский отдел полиции: требовали сбрить бороду, сфотографировали, взяли отпечатки пальцев.
По словам Алхасова, силовики оскорбляли его, угрожали увольнением с работы и уголовным преследованием, после чего все же "заставили обрезать бороду, угрожая подбросить оружие, если он продолжит ее носить". Жену Данияла правоохранители также привели в участок и внесли в реестр профучета.
Даниял Алхасов - врач из дагестанского села Эрпели, на профучет был поставлен как приверженец салафизма. Хотя осенью 2016 года Алхасов добился судебного решения об исключении его из реестра профучета, оно так и не было исполнено: с 2017 года МВД стало отрицать существование профучета, но преследовать Данияла "профилактическими мероприятиями" силовики продолжали и в 2020 году, и в 2023 году.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.