23:00 / 30.01.2024Судьбы сбежавших от домашнего насилия стали темой выставки в Тбилиси 

Истории восьми жертв домашнего насилия из регионов Северного Кавказа представлены на выставке "Символ свободы", которую организовала в Тбилиси правозащитная группа "Марем". Девушки в представленных на выставке мультфильмах рассказали, что стало для них символом освобождения и новой жизни.

Как писал "Кавказский узел", правозащитники команды Ad Rem в своем докладе, что проблема семейного насилия в Дагестане, Ингушетии и Чечне охватывает женщин разных возрастов, но бежать от него в основном стараются молодые девушки до 30 лет. При этом они сталкиваются с угрозами потерять контакт с детьми, говорится в докладе. Проблема эвакуации жертв домашнего насилия наиболее остра среди регионов СКФО в Дагестане, Ингушетии и Чечне, поскольку там власти и силовики принимают сторону семейных агрессоров, прокомментировали доклад опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. В июне 2023 года BBC выпустила документальный фильм "Когда я сбежала" о девушках с Северного Кавказа, которые смогли вырваться из-под контроля семей. Для жертв домашнего насилия побег зачастую становится единственной возможностью сохранить жизнь, подчеркнули правозащитники.

В Тбилиси проходит выставка в рамках проекта "Символ Свободы". На выставке представлены восемь историй женщин из регионов Северного Кавказа, сбежавших от семейного насилия. Все женщины из мусульманских семей, проживающих в селах. Все они были заточены дома и жили под надзором родителей или мужа. У каждой из них своя история и свой символ свободы, у одной мечта – надеть короткую красную юбку, у другой – дверной крючок, поскольку ей муж запрещал находится в ванной комнате при закрытых дверях. Для третьей таким символом стал плавленый сырок – первое, что она купила по своему вкусу после побега из дома. Нашедшие убежище в Грузии после побега из дома четыре сестры мечтали о занавеске на окнах своих комнат. В родительском доме у них не было окон, сообщил корреспондент "Кавказского узла", побывавший на выставке.

 Все истории сбежавших женщин отражены в мультипликационных фильмах, представленных на выставке посредством планшетов, установленных на стене. Только одну из сбежавших женщин, по чьим историям сделаны мультипликационные фильмы, родственники нашли и вернули домой (прим. от 23.50 мск: как уточнила Анохина "Кавказскому узлу", ни одну из беглянок домой не вернули, все они сейчас в безопасности). Никто из жертв семейного насилия на открытии выставки не присутствовал.

"Когда я смотрела эти истории, то плакала, настолько они тяжелые. Этой выставкой мы хотим привлечь внимание к проблемам семейного насилия на Северном Кавказе. К сожалению, много женщин нуждается в физической и правовой защите. Закон не всегда может защитить", - сказала координатор выставки Сона Азнаурян корреспонденту "Кавказского узла".

Кроме того, на выставке представлено несколько семейных фотографий, на которых вырезаны изображения сбежавших женщин. В центре зала установлена кровать с тумбочкой и закрытыми жалюзи, символом того, что женщины практически ничего не видят кроме своего дома.

Азнаурян сообщила, что посетившие выставку многие мужчины были озадачены, поскольку не предполагали, что все еще бывает подобное отношение к девочкам в семьях.

Организаторы выставки, правозащитная группа  "Марем", рассматривает вероятность проведения выставки в других городах, добавила она.

Руководитель правозащитной группы "Марем" Светлана Анохина ранее, анонсируя выставку, опубликовала на своей странице в Instagram* представленный на выставке мультфильм под названием "Занавеска" о четырех сестрах из Дагестана, которые сбежали в Грузию. "Как мы бежали, сжавшись от страха, зная, что обратной дороги не будет. Хотели мы обратно? Нет, не хотели. У нас было все, по меркам нашего села, - а село у нас богатое - дорогой телефон, шикарные платья, большой дом, позолоченные тарелки. Правда, с этих тарелок мы не ели, шикарные платья ненавидели, а телефон могли в любой момент отнять и разбить - наказать. А потом купить новый. Нас любили всех четырех, заботились, берегли - ведь если девочек не любить и не беречь, без запретов и ограничений они испортятся", - рассказывает голос за кадром.

29 октября 2022 года пограничники в Северной Осетии отказались пропускать в Грузию четырех сестер из Дагестана, сбежавших от домашнего насилия и удерживали их на пропускном пункте до приезда родственников. Они просили не возвращать их родным, опасаясь, что те ищут их, "чтобы убить". 30 октября 2022 года девушек пропустили на территорию Грузии. Девушки рассказали, что регулярно подвергались в семье побоям. "Ты никогда им не угодишь, потому что нет единых четких правил, и если ты девушка, то ты всегда плоха. Ты обязана подстраиваться под все сразу и, если выделяешься хоть чем-нибудь или имеешь свое мнение, будет конфликт, тебе будут закрывать рот и заставлять быть такой, какой им хочется", – рассказала ранее Аминат Газимагомедова. По словам адвоката Маннаповой, "сестер дома избивали страшно". Как утверждают девушки, им сделали обрезание, когда им было по пять-семь лет, – без наркоза в частном доме, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное о побеге четырех сестер из Дагестана".

Девочек оберегали от всего - от школы, ведь там мальчики, "поэтому из нас только одной позволили окончить школу и даже институт. Остальных забрали после седьмого класса. Испортятся, если гуляют по улице. Нас берегли, поэтому трех из нас не выпускали одних - только с мамой или старшим братом. А четвертая отчитывалась каждые полчаса - где сейчас, с кем и почему опоздала аж на четыре минуты. Испортятся без наказаний. И поэтому всегда дома был запас тонких ивовых прутьев. Девочка может испортится, даже если читает и слушает не то, смотрит не на то. Поэтому в наши комнатах окна не выходили на улицу", - рассказывается в мультфильме история девушек.

Девушки рассказали, что два года думали о побеге, смогли они это сделать лишь когда младшей из сестер исполнилось 18. По их словам, бежать было страшно. "И сейчас, после побега, страшно. Но теперь в нашей жизни больше нет ивовых прутьев, нет черной тоски, а есть окно, которое можно распахнуть, и за ним не глухая стена, а живая жизнь. И как символ надежды и полета, как обещание, что никто нашу жизнь больше не отнимет, плещется на ветру легкая занавеска", - говорится в мультфильме. 

После побега девушки смогли делать вещи, обыденные для многих, но недоступные ранее для них, рассказала Анохина. "Они впервые побывали в кино. Смотрели "Форсаж". Да, не с первой серии, но это была ерунда, ведь сидели они в кинотеатре, куда пришли сами, без сопровождающих. И могли, если захотят, выйти в фойе, ни у кого не отпрашиваясь или вообще уйти с сеанса – вещи обыденные для огромного числа людей. И до последнего времени совершенно недоступные им. Или вот праздновали дни рождения. В их семьях никаких деньрожденьских тортов со свечками не было, родители старались следовать канонам религии, а значит, никаких праздников, кроме исламских.
Теперь они уже добрались до страны, где будут жить, учат язык", - написала она.

Фрагмент другой истории разместил Telegram-канале RusNews, опубликовавший репортаж об открытии выставки. Героиня мультфильма рассказывает, что мама била ее и сестру по рукам тапком по множеству поводов - если не так ответили, если пол был плохо вымыт, если на работе был плохой день. "Она била им меня по голове, а след от подошвы остался на щеке. В школе мне ничего не сказали. Как-то я схватила этот тапок, выбежала на улицу и бросила его в соседскую кошку. И тогда поняла, что если не уйду отсюда, жизнь так и останется серым пятном. Потом все было очень быстро: обращение за помощью, побег, автобус, поезд, машина волонтера. Я поняла, что свободна, только когда увидела эти яркие огни. "Это, де еще не город, - сказали мне, - это просто тоннель". А я вдруг поняла, что теперь могу сама выбрать, что мне есть, где работать и что носить. Я наконец-то могу избавиться от серого и носить то, что мне нравится",  - говорится в мультфильме. 

Выставка, которая продлится до 6 февраля, проходит  в культурном центре Caucasus Culture Exchange, указано в публикации от 26 января.

Напомним, опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники указали, что в России необходимо принять специальный закон, который запрещал бы родственникам приближаться к пострадавшим от насилия или возвращать их в семью при помощи силовиков. Все известные меры противодействия домашнему насилию могут быть бесполезны, в особенности в регионах Кавказа, из-за того что юридические механизмы не работают, похищение жертв насилия их родственниками не приводит к уголовной ответственности для похитителей, а власти предпочитают не замечать проблему, отметили они.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Инна Кукуджанова
31.01.2024 в 09:52jan_walter
Героиням сюжетов это даст возможность получить убежище на Западе. Отыскать их там родственникам будет намного сложнее. чем в Грузии. 
31.01.2024 в 10:14tim_stokes
Дружба - дружбой. а табачок, как говорится. врозь. Разбежались бывшие братские республики СССР по своим "нацональным квартирам", и до сих пор что-то делят. Кончилась былая дружба народов уже давно.
31.01.2024 в 08:46isidro.gulgowski
Если символ свободы для некоторых, это «короткая красная юбка», дальше можно не продолжать. Получила беглянка эту «свободу», и что потом? Всю оставшуюся жизнь будет щеголять в этой своей юбчонке? Просто нет слов.

31.01.2024 в 09:05lewis
Ну. видимо, дело не в одной только красной мини-юбке было. Должен быть целый ворох проблем, чтобы бежать из родительского дома в неизвестность.
31.01.2024 в 09:03lewis
Я так понимаю: все эти бежавшие девушки из мусульманских семей, а тема домашнего насилия над ними освещается в христианской Грузии. Выходит, дома у них не было никаких шансов как-то изменить эту ситуацию, получить защиту со стороны старших в семье, властей, духовенства или кого-то еще. Вместе с тем, к самим беглянкам тоже есть вопросы. К примеру, четыре сестры из Дагестана говорят, что у них было все, начиная от шикарных платьев, до новейших телефонов, но при этом их держали в комнате без окон, их «берегли», но при этом могли наказать за какие-то провинности. Теперь у них, надо думать, и окна с выходом на улицу, и занавеска, и все, что их душе угодно. Правда, фактически нет ни семьи, ни родственников. Их это все устраивает? Другую мама била тапком, да так, что однажды на шее остался след от подошвы. Можно подумать, что этот самый тапок был сделан из старого кирзового сапога с рубчатой подошвой. Не признаю разного вида наказаний для детей, тем более девочек, но было бы интересным посмотреть, как героини этих историй будут воспитывать своих детей? Будут позволять им все-все-все, или все же ограничивать в каких-то вещах? А насчет коротких юбок (красных, не красных, не суть важно). На Кавказе, тем более в мусульманских регионах, ношение коротеньких юбок и платьев, всегда считалось неприличным. Да что там Кавказ! Даже в центральной России, годах так в 70-80-х старушки иначе как нехорошими словами не называли девчонок, щеголявших в мини-юбках или брюках.
31.01.2024 в 09:34kareem_funk
И что дала или даст эта выставка в Тбилиси жертвам домашнего насилия в республиках Северного Кавказа? Организаторам что-то и перепадет, а вот самим героиням сюжетов вряд ли. 
31.01.2024 в 09:49livia
Тема выставки - судьба бежавших от домашнего насилия девушек-мусульманок из северокавказских республик. Сама выставка проходит в грузинской столице, а ее координатор, судя по фамилии, армянка. Вот вам наглядный пример дружбы народов бывшего СССР. 
31.01.2024 в 09:58meridith
Меня тоже мать била тапком в Белоруссии. Била по-бабьи, с наслаждением, и ведь полагала, наверно, что это она меня воспитывает. На самом деле только злобу свою тешила. Это то же самое, на Беларуси ли, на Кавказе. Такая семья, конечно же, никому не нужна, пусть провалиться. Вообще наши матери, как я очень надеюсь, — это последнее поколение, которое мучит.
31.01.2024 в 10:10isa.lakin
За что хоть? Бывают такие матери, что хуже мачехи, у нас по соседству одна такая жила несколько лет. Ленивая, бестолковая и злобная бабенка. Лупила детей почем зря, те к нам нередко прибегали прятаться от разъяренной мамаши. Просто не сложилась у женщины нормальная жизнь, вот и вымещала злобу на своих детях. Но что удивительно, став взрослыми дети, а их у нее без малого было шесть, постоянно проведывали с позволения сказать мать, а когда ей совсем поплохело, одна из дочек забрала ее к себе. 
31.01.2024 в 10:24meridith
Мама, конечно, есть мама, я ее и люблю, конечно, и горюю по ней, но, бывает, как вспомню, так вздрогну. Говорила она мне, что у меня тормоза нет, и была права, как я сейчас понимаю.

В интереснейшей книге «Неизвестный Сталин» братья Жорес и Рой Медведевы приводят такую историю. В бытность свою уже Первым секретарем Сталин один-единственный раз посетил свою мать на Кавказе. Поговорили, а под конец он ей говорит: «Мама, зачем ты меня била…» — «Зато и вырос ты хорошим человеком», — был ответ…

31.01.2024 в 16:09tamatha.cole
Битие определяет сознание, как говаривал один чудаковатый профессор у нас в институте. Всех в детстве наказывали за шалости и проступки. Мать в угол ставила, отцу достаточно было посмотреть суровым взглядом, и все. А что сейчас? Чуть что не так. из дому сбегают, истории всякие - разные придумывают о том, в каких они невыносимых условиях существовали все такое прочее. Тогда что раньше считалось постыдным. теперь для многих - норма. Оттого-то и превращается общество в какую-то непонятную быдломассу с животными инстинктами - досыта пожрать, сладко поспать, нагадить окружающим и радоваться чужому горю.