08:00 / 28.02.2024Адвокат сочла чрезмерно суровым приговор Атимагомедову и Курамагомедову

Приговор уроженцам Дагестана Магомеду Атимагомедову и Дауду Курамагомедову по делу об убийстве в калмыцкой колонии стал чрезмерно суровым из-за того, что подсудимые отказались от адвокатов по соглашению, указала бывший адвокат Атимагомедова. Решение суда может быть пересмотрено, если будет доказана вина сотрудников колонии в пытках заключенных, отметила она.

Как писал "Кавказский узел", 5 февраля Следком сообщил, что Верховный суд Калмыкии признал уроженцев Дагестана Магомеда Атимагомедова и Дауда Курамагомедова виновными в попытке побега, убийстве и покушении на убийство и дезорганизации работы колонии. Атимагомедов приговорен к 25 годам заключения, а Курамагомедов - к пожизненному сроку. Адвокат Аза Алиева сообщила, что ранее ее подзащитный Магомед Атимагомедов, как и Дауд Курамагомедов, отказался от адвоката.

По версии следствия и суда, двое осужденных 5 августа 2022 года напали на сотрудников колонии, причинив им травмы, после чего один из пострадавших скончался. По словам адвокатов, их подзащитные были жестоко избиты в колонии. Магомед Атимагомедов, который обвиняется в убийстве сотрудника колонии, заявил, что планировал побег, так как сотрудники ФСИН угрожали ему обвинением по террористической статье, однако непричастен к убийству, а показания подписал под давлением. Атимагомедову угрожают, он опасается за свою жизнь, сообщила в августе 2022 года адвокат Аза Алиева.

Адвокат Аза Алиева сообщила, что не обладает достаточно достоверной информацией о том, что побудило Магомеда Атимагомедова и Дауда Курамагомедова отказаться от помощи защитников. "Но одна из причин, которую мне озвучил мой подзащитный, была в том, что он хотел бы положиться на решение Всевышнего и не бороться больше с системой. В какой-то момент, возможно, он посчитал, что это всё бесполезно. Или же на него оказали давление", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Адвокат считает, что вынесенный приговор "очень суровый". "И его необходимо бы обжаловать, но для этого также необходимо волеизъявление самого Атимагомедова или Курамагомедова. Действовать в их интересах, обжалуя данный судебный акт, я, к сожалению, не смогу без их на то согласия", - сказала она.

Изначально, на стадии предварительного следствия, позиция Магомеда Атимагомедова строилась на том, что он непричастен к инкриминируемому ему преступлению. "Мы работали в данном направлении, когда я защищала его интересы. Но, учитывая, что эти ребята полностью отказались от защиты, в судебном заседании их защищали адвокаты по назначению, они не заявляли никаких ходатайств, не обжаловали вынесения тех или иных процессуальных актов, вынесенных на предварительном следствии, не воспользовались последними словом и даже хотели отказаться от участия в суде, то суду ничего не стоило постановить приговор на основании представленных стороной обвинения доказательств с обвинительным уклоном. Милое дело для суда", - подчеркнула адвокат.

Коснувшись ситуации с делами о пытках Атимагомедова в колонии, Аза Алиева отметила, что в настоящее время в отношении ряда сотрудников пенитенциарного учреждения, в котором Атимагомедов отбывал наказание, возбуждены уголовное дела, опрашиваются свидетели, был проведен ряд экспертиз.

"В деле Магомеда Атимагомедова мной была проделана большая работа по защите его прав и законных интересов в качестве потерпевшего. Следственными органами проведены мероприятия по закреплению доказательств и приобщению их к уголовному делу. Следователь самостоятелен при расследовании уголовного дела, и сам направляет ход расследования. Количество сотрудников, заключенных под стражу, - четыре человека. И один сотрудник под домашним арестом", - рассказала она.

По подозрению в применении насилия к заключенным были арестованы пять сотрудников колонии. Уроженцы Дагестана, которые были избиты в калмыцкой колонии, рассказали, что их пытали около 40 человек. В январе 2023 года четверо сотрудников колонии отказались признать вину в причастности к пыткам, еще один на очной ставке отказался отвечать на вопросы. 12 марта 2023 года стало известно, что защите одного из заключенных Магомеда Атимагомедова удалось добиться возбуждения второго уголовного дела о пытках - в отношении сотрудников колонии Баатара Баканова и Армана Сагипова. 26 марта 2023 года стало известно об аресте шестого подозреваемого в пытках.

По словам Азы Алиевой, если дело сотрудников колонии будет доведено до приговора и будет признана их вина в пытках, это может стать основанием для пересмотра приговора уроженцам Дагестана.

"Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены, и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Исключительный перечень вновь открывшихся обстоятельств приведен в части 3 статьи 413 УПК РФ . Что касается новых обстоятельств, то это вообще любые обстоятельства, которые повлияли на правильность приговора и про которые суд не знал, когда приговор выносил", - рассказала адвокат.

По ее словам, наличие в деле новых или вновь открывшихся обстоятельств определяет прокурор, он может сделать это сам или по заявлению осужденного или его защитника, если они предоставят достаточные доказательства, почему обстоятельства являются новыми или вновь открывшимися и как это могло повлиять на исход рассматриваемого уголовного дела.

"Также это право принадлежит председателю Верховного суда РФ, но только в случае признания постановлением Конституционного суда Российской Федерации нормативного акта или его отдельного положения не соответствующими Конституции Российской Федерации либо соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным судом Российской Федерации истолковании, с которым расходится используемое в приговоре, определении или постановлении суда толкование, в связи с обращением лица, к которому нормативный акт или его отдельное положение применены в приговоре, определении или постановлении суда, а в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации", в связи с обращением иного лица", - отметила Аза Алиева.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Александр Степанов
28.02.2024 в 14:47Игорь Сажин
Т.е. подсудимых принудили отказаться от адвокатов по соглашению и взять адвокатов государственных и государственные адвокаты укатали подсудимых по полной программе? Ну что другим теперь наука, никогда не бери государственных адвокатов. 
28.02.2024 в 16:12ethan.lebsack
Похоже, что подсудимым просто не оставили выбора. Оказать давление на находящегося в заключении человека, достаточно просто. Работники колонии могут и умеют это делать. Одному моему хорошему знакомому, довелось в 2000-м провести неделю в нынешней колонии Чернокозово, что в Наурском районе Чечни. Тогда это был т.н. «фильтрационный лагерь», одно из самых мрачных мест в республике. Задержанных людей там подвергали жесточайшим пыткам, били смертным боем, нередко забивали до смерти. Во время его нахождения туда приехала какая-то комиссия. Так часть заключенных, которые находились в тяжелом состоянии, на время вывезли из колонии, а всех оставшихся предупредили, чтобы не вздумали жаловаться. Им было открыто заявлено, буквально следующее: «Комиссия приедет и уедет, а в останетесь в нашей власти, и будете подыхать очень долго и мучительно». Жалобщиков. естественно, не нашлось. Так что, приемы воздействия на заключенных отработаны и доведены до совершенства.
28.02.2024 в 16:30cristopher.collier
Пожизненное заключение для одного и 25 лет для другого осужденного, действительно чрезмерно жестко, если не сказать жестоко. Показатель, "работы" назначенных "государственных" адвокатов. Этим без разницы, сколько лет может получить их подзащитный. Работают как на конвейере, и особо не переживают за результат. 
28.02.2024 в 17:19claudie
Идти против системы, дело практически безнадежное. А Атимагомедову и Курамагомедову не позавидуешь. Мало того, что один сел пожизненно, а второй на 25 лет, так и в местах заключения отношение к ним будет очень нехорошее. Со стороны персонала колоний. Убийство коллеги им не простят. Создать для них невыносимые условия жизни, не составит труда. Сильно удивит, если они продержатся в колониях хотя бы несколько лет. 
28.02.2024 в 17:24dudley.schmitt
А на что рассчитывали адвокаты? Нападение на сотрудников, попытка побега, дезорганизация работы учреждения. Тут целый букет преступлений. Вряд ли даже самому лучшему адвокату удалось повлиять на судей.
28.02.2024 в 23:40Игорь Сажин
Но калмыцкая колония - это не Чернокозово все же, там еще можно достучаться до справедливости, плохо, тяжело, но можно... 
29.02.2024 в 08:16concepcion.keebler
Или подсудимый сам так решил...
29.02.2024 в 08:17concepcion.keebler
То, что можно достучаться до справедливости - уже хорошо...
29.02.2024 в 08:22rickey
Может и получится где-то в какой-то колонии (той же калмыцкой), достучаться до справедливости, но когда тебя фактически превратили в инвалида, с отбитыми почками, или туберкулезника, с изъеденными почками, особого смысла в этом уже нет. Можно вернуть справедливость, может быть свободу, но не здоровье. 
29.02.2024 в 08:27rickey
Подсудимый, а тем более заключеннный, мало что решает сам. Обычно за него решают, или подводят к тому, чтобы он решил именно так, как нужно следствию или суду. Методов много, некоторые описаны правозащитниками, взять хотя бы, проект «Gulagu.net*».
29.02.2024 в 11:16Игорь Сажин
Я не очень верю, что подсудимый находящийся в изоляции способен на радикальные решения самостоятельно, скорее всегда там помогают принять решение. Но те, кто помогает заключенному принять решение, не понимает, что создает машину, которая потом может сожрать либо самого хозяина положения, либо его близких людей, не дай Бог. Мы сами творим свое будущее и будущее наших близких. 
29.02.2024 в 11:14Игорь Сажин
Да, колонии выбор не большой. Остаться человеком или не остаться...