07:33 / 06.03.2024Специалисты оценили шансы на отмену приговора Журавелю из-за версии о сожжении толкования Корана

Апелляционная инстанция может пересмотреть приговор Никите Журавелю, если подтвердится, что он сжег не Коран, а перевод смыслов Корана, но в случае умышленного оскорбления чувств верующих изменение приговора маловероятно, указали опрошенные "Кавказским узлом" специалисты.

Как писал "Кавказский узел", 27 февраля суд в Грозном приговорил Никиту Журавеля к 3,5 года колонии, признав его виновным в нарушении права на вероисповедание и в хулиганстве. Защита заявила, что обжалует приговор.

20 мая 2023 года силовики задержали Никиту Журавеля в Волгограде. По версии следствия, задержанный сообщил, что записал видео с сожжением Корана по указанию спецслужб Украины и получил за это 10 тысяч рублей. Запись он передал сотруднику украинских спецслужб, для которых он также снимал на видео военные объекты, сообщил Следком. После задержания Журавеля глава СКР распорядился передать его дело в Чечню, объяснив это обращениями жителей республики, попросивших признать их потерпевшей стороной. 27 мая 2023 года Журавель был доставлен в грозненский СИЗО. Глава Минюста предложил после приговора отправить волгоградца в колонию региона с мусульманским населением. Владимир Путин заявил, что Журавель будет отбывать наказание в одном из мусульманских регионов.

Версию о том, что Никита Журавель незаконно осужден в связи с тем, что сжег не сам Коран, а перевод смыслов Корана в авторстве шиитского аятоллы Сейеда Камала Факиха Имани, изложил 2 марта в своем телеграм-канале бывший нардеп Украины, пророссийский политик Олег Царев, сославшись в качестве доказательства на видео, опубликованное ультраправым телеграм-каналом русских националистов.

В публикации пророссийского украинского политика и ультранационалистов версия о невиновности Журавеля аргументируется тем, что он "сжег перевод смыслов Корана шиитского автора, внесенный в перечень экстремистских материалов Минюста России".

"Может так статься, что решением судьи Никита Журавель осужден на 3,5 года за сожжение не Корана, а экстремистской литературы. Мне лично далеко не симпатичен сам Журавель. И тем, что сжигал Коран и сам наверняка не понимал, что это не тот Коран, который святая книга для всех мусульман, а книга, внесенная в перечень экстремистской литературы Минюстом РФ", - написал Царев.

На видео с сожжением Журавелем священного для мусульман текста, судя по опубликованным ранее кадрам, обвиняемый действительно сжигает смысловой перевод священного Корана, издательства АСТ (Москва) 2020 года выпуска. Перевод "подготовлен группой авторитетных мусульманских богословов при Исламском центре научных исследований Исламской Республики Иран", говорится в аннотации к книге.

Этот перевод не был включен Минюстом России в список экстремистских материалов, а является работой, сделанной на основе вышедшего ранее в 12 томах тафсира "Свет священного Корана: разъяснение и толкование". Четвертый том этого изданного в 2005 году многотомника был запрещен 30 августа 2011 года Центральным районным судом Красноярска. Повторно этот же, четвертый из 12 томов произведения в переизданной версии типографии "Наука" от 2016 года был запрещен решением Советского районного суда Астрахани 25 декабря 2019 года (в список Минюста внесена информация об этом под №№1070, 5075 соответственно).

В настоящее время книга, которую, судя по видео, сжигал Никита Журавель, из гражданского оборота не изъята и свободно распространяется на таких площадках, как "Озон", где эту версию перевода Корана, изданного в 2017 году, можно приобрести за 359 рублей, и на Wildberries от издательства АСТ 2020 года - по цене 655 рублей.

Сведения о том, что сожженная Журавелем книга являлась не священным писанием мусульман, а лишь переводом смыслов Корана, могли помочь обвиняемому на этапе судебного следствия, считает руководитель Исследовательского центра "Сова"* Александр Верховский.

"Почему этого не сделало следствие – я догадываюсь, а почему не сделала защита – более интересный вопрос. Если это так, это могло бы помочь подзащитному. Что касается верующих, то с точки зрения закона светского государства, в котором возможны самые разнообразные религиозные представления, где есть и сунниты и шииты, кому-то этот перевод смыслов кажется хорошим, кому-то плохим. По смыслу состава статьи 148 УК РФ там не сказано, что эти действия оскорбляют. Там говорится, что они направлены на оскорбление чувств. Человек, который совершает преступление, может ошибиться. Он думал, что не хотел никого оскорбить, а на самом деле оскорбил, или наоборот, тут надо доказывать его умысел, была ли у него цель оскорбить верующих? Государству в некотором роде должно быть все равно, шиитское или суннитское толкование", - сказал Верховский корреспонденту "Кавказского узла".

Ситуация, когда речь идет о приговоре за книгу, попавшую в список Минюста как экстремистская, необычна, "однако предположительные чувства религиозные люди могут испытывать и потому, что некоторые из книг попали в этот список", отметил эксперт.

"Довольно много религиозных книг, очень почитаемых всеми религиями, попали в этот список. С одной стороны, государство обязано не допускать их распространение, а с другой, дурное обращение с этими книгами может рассматриваться как оскорбительное", - сказал Верховский.

Он также поставил под сомнение аргументацию авторов телеграм-каналов, выступивших в защиту Журавеля. "Автор телеграм-канала рассуждает от лица ислама, что перевод – это не Коран. Но эта точка зрения не должна волновать следствие, это неважно. Важно выяснить, хотел оскорбить Журавель чувства верующих или не хотел. [С этой целью] он мог сжигать только обложку", - заключил Александр Верховский.

Интересным с точки зрения российского правоприменения случаем, когда надругательство происходит не над самим писанием, а над текстом с выдержками, назвал судебный процесс исламовед, автор телеграм-канала "Нерусский" Ринат Мухаметов. "Журавель никогда не говорил, что он хотел надругаться над чувствами шиитов, а признавал, что это было сделано с целью оскорбить чувства мусульман в целом и у него был императив осквернить Коран как таковой. Почему он выбрал эту странную книгу – это скорее почва для конспирологических теорий, поскольку это затрагивает связи России с Ираном, который мог бы обидеться, увидеть в этом некий элемент геополитики", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ринат Мухаметов.

При этом, по мнению исламоведа, с точки зрения российского закона нет принципиальной разницы в том, сжигал Журавель шиитскую версию толкования Корана или суннитскую. "Поскольку он имел намерение на осквернение священного писания мусульман и их оскорбление и сам в этом признался, ведь там есть и аяты из Корана, ссылки на священное писание. С точки зрения ислама, из какой бы книги они ни были, аяты остаются аятами, достаточно осквернения одного слова из Корана - и это уже будет считаться надругательством над священным писанием", - сказал он.

Кроме того, полагает Мухаметов, "в действиях и признаниях Журавеля не было ничего, указывающего, что совершенный им акт направлен на борьбу с экстремистской литературой".

Сам список Минюста исламовед счел "крайне сомнительным, не позволяющим утверждать", как считают авторы телеграм-каналов, выступившие в защиту Журавеля, "что мусульмане разделят их аргументацию".

"Ранее был принят закон, что лишь Верховные суды регионов могут рассматривать эти дела над литературой, поскольку ситуация настолько абсурдна и вышла из-под контроля, что некоторое время назад даже вышел закон, запрещающий запрещать переводы священных писаний. Раньше любой районный суд мог запретить все, что угодно. Даже в этой странной истории с этой шиитской книгой. Учитывая все связи России с Ираном, зачем так напрягать отношения, поскольку иранская сторона отслеживает ситуацию и однозначно реагирует. Помнится ситуация, когда некий Пензенский суд запретил "Завещание имама Хомейни для иранского народа", признав его экстремистским, и иранская сторона была в недоумении, поскольку Хомейни - это основатель современного Ирана. И, казалось бы, где Хомейни, а где Россия", - сказал Мухаметов.

Сожжение книги, которая может оказаться не самим Кораном, а запрещенной на территории России литературой, может не нести в себе как такового преступления и повлечь отмену приговора, считает адвокат Московской коллегии адвокатов Алексей Голенко.

"Если литература запрещена, как такового состава преступления тут нет. Относительно чувств верующих, может оказаться, что и эта запрещенная литература тоже затрагивает чувства верующих. В таком случае надо прояснять все эти вопросы. Это скорее не новые обстоятельства, все это надо было внимательно рассматривать на стадии судебного следствия - какая литература, проводить экспертизу. Его судили исходя не из фактических обстоятельств, а его умысла. Фактически он хотел сжечь Коран, а какая книжка была, в силу его незнания, ему осознать не удалось. Но умысел был направлен на осквернение священного писания. Относительно потерпевших, у них нужно выяснить, это такой тонкий момент, насколько это обстоятельство будет для них весомым? У них тоже существуют свои права оспаривать приговор, его суровость или мягкость, они могут также обратиться в суд, проявив свою высокую степень нравственности, веры, и если они сочтут, что это не затрагивает их чувства, с жалобой на приговор и просить учесть те или иные обстоятельства, смягчить его", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Голенко.

Обстоятельства, ненадлежащим образом исследованные судом, должны стать предметом подробного исследования судом апелляционной инстанции, рассказал адвокат. "Сторона защиты или потерпевших может обратиться с жалобами, ссылаться на эти обстоятельства... Они существовали на момент принятия приговора, но их внимательно не рассматривали. Коль скоро эти обстоятельства всплыли, сейчас есть возможность это проверить, выяснить. Не только сторона защиты должна быть заинтересована в этом, но и прокурор, как страж законности соблюдения прав и свобод человека, чтобы привести приговор в полное соответствие с законом. Механизм для того чтобы это исправить на этой стадии есть, приговор в законную силу не вступил", - сказал Голенко.

В случае если обвиняемый ставил целью оскорбить верующих, не имеет большого значения, что именно он сжигал, указал московский адвокат Мики Арапиев. "В диспозиции статьи 148 УК РФ указано, что оскорбление чувств верующих должно быть целью лица, субъекта этой статьи, которое совершает это преступление. Суд должен доказать не то, что он сжег литературу или совершил другое действие, направленное против каких-либо религий, а именно, что у него была цель оскорбить верующих. Если такой цели не было, то его уголовная ответственность по этой статье исключается. Но это была задача следствия – установить цели и мотив. Выясняли ли этот вопрос в суде – я не знаю. Что касается этой книги, считаю, что не имеет значения, был ли это комментарий или сама книга, если была такая цель [оскорбить верующих]. Может быть, это была хрестоматия, где приводились тексты священных писаний. Его действия должны были вызвать реакцию у верующих, на что и направлена прежде всего цель оскорбить мусульман путем поджога перевода, пусть даже некачественного, пусть даже он внесен в список запрещенных. Нахождение в списке Минюста запрещает распространять эти книги, но это не запрещает их читать. Потому это не принципиально, что она внесена в список,и не принципиально, что это перевод, если его цель была оскорбить мусульман или любых других верующих, и они оскорблены", - сказал Арапиев корреспонденту "Кавказского узла".

Адвокат полагает, что апелляционная инстанция может дать оценку доказательствам, если защита поднимет этот вопрос. "Этим должна была заниматься первая инстанция, но шансов на оправдание нет из того, что я знаю. Следствием установлено, судом установлено, и он признал, что у него такая цель была, тут оправдания не может быть", - сказал Арапиев.

Напомним, 25 сентября 2023 года глава Чечни Рамзан Кадыров опубликовал видеозапись, на которой его сын Адам избивает в СИЗО Журавеля. Глава Чечни похвалил сына за этот поступок. После этого Адам Кадыров получил звание Героя Чечни и высшие государственные награды Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а всего по меньшей мере девять государственных и общественных наград.

Подробнее о деле Журавеля можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Избиение Никиты Журавеля: зачем кадыровцам понадобилось публиковать видео".

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* включен в реестр иностранных агентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Алихан Мамсуров
06.03.2024 в 09:24rex.stroman
Интересный поворот! Выходит, что Никита Журавель сжег вовсе не Священную книгу мусульман, а экстремистскую литературу! То есть, фактически человека осудили за то, что он уничтожил книгу экстремистского характера. К тому же, «Свет Корана», это всего лишь смысловой перевод, да еще в изложении шиитского автора! Чеченцы, как и большинство других народов Северного Кавказа, являются последователями суннитского течения в исламе, и литературу шиитских богословов не признают. Очень верное замечание от Александра Верховского, о том, почему защита Журавеля изначально не обратила внимание на то, что он сжег не собственно Коран, а всего лишь один из многочисленных тафсиров, к тому же внесенный в списки экстремистской литературы. Кадырову следовало бы не наказывать Журавеля, а наоборот, поощрить. 
06.03.2024 в 09:49roman
Так получается, сын Кадырова избил Журавеля за то, что он сжег экстремисткую книгу шиита? Немедленно извинись, дон! 
06.03.2024 в 10:24denice_altenwerth
Действительно! Оказывается, Адам Кадыров никакой не защитник Корана. Больше того, он, получается, защищал запрещенную экстремистскую книгу. Тем более, шиитскую! В таком случае, надо лишить его звания "Герой Чечни", присвоенный отцом, и всех наград от глав других регионов, "Дуслык" там, и прочее. "Герой"- то, получается, липовый! Журавель больше достоин всех этих наград и благодарностей. Кому, как не главному борцу с экстремизмом, терроризмом и всякими «шайтанами» это знать?
06.03.2024 в 14:57noble_jakubowski
Свободу Журавелю. и "гелик" от Кадырова, за уничтожение "шайтанской книги"! 
06.03.2024 в 15:08leonel.buckridge
Ага! Щазззз! :smile: Журавель уже внесен Кадыровым в список врагов ислама, так что ничего вышеперечисленного ему не светит. Хотя. если подумать, он сжег не Саященную Книгу мусульман, а значит и осужден неправильно. 
06.03.2024 в 16:34Игорь Сажин

Получается обознался уже сам Кадыров и кто это признает? Это же обрушение сакрального... Боги ошибаться не могут... А если боги ошибаются, значит они не боги... Боже, что делается-то? 

06.03.2024 в 16:31Игорь Сажин
Так за что его тогда младший Кадыров бил, за то, что Журавель боролся с экстремизмом? Обознатушки? 
06.03.2024 в 16:32Игорь Сажин
Так сына Кадырова ведь награждали еще куча всяких региональных начальников, они тоже обознатушки? Позора-то сколько... 
06.03.2024 в 22:12Mokhmad_return
иногда читая здесь комменты ощущение, что это какая-то жалкая пародия ватной фабрики троллей, просто с чуть "либеральным" уклоном (да, в россии либерализм точно такой же: все запретить, все сжечь, что мне не нравится).

В этом списке экстремистской литературы уже вся страна. Совершенно наитупейшая апелляция к этому перечню. Это значит вы признаете его необходимость, законность, обоснованность внесения туда всех этих книг, признаете все сфабрикованные и липовые дела, с бездарями-экспертами, которые все это стряпали, не понимая совершенно ничего в предмете, который им направляли на экспертизу.

Кроме того, по всем этим перечням Минюста тысячи невинных людей в стране осуждено, несправедливо сидят в тюрьмах или их счета заблокированы и у них нет средств к существованию. Но вы все же апеллируете к этим спискам, как к какой-то истине.

Это никак не может оправдать сам поступок Журавеля. Но и 3,5 года конечно же жестокое наказание для подростка, совершившего глупый и необдуманный поступок.

Здесь главное не что он сжег, об этом говорят и эксперты. Он мог сжечь картонку на которой написано Коран, но он действительно сжег книгу с аятами Корана, тут не имеет значение шиитская или нет. А шииты что не верующие? Даже если бы это нисколь не тронуло суннитов, что априори невозможно. У него был умысел оскорбить мусульман. Он добился этого.

Не нужно трогать ничью религию, Журавелю точно не мусульмане ограничивают права в стране, где он живет и не мусульмане каждый день выдумывают новые и новые безумные законы запрещающие скоро дышать.

07.03.2024 в 00:15murray_schinner
Что он сжёг не Коран, ещё нужно официально доказать...
07.03.2024 в 00:17murray_schinner
Ну, эти религиозные деятели не видели процесс сожжения книги. Может она была и Кораном...
07.03.2024 в 08:14douglas.veum
Получвется именно так. Обознатушки. Надо бы извиниться перед человеком, выпустить из тюрьмы, наградить за борьбу с экстремизмом, и сделать почетным жителем Грозного. 
07.03.2024 в 08:16douglas.veum
Раз пошла речь о том, что Журавель сжигал не собственно Коран, значит, на то есть серьезные основания. 
07.03.2024 в 08:25stephine.harris
Может, была, а может и не была. Тут надо серьезно разбираться. Как-никак человека посадили. Сжигание Корана и запрещенной экстремистской литературы, разные вещи.
07.03.2024 в 08:29zana
Да, вряд ли кто посмеет признать, что Кадыров ошибся. И сам он этого не сделает. Тем более, сына на почве избиения Журавеля он возвел в ранг героя, себя в очередной раз выставил защитником мусульман и религии, и прочая, прочая, прочая. Самое простое в этой ситуации, просто отмолчаться, и сделать вид, что ничего не произошло. Так и будет.
07.03.2024 в 08:21isidro_renner
Да, сын Кадырова после избиения Журавеля в СИЗО, удостоился звания "Герой Чечни", высших орденов Татарстана, КБР и КЧР, каких-то мусульманских наград (всего 8 или 9 штук). С учетом вновь открывшихся обстоятельств, надо бы лишить звания Героя, и всех наград. Хотя, о чем это мы? 
07.03.2024 в 08:37zana
Никто не оправдывает поступок Никиты Журавеля. Он намеревался сжечь Коран, но, возможно, по ошибке сжег другую книгу. Тем не менее, избивать его в СИЗО, не дозволено ни сыну Кадырова, ни кому другому. И запрещать ему принимать ислам, как это сделал Кадыров-старший, тоже недопустимо. Даже по нормам ислама. Назначенный ему срок в 3,5 года колонии, явно чрезмерный. Что касается шиизма и шиитов. Шииты коверкают основы исламской религии, активно содействовали и содействуют Западу в борьбе против других мусульман, и по факту являются их «пятой колонной». Им нет оправдания, также как и кадыровским сектантам, скачущим на религиозных мероприятиях, с дикими воплями и хлопаньями в ладоши.
07.03.2024 в 09:04Mokhmad_return
Кадыров - это порождение путинизма и все применяемые им методы - это то, чему его научили путинские головорезы в две чеченские войны, это все то, что они принесли на Кавказ, а теперь экспортируют эти практики оттуда в другие регионы и у не очень думающей публики в РФ и в мире создается впечатление, что это какой-то уникальный исключительно для Чечни и кавказцев традиционный опыт. Нет уж, спасибо, оставьте себе, как говорится.
07.03.2024 в 16:44Игорь Сажин
Получается следствие ввело в заблуждение суд так и не установив факт, что же там горело? Т.е. здесь по цепочке идет. Никого не интересует, что же там было на самом деле, всех интересует лишь одно получить награду за борьбу в защиту религиозных ценностей, что сегодня очень модно. 
07.03.2024 в 16:42Игорь Сажин
Т.е. большая часть людей логической нестыковки не заметит? Да, большая часть живут не логических анализом, а оценками других. Скажет более умный, что это хорошо, а это плохо и так он и должно быть в голове обывателя. А тех, кто заставляет думать такого обывателя - просто ненавидят. Это как будто детское мышление, когда ребенку надо изначально пояснить, что красная шапочка хороша, а волк плохой, иначе ребенок в конце разревется за что дяденьги охотники убили хорошего волка. 
07.03.2024 в 16:45Игорь Сажин
Но как выветрить из головы людей сам факт преследования этого человека? Получается, что никто не думал, все только действовали и вообще не задумывались. И самое главное удивляет защита, а она-то куда глядела? Ведь это самый важный факт. 
07.03.2024 в 16:46Игорь Сажин
Получается, что если человек нарежет бумагу и подожет ее и потом объявит на видео, что он жжет не нарезанную бумагу, а Коран, то такого человека можно приследовать? 
08.03.2024 в 00:07winston
В любых делах, даже в очень важных простой читатель или зритель не будет скурпулёзно всё рыть. Так изучают материалы только следователи...
08.03.2024 в 00:09winston
Защите, возможно не хватало профессионализма...
08.03.2024 в 00:10winston
Журавель заявил, что жёг Коран? Так? Вот пусть и отвечает за свои действия...
08.03.2024 в 00:12winston
Своим заявлением, что он сжёг Коран, Журавель оскорбил мусульман...
08.03.2024 в 08:02nelida_daniel
Ага. Особенно сильно оскорбились мусульмане в Чечне. Целых 13 казенных кадырвоских имамов мечетей посчитали себя оскорбленными и явились в суд. Почему-то систематическое сжигание Корана [...] Расмусом Палуданом в Скандивании, мусульман не оскорбляет. Могли были хотя бы [...], ан нет.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

08.03.2024 в 08:06nelida_daniel
Все верно. Большинство людей, причем абсолютное, никакой логической нестыковки не заметило и не заметит. Для них главное услышать, что какого-то там потенциального злодея наказали. Детали случившегося, степень вины наказанного, им неинтересны.
08.03.2024 в 07:45jarrod.dietrich
Сложный вопрос. Иметь намерение сжечь Коран, сжечь под видом Саященного Писания какую-то бумагу..... В любом случае это заслуживает порицания.
08.03.2024 в 07:48brook_robel
В принципе Вы правы. "Судите их по делам их".
08.03.2024 в 07:51lorita_anderson
Защита Журавеля здесь явно недоработала. Сжигание Священного Писания это одно, а экстремистской литературы, совсем другое. Его адвокатам - жирный минус.
08.03.2024 в 07:51lorita_anderson
Именно так.
08.03.2024 в 07:56lorita_anderson
Следствие может и ввело суд в заблуждение, но, как указывалось выше, куда смотрела защита Журавеля? Почему пропустила такой важный момент? А защитников "религиозных ценностей", сегодня развелось, как собак нерезаных. Каждый так и норовит отличаться на этом поприще, и стяжать славу "защитника" Корана, религии ислам и т.д. Отец и сын Кадыровы не дадут соврать.
08.03.2024 в 08:09rafael.mcdermott
Согласен. Обычному обывателю достаточно поверхностного взгляда на те или иные вещи, чтобы сделать какие-то выводы. А вот углубленно изучать тему, "рыть землю рылом", это удел следователей. И, конечно же, защиты. Чего в данном конкретном случае, ни те, ни тем более другие, как видим, не сделали. 
08.03.2024 в 08:17devona
Вот тут Вы правы на все 100 процентов. Указанный тип, есть продукт путинизма, обыкновенная марионетка, послушный исполнитель указаний "сверху", который без указания Кремля и шагу не посмеет сделать. Но, Москве удобно вешать на него всех "собак", представлять этаким неподконтрольными никому злодеем, который действует в соответствии со своими, только ему известными [...] понятиями. Надо признать, с отведенной ему ролью, Кадыров справляется весьма успешно.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

08.03.2024 в 08:36jesse
Как одна из версий… непонятно только, зачем это През-ву нужно.
08.03.2024 в 12:02Игорь Сажин
Профессиональные адвокаты куда-то разбежались? Или их специально разогнали, что бы можно было пихать в суды всякую удобную сильным мира сего лабуду и через суды объявлять это истиной в последней инстации? 
08.03.2024 в 12:04Игорь Сажин
А вот тут вы правы очень сильно. Даже если Журавель сжигал просто порванную бумагу, но при этом он говорил о Коране, он рождал неуважение к Священной книге. Так вот за это не уважение его и надо преследовать, а не за то, что он сжег Священную книгу. А это уже другое дело и другое наказание. 
08.03.2024 в 12:09Игорь Сажин
Т.е. мы сами не хотим разбираться в происходящем, а только слушаем кого-то, кто с нашей точки зрения больше понимает в происходящем. А те, кому мы больше доверяем нами могут, через наше не желание думать, манипулировать. Получается есть только один способ - это публичность, открытость и общественный контроль. Т.е. мы сами должны со всем разобраться. Если нам сообщают про злых врагов, про лжецов, про насильников, мы, прежде всего, должны начинать проверку этого всего. А те, кто мешает нам разобраться самостоятельно в истинном положении дел, просто содействует манипуляторам. Вот и получается, что любая свобода слова - это прежде всего сопротивлением манипуляторам. Любая публичность - это сопротивление тем, кто стремится через обман завладеть нами.