Подсудимые по делу о покушении на депутата парламента Азербайджана Фазиля Мустафу в последнем слове отвергли версию следствия о том, что совершили преступление по заданию спецслужб Ирана. Они объяснили свой поступок "оскорбительными высказываниями" Мустафы на религиозные темы.
Как писал "Кавказский узел", в декабре 2023 года в Бакинский суд по тяжким преступлениям было передано дело о покушении на депутата парламента Фазиля Мустафу. Оно расследовалось по статьям 277 (покушение на жизнь государственного или общественного деятеля) и 228.2.1 (незаконный оборот оружия и боеприпасов группой лиц) УК Азербайджана, ранее Служба госбезопасности квалифицировала нападение на Мустафу как теракт. По делу обвиняются пять человек: Азер Сариджанов (также упоминается в СМИ как Сарыджанов), Эмин Алияров, Рашад Ахмедов, Эльшад Аскеров и Сабухи Ширинов. 2 августа гособвинитель предложил приговорить Азера Сариджанова к пожизненному заключению, Сабухи Ширинова, Рашада Ахмедова и Эльшада Аскерова - к 20 годам лишения свободы, а Эмина Алиярова – к пяти годам.
28 марта 2023 года Фазиль Мустафа был обстрелян в Баку и с ранениями доставлен в больницу. Подозреваемые были задержаны через несколько дней. По версии следователей, организатором нападения был Азер Сариджанов, получивший поручения от иранских спецслужб, а исполнителем - Сабухи Ширинов. Еще два человека, Эльшад Аскеров и Эмин Алияров, как считают силовики, помогали Сариджанову организовать нападение. Версию о роли Рашада Ахмедова следствие не обнародовало.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям 7 августа был продолжен процесс по этому делу. Было объявлено, что из защитников не выступил с заключительным словом только адвокат Рашада Ахмедова и ему было предоставлено слово, передает корреспондент "Кавказского узла", посетивший заседание.
Адвокат Ахмедова Джабир Мехралиев обратил внимание на то, что его подзащитный, после того как был задержан, в полиции "под пытками" признался в обнаружении у него наркотиков. "На самом деле он этого преступления не совершал", - сказал адвокат. Роль Ахмедова заключалась только в хранении оружия, которое впоследствии было использовано в покушении на депутата, заявил адвокат в суде.
Мехралиев указал на несостоятельность обвинения о том, что Ахмедов действовал по указанию иранских спецслужб. "Утверждается, что Рашад Ахмедов привез из Ирана 30 тысяч долларов для организации преступления. Но никаких доказательств этому нет", - сказал адвокат, попросив суд снять с подзащитного "тяжкие обвинения".
Согласно версии обвинения, Азер Сариджанов во время поездки в Иран осенью 2019 года познакомился с членами террористической группировки "Хусейниюн", связанной со спецслужбами Ирана, и получил задание совершить покушение на жизнь депутата парламента Азербайджана Фазиля Мустафы в обмен на денежное вознаграждение. Сариджанову и его предполагаемым сообщникам было обещано предоставление убежища на территории Ирана. Вернувшись в Азербайджан, Сариджанов начал собирать информацию о депутате и искать тех, кто мог бы подготовить и осуществить покушение на него. В сентябре 2022 года Сариджанов предложил своему знакомому, Сабухи Ширинову, совершить убийство Мустафы, пообещав хорошо заплатить за это. Получив согласие Ширинова Сариджанов снабдил его автоматом. Другого своего знакомого, Рашада Ахмедова, Сариджанов направил в Иран получить деньги от членов "Хусейниюн", Ахмедов привез ему из Ирана 30 тысяч долларов. Сариджанов также привлек Эльшада Аскерова, который привез Ширинова в поселок Забрат, где последний совершил покушение. За это Ширинов получил от Сариджанова 15 тысяч манатов. Согласно обвинительному акту, члены группы Сариджанова также передали спецслужбам Ирана информацию о нескольких военных объектах на территории Азербайджана, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в суде.
Сам Рашад Ахмедов в последнем слове отметил, что до ареста был знаком только с Азером Сариджановым. "Моя вина только в том, что я взял на хранение оружие, которое мне дал Азер. Я с ним был знаком с посещения мечети. Потом мы вместе продавали сливочное масло. Перед этим событием (покушением на депутата) Азер дал мне оружие на временное хранение. Потом оружие у меня забрали. После того как это случилось, я узнал, что Азера арестовали. Я уехал из Азербайджана – сначала в Стамбул, потом в Кум. Я там оставался 10 дней. Поскольку меня не разыскивали, я решил вернуться. Здесь меня задержали, подбросив наркотики. Этого преступления я не совершал. Моя вина в том, что я хранил оружие. Но я не знал, для чего оно будет использоваться", - сказал Ахмедов.
Он также отверг обвинение в том, что из Ирана привез 30 тысяч долларов для вознаграждения участникам покушения. "Как я привез эти деньги, когда я их привез? Как можно было привезти столько денег, если граница контролируется и больше 10 тысяч долларов ввозить нельзя?" - отметил Ахмедов.
Отметив, что 20 лет срока - очень суровое наказание, он попросил учесть степень его вины, семейное положение, то, что его отец погиб в первой Карабахской войне.
В своем последнем слове Азер Сариджанов признал, что покушение на Фазиля Мустафу организовал он. По его словам, причиной нападения на Мустафу стали "выступления в социальных сетях". "У каждого гражданина есть свобода вероисповедания. Никто не вправе задевать национально-духовные ценности народа. 80% жителей Азербайджана в месяц Мухаррам не справляет свадеб. И несмотря на это, он (Фазиль Мустафа) позволил себе такие выражения в адрес тех, кто отмечает Ашура - "некоторые в этом день лают, воют". Это оскорбление чувств верующих. Он неуважительно отзывался об имаме Хусейне", - сказал Алиджанов.
Ашурой называется десятый день месяца Мухаррама (первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры)). Именно на него приходится кульминация траурных мероприятий мусульман-шиитов, посвященных памяти внука пророка Мухаммада, имама Хусейна, убитого 10 Мухаррама 680 года в неравном бою с халифскими войсками. В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить траурные церемонии - тазия, в ходе которых некоторые участники совершают самоистязания, говорится в справке "Мухаррам" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". Также в этом разделе опубликованы справочные статьи "Суннизм", "Шиизм", "Ислам в России".
Сариджанов заявил, что то целью было "не убийство", а "наказание" Мустафы, и признал, что он организовал группу для реализации цели по "наказанию" депутата. Он отметил, что признается в организации покушения на Мустафу, но отвергает версию обвинения о том, что "это был спланированный теракт против государственного деятеля".
Сариджанову было предъявлено обвинение также по статье о госизмене (статья 274 Уголовного кодекса Азербайджана), он отверг его. "Нас обвиняют, что мы получили заказ из Ирана. Да, я ездил в Иран, город Кум. Но там я обсуждал вопросы предоставления убежища участникам этого дела (покушения) после его исполнения. Но тот ответ, который я ждал – не получил", – сказал Сариджанов, подчеркнув, что лично он был инициатором покушения.
Он также отметил, что после покушения дал исполнителю атаки Ширинову 15 тысяч манатов (около 8800 долларов) из личных средств. Сариджанов сказал, что будучи предпринимателем, и ранее оказывал материальную поддержку Ширинову.
Я так стрелял, чтобы он остался в живых. Мы хотели только наказать его
Подсудимый Сабухи Ширинов признал, что получил 15 тысяч манатов от Сариджанова. "Я сказал Азеру, что не из-за денег стрелял в Мустафу. Я сделал это из-за оскорбления им нашей религии. Но Азер сказал, что дает эти деньги в качестве материальной поддержки. Я действительно нуждался в деньгах, надо было завершить ремонт в доме", - сказал Ширинов в последнем слове.
Он отметил, что когда планировали с Сариджановым покушение на Мустафу они договорились, что никто другой не должен пострадать. По словам Ширинова, несколько раз покушение откладывалось, поскольку Мустафа появлялся в окружении членов своей семьи. "Я служил в спецназе. Мне не сложно было убить Фазиля Мустафу. Но я так стрелял, чтобы он остался в живых. Мы хотели только наказать его", - сказал Ширинов. Он отметил, что о политической деятельности Мустафы он вообще ничего не знал.
Ширинов также отверг обвинение в госизмене, отметив, что участие в вооруженной атаке было собственным сознательным решением и "никакого заказа ни от кого" он не получал.
Еще один обвиняемый, Эльшад Аскеров, признал свое участие в преступлении. Он сказал, что работал таксистом и согласился вместе с Шириновым наблюдать за домом депутата в поселке Забрат. Аскеров также указал, что участвовал в преступлении из-за несогласия с выступлениями Мустафы на темы религии.
"Нас подвигли к этому высказывания Мустафы. А то, что в деле написали, что я восемь раз был в Иране, все это ерунда. Эти поездки не имеют отношения к моему участию в этом деле. Пусть нам дадут наказание за то, что мы конкретно сделали, но приписывать нам другие вещи – то, что мы не делали – не надо. Я не согласен с написанным, что я хотел "положить конец политической деятельности Фазиля Мустафы". Его политическая деятельность нас не интересовала. В парламенте есть немало депутатов, которые выступают с антиранскими речами, но на них никто не нападал. Наш поступок был связан с оскорблением нашей религии", – сказал Аскеров.
Еще один подсудимый, Эмин Алияров, сказал, что узнал о преступлении постфактум, когда его знакомый Азер Сариджанов принес ему оружие и попросил его взять на хранение, отметив, что оно было использовано против Мустафы.
После этого Алияров попросил дополнительное время для подготовки к последнему слову. Суд назначил следующее заседание на 9 августа.
Все обвиняемые отвергают утверждения, что они выполняли задания из Ирана
Адвокат Ширинова Эльчин Садыгов отметил, что его подзащитный признается лишь в том, что стрелял в депутата Мустафу.
"Сабухи Ширинов и другие фигуранты дела заявляют, что пошли на эти действия исключительно из-за несогласия с высказываниями Мустафы о религии. Следствие и суд не расследовали эту версию. Все обвиняемые отвергают утверждения, что они выполняли задания из Ирана", - сказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".
Сам депутат Фазиль Мустафа категорически отвергает утверждения о том, что он оскорбил религиозные чувства граждан.
"На суде мой представитель предложил обвиняемым и их адвокатам из пяти моих книг на тему религии, моих многочисленных постов и публикаций в медиа и социальных сетях привести хотя бы одну фразу, где бы я оскорбил верующих-мусульман. Да, я против фанатизма, суеверия, невежества, мракобесия, да я говорил и писал, что все это и самоистязание не имеет отношения к исламу и Пророку Мухаммеду. После наших аргументов они (обвиняемые) говорят, что оплакивание, самоистязание в Ашура являются нашим "адатом" (обычаем). Но какое отношение это имеет к религии? Они пытаются прикрыть "защитой религии" свои преступные деяния – свое пособничество другому государству – Ирану против своего государства – Азербайджана. Это называется государственной изменой. Если они действительно заботились о религии, почему же получили 30 тысяч долларов у иранских спецслужб?" – сказал Мустафа корреспонденту "Кавказского узла".
Это было нападение не только на меня, но и против нашего государства, его светского строя
Он счел мягким наказание, запрошенное прокурором для стрелявшего в него Ширинова. "Дело не в мой личной обиде. Хотя мне был причинен серьезный материальный и моральный ущерб, я не подавал в суд иск о материальной компенсации. Потому что меня вообще не интересует финансовая сторона дела. Психологические потрясения, переживаемые мной и членами моей семьи, я рассматриваю как испытание от Всевышнего. Однако, когда речь идет об интересах государства, я считаю, что закон должен применяться по всей строгости. Это было нападение не только на меня, но и против нашего государства, его светского строя. Те, кто заказал это преступление, бросили вызов азербайджанскому государству, хотели запугать нас, показать нашу уязвимость, демонстрировать неуважение воле нашего народа. Поэтому все причастные к преступлению должны понести заслуженное наказание. Пусть никто не сомневается, что мы продолжим борьбу с провокациями и преступлениями подобных элементов во имя нашей Родины, народа и государства", - сказал Мустафа.
Член мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана Новелла Джафароглу считает, что высказывания Мустафы не могут быть оправданием для покушения на него. "Депутат высказывал свое мнение. Парламентарий как раз говорил о том, что нельзя религией прикрывать культивирование радикальных идей, невежества, мракобесия, нетерпимости. Насилие против выражения мнений противоречит принципам демократического общества и правового государства. Насилию против идей, мнений не может быть места в нормальном обществе", - сказала Джафароглу корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, Фазиль Мустафа возглавляет лояльную властям партию "Великое созидание" и является единственным депутатом от нее. Мустафа - член Азербайджано-Иранской межпарламентской группы дружбы, в этом качестве он комментировал "Кавказскому узлу" перспективы взаимоотношений Баку и Тегерана на фоне возникшей напряженности.
На внеочередных выборах президента Азербайджана, которые прошли в феврале 2024 года, Фазиль Мустафа был одним из кандидатов в президенты. Мустафа и другие кандидаты не способны составить на выборах конкуренцию действующему президенту, это лишь иллюзия соперничества, констатировали перед выборами опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.