Прокуратура составила административный протокол о неисполнении обязанностей иностранного агента на правозащитницу Светлану Ганнушкину*, которая, пересылая в личной переписке информацию по делу жительницы Ингушетии Лейлы Гатагажевой, не указала свой статус.
Как писал "Кавказский узел", 18 июня стало известно, что суд отпустил под подписку о невыезде уроженку Ингушетии Лейлу Гатагажеву, обвиняемую в причастности к сирийским боевикам, после того как 17 июня истек срок ее домашнего ареста. Решение суда отпустить Лейлу Гатагажеву под подписку о невыезде дало надежду, что уголовное преследование по обвинению в причастности к боевикам в Сирии будет прекращено, заявили адвокаты. Гатагажева находится дома с детьми, теперь ей надо восстановить все документы, рассказал ее родственник.
Лейла Гатагажева, 2001 года рождения – мать двоих детей, она была обвинена в пособничестве террористической деятельности и участии в незаконном вооруженном формировании на территории Сирии. Родственники увезли ее в 12-летнем возрасте из Ингушетии на Ближний Восток и выдали там замуж, когда ей исполнилось 13 лет. По аналогичному обвинению в работе на боевиков "Исламского государства"** она уже отбыла пять лет заключения в тюрьме в Ираке, заявила защита, которая добивается прекращения уголовного дела.
Заместитель Басманного межрайонного прокурора Е. Б. Понамарев вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении правозащитницы Светланы Ганнушкиной*. Понамарев посчитал, что Ганнушкина совершила административное правонарушение, не указав в переписке с уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой факт своего "иноагентства", говорится в материале журналистки Елены Милашиной, подготовленном для Центра защиты прав человека "Мемориал"* .
Прокурор в своем постановлении указал, что Ганнушкина* переслала со своей личной почты на личную почту уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой прикрепленным файлом справочную информацию Центра "Мемориал"* о деле 23-летней жительницы Ингушетии Лейлы Гатагажевой. В письме Ганнушкина* попросила Татьяну Москалькову обратить внимание на этот случай, указав, что жительница Ингушетии Лейла Гатагажева — молодая мама, самостоятельно воспитывающая двоих детей.
Ганнушкина* полагает, что сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека переслали эту справку вместе со своим сопроводительным письмом в ингушскую прокуратуру. При этом они, очевидно, указали, что действуют на основании обращения, поступившего уполномоченному по правам человека от Светланы Ганнушкиной*, но забыли упомянуть тот факт, что Минюст считает Ганнушкину "иностранным агентом". Напрямую она в ингушскую прокуратуру не обращалась.
Тем не менее, сотрудники прокуратуры Ингушетии, не обнаружив в сопроводительном письме, поступившем им из аппарата Татьяны Москальковой, упоминания того, что Ганнушкина* — иностранный агент, усмотрели в этом административное правонарушение и обратились в московскую прокуратуру с просьбой провести проверку в отношении правозащитницы на предмет нарушения ею обязанностей "иностранного агента" (статья 9 КоАП).
Басманная прокуратура, которая на протяжении трех месяцев проводила проверку, пришла к выводу, что, переслав со своей личной почты на личную почту Татьяны Москальковой неподписанный документ, Светлана Ганнушкина* нарушила федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и подлежит к привлечению к административной ответственности.
Ганнушкина* сообщила, что написала Москальковой личное письмо. "На ее личную, а не служебную почту. Мне кажется, закон не обязывает меня маркировать себя "иностранным агентом" в личной переписке. По крайней мере, о таком требовании в законе ничего не написано. Кроме того, никаких требований маркировки в нашей личной переписке Татьяна Николаевна никогда мне не предъявляла", - заявила правозащитница.
Милашина связала административный протокол против правозащитницы с местью за огласку. "В этом деле, инициированном ФСБ на пустом месте, глубоко увязли не только ингушский Следственный комитет и органы прокуратуры, но и ингушская судебная система, которая, не имея на это никаких законных оснований, постоянно меняет Гатагажевой меру пресечения — отправляет то в СИЗО, то под домашний арест. Когда Светлана Ганнушкина* переслала информацию о Гатагажевой Татьяне Москальковой, она, очевидно, сделала то, чего больше всего опасались республиканские силовые ведомства — предала это скандальное дело федеральной огласке. В отместку ингушская прокуратура написала донос на Светлану Ганнушкину*, как "иностранного агента", не исполняющего свои обязанности", — написала она.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp*** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* внесены в реестр иноагентов.
** террористическая организация, запрещенная в России судом.
*** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.