Боевики-одиночки используют фактор неожиданности для нападения на силовиков, но использование подручных средств при атаке на пост ДПС в Магасе стало свидетельством ослабления вооруженного подполья, считают опрошенные "Кавказским узлом" военные эксперты и кавказовед.
Как писал "Кавказский узел", мужчина с отверткой напал сегодня на сотрудников поста ДПС на въезде в Магас. Полицейский ранен, нападавший убит, сообщило МВД. Мужчина, напавший на силовиков в Ингушетии, подошел к посту ДПС в Магасе пешком, перейдя дорогу, нападение длилось несколько секунд, следует из опубликованного видео с места событий. Следствие отчиталось об уголовном деле в связи с покушением на полицейского.
Нападению на пост ДПС при въезде в Магас, в результате которого сотрудниками полиции был убит вооруженный отверткой мужчина, предшествовал аналогичный инцидент в столице Чечни в ноябре 2022 года. В Ингушетии это нападение стало вторым вооруженным инцидентом с начала года после КТО в Карабулаке и первой более чем за четыре года атакой с применением холодного оружия. Отметим, что атаки с холодным оружием на силовиков в Чечне и Ингушетии принципиально отличаются по числу участников, а также выбору времени и места для таких резонансных терактов, как атака на соборы и синагогу в Дагестане, а также от захватов заложников в колонии Волгоградской области и СИЗО Ростова-на-Дону.
23 июня в Дербенте произошло нападение боевиков на православный храм и синагогу, а в Махачкале - на Свято-Успенский кафедральный собор и на пост ДПС. В результате погибли 22 человека, 46 получили ранения. "Кавказский узел подготовил справки "Главное об участниках атак в Махачкале и Дербенте" и "Нападения на церковь, синагоги и силовиков в Дагестане".
Резонансные теракты с захватом заложников произошли в этом году в колонии в Волгоградской области и в СИЗО Ростова-на-Дону. В обоих случаях нападавшие объявили себя сторонниками "Исламского государства"*. Подробности собраны "Кавказским узлом" в справке "Захваты заложников в волгоградской колонии и ростовском СИЗО летом 2024 года".
У боевиков на Северном Кавказе кончилось оружие, заявил президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров, комментируя новость о нападении вооруженного отверткой мужчины на силовика в Ингушетии.
"Сходство в нападениях в Ингушетии и Чечне на силовиков со стороны боевиков, которые были вооружены отверткой и ножом, в том, что у них не было с собой серьезного оружия. А этот случай в Ингушетии, когда он использовал отвёртку, вообще говорит о том, что у боевиков кончилось и вовсе оружие", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, единственное серьезное оружие в руках у боевиков – это фактор неожиданного нападения.
"Говорить о слабой подготовке силовиков – это полная чушь. Здесь срабатывает фактор неожиданных нападений. Это сейчас единственное серьезное оружие, которое боевики используют для нападения на силовиков. В основном именно они и являются целью боевиков. Но в последнее время таких случаев меньше, что говорит об ослаблении подполья. Видимо, в Ингушетии оно пока осталось, но уверен, что борьба против них даст свои результаты, - отметил он.
С ним согласился военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
"Они <силовики> хорошо подготовлены. Просто, я думаю, это следствие того, что такие нападения довольно неожиданные. Для них используются "подручные средства, например, отвертка. Неожиданность и использование холодного оружия присутствуют в нападении на силовика как в Ингушетии, так и в Чечне два года назад. Это почерк боевиков-одиночек, которые нападают именно на силовиков", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Им уже тяжело находить оружие, сторонников, поэтому прибегают к таким методам – неожиданное нападение с тем, что оказалось под рукой
По его мнению, тактика индивидуального террора с использованием подручных средств говорит о том, что подполье ослабло.
"Подполье, однозначно, ослабло. Им уже тяжело находить оружие, сторонников, поэтому прибегают к таким методам – неожиданное нападение с тем, что оказалось под рукой. Ну а то, что в Ингушетии зафиксирован всплеск статистики жертв в 2023 году, это я могу объяснить тем, что республика стала местом наибольшей активности боевиков", - отметил он.
Российский кавказовед, пожелавший остаться неназванным, не считает уместным говорить о плохой подготовке силовиков при подобных атаках.
"Когда происходят такие нападения, то здесь самое важное – это эффект неожиданности. Поэтому не стоит говорить о плохой подготовке силовиков. Сложно предотвращать нападения, которые неожиданны и происходят в момент максимального приближения к силовику. На улице многие к ним подходят, чтобы что-то спросить или сказать, и не всегда можно отличить боевика от простого человека", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он уверен, что подполье на Северном Кавказе сильно ослабло.
"Борьба с подпольем дала свои результаты, и мы в последние годы наблюдаем, как сильно оно ослабло. Об этом говорят одиночные нападения на силовиков, которых стало очень мало в целом на Северном Кавказе. В некоторых республиках, как в Карачаево-Черкесии, например, подполья вообще не существует. Нападение на силовика в Ингушетии показывает, что здесь все еще есть подполье, подпитывается откуда-то, но все еще не так активно, чтобы вместо подручных средств использовать что-то другое, - указал он.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
terrell_moen # Действительно, прежде подобных случаев (использование отвертки) для нападения на силовиков, на Кавказе, вроде как не отмечалось. Обычно нападали с использованием огнестрельного оружия, гранаты или СВУ использовали (как правило, это делали смертники), а затем и серия «ножевых» нападений была в той же Чечне. В каких-то случаях, это могло быть связано с отсутствием огнестрельного оружия, в других нападавшие использовали то, что было под рукой. Понятное дело, что в той же Чечне сегодня нет возможностей свободно приобрести любое оружие, как это было в начале 90-х и вплоть до начала второй военной кампании в республике, когда в районе т.н. «Зеленого базара» в центре Грозного функционировал небольшой оружейный рынок, где можно было приобрести хоть пистолет, хоть автомат, хоть пулемет. гранатомет. а то и ПТУРС. Патроны к автоматическому оружию продавались как в цинках, так и россыпью. Сейчас это осталось в далеком прошлом. Но, это не значит, что рынок торговли оружием исчез насовсем. Он просто ушел в глубокое подполье. И оружие у жителей региона на руках имеется. Как тут не вспомнить старый «бородатый» анекдот времен единого Союза. Старик Махмуд поливает грядки на своем огороде машинным маслом. Сосед, такой же дед, только Иван, спрашивает: «Махмуд, зачем маслом грядки поливаешь? Загубишь ведь урожай!». Тот в ответ: «Да черт с ним, с огородом! Главное, чтобы пулемет не заржавел!». В армии слышал этот анекдот от сослуживца с Украины. В его варианте фигурировал старый бандеровец, дед Мыкола .
У меня до войны была коллекция "холодняка"-сабли. рапиры. ножи американских брендов и японских....Всё пропало... Но с возрастом я понял-главное в реале ЖЕЛАНИЕ применить.. неважно что...кредиткой по горлу. карандаш в артерию...Куботан, метталлическую ручку по кумполу и т.п.... Отвёртка же. или кусок арматуры-вообще подарок Божий... Без проблем можно [...]...
Колющие раны-головная боль хирургов, травматологов и анестизиологов... Они проклинают того, кто их нанёс... Почему? Потому. что пострадавший пока ещё не осознаёт серьёзности ранения... Боль не сильно ощущает... Когда ничаинается сепсис и воспаление внутрнних органов, там уже отмирание участков органов и заражение крови...
Режущие раны намного легче в лечении... Именно поэтому тёхгранный штык солдат Российской Империи был запрещён Женевской Конвенцией 1864 года...
Повторюсь, дело не в отвёртке- [...]
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Призывы к насилию запрещены Правилами.]
Telar (Нарушитель) # Не будут же силовики сообщать, что на них напал больной человек. Боевик или террорист куда круче звучит. В Чечне несколько месяцев назад был случай, когда силовики приехали "брать" мужчину, которого в чем-то там заподозрили. Тот, как утверждалось, оказал сопротивление и был убит. Вместе с ним застрелили и его родственника, пожилого мужчина, имевшего психические отклонения. Обоих записали в "боевики", и все.
gordon_bogan # Просто так никто ни на кого нападать не будет. Подобного рода ситуации требуют тщательного разбирательства, у нас же, как обычно, убитого сразу объявляют боевиком, исламистом, террористом или кем еще. Так проще. А насчет того, что это мужчина мог хотеть, чтобы его задержали или убили. Зачем ему такое "счастье"? Тем более. быть убитым.
Лука Мудищев (Нарушитель) # Действительно, колотые раны значительнее опаснее резаных, и, с большой степенью вероятности приводят к летальному исходу. Кстати, году так в 1996-м году на рынках появился трехлезвийный нож Jagdkommando, клинок которого имеет спиралевидную форму. А еще его называют «нож одного удара». Изобрел Jagdkommando американец итальянского происхождения Антонио Марфионе. В Интернете есть описание этого оружия - https://www.monetnik.ru/obuchenie/noji/jagdkommando-microtech/. Удар таким ребристым ножом, явно будет смертельным для жертвы.
Игорь Сажин (Эксперт) # Случается и такое. Объясняется это, на мой взгляд, тем, что выполняющие различные функции заключённые, как правило, активно сотрудничают с администрацией. Просто так работать в хозблоке, заведовать библиотекой и т.д., никого не поставят. Такое право надо заслужить. А как это сделать? Доносить на своих сокамерников, беспрекословно выполнять указания работников учреждения, быть «активистом». Понятное дело, что обычные зэки таких ненавидят не меньше, если не больше, чем сотрудников тюрем. И отношение к ним бывает соответствующее.