Освобождение из СИЗО сына миллиардера из Чечни Мусы Бажаева Тимура Бажаева не укладывается в юридическую практику и противоречит законодательству. Обвинение в нападении на полицейского в данном случае невозможно переквалифицировать, отметили опрошенные "Кавказским узлом" юристы.
Как информировал "Кавказский узел", 27 сентября стало известно, что сын миллиардера из Чечни Мусы Бажаева Тимур Бажаев отпущен из СИЗО.
Тимур Бажаев 27 июля был задержан в Москве за применение насилия к полицейскому. Миллиардер из Чечни Муса Бажаев заявил, что его сын будет отвечать по закону, а депутат Госдумы Александр Хинштейн отметил, что дело взято на контроль руководством МВД, поскольку предпринимаются попытки повлиять на его ход. Следствие попросило суд арестовать Бажаева-младшего. Замоскворецкий суд удовлетворил ходатайство следователя и избрал Тимуру Бажаеву меру пресечения в виде заключение под стражу на срок до 26 сентября.
Освобождение обвиняемого в нападении на полицейского после двух месяцев нахождения в СИЗО выглядит неестественно, отметил юрист Тимофей Широков.
"Можно было бы предположить, что ему не смогли предъявить обвинение или статус изменился с подозреваемого на свидетеля. Но здесь другая ситуация. Обвиняемого вдруг отпустили. И не под какую-то чуть более мягкую меру пресечения, а просто под обязательство явки. Я такого не встречал в своей практике. И с точки зрения следствия в этом нет логики. Неясно, с чего бы такое снисхождение оказано", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам адвоката, вернуть в СИЗО обвиняемого не так просто. "Необходимы доводы, что он нарушил меру пресечения. А здесь у него даже меры пресечения нет. Хотя, если [председатель Следкома Александр] Бастрыкин скажет, то могут и арестовать. Но, видимо, в этом случае Бастрыкин <…> занял иную позицию", – считает Широков.
Что касается переквалификации обвинения на более мягкое из-за того, что офицер полиции не получил "стойкого расстройства здоровья", то это возможно в рамках одной и той же статьи Уголовного кодекса и это отражается на мере пресечения. Это может быть часть 1 статьи 318 УК РФ "Применение насилия в отношении представителя власти". Она более лёгкая. По ней назначают подписку о невыезде, пояснил юрист.
Еще один юрист Марина Агальцова также заявила, что ей кажется удивительным тот факт, что обвиняемого в таком преступлении выпустили из-под стражи. "Даже если полицейский отделался только ссадинами и синяками, это говорит о том, что его били. А не просто толкнули или пластиковый стаканчик кинули", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Юрист напомнила о деле Никиты Черцова.
"Он проходил по "московскому делу". Учился в Москве на программиста. Приехал в гости к друзьям в Москву. Применил 27 июля 2019 года якобы насилие к сотруднику полиции – толкнул его. У полицейского не осталось никаких синяков и ссадин. Однако его задержали в Белоруссии, где он отдыхал, привезли в Москву и заключили под стражу. С 3 сентября до приговора 6 декабря, его всё время держали под стражей. И потом было обжалование, и до 13 апреля 2020 года он был в СИЗО. Его выпустили в зале суда, потому что он отбыл 11 месяцев лишения свободы по приговору, находясь в СИЗО. То есть даже по более легкому обвинению человек сидел в изоляторе", – рассказала Агальцова.
Она считает, что нет оснований для переквалификации обвинения Бажаеву.
"По части 1 статьи 318 УК РФ говорится в случае насилия, не причинившем вред здоровью, человек может отделаться штрафом. Если же речь идёт даже о легком вреде здоровью (синяки, ссадины), и за это обвиняемого могут приговорить к сроку до 10 лет лишения свободы", – пояснила Агальцова.
Напомним, миллиардер Муса Бажаев родился в 1966 году в Ачхой-Мартане, окончил Грозненский нефтяной институт имени Миллионщикова. По данным Forbes, в числе его активов – "Русская платина", "Альянс Алтын" и "Амур Золото". В 2021 году его состояние оценивалось в 750 млн долларов США. Семье Бажаевых принадлежит люксовый курорт Forte Village на Сардинии.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
Александр Махонин проходил службу в различных подразделениях МВД, но карьеру он сделал благодаря своему чрезмерному рвению по обеспечению порядка на массовых мероприятиях в центре города. Его имя начало греметь ещё в 2012 году после разгона гражданского лагеря в мае месяце. Тогда в «Новой газете» вышел материал с отсылкой на служебную переписку полицейских, где была резолюция с призывом к Александру Махонину «открыть глаза личному составу». С тех пор ни одно протестное движение не проходило без участия Александра Махонина. С кем было возможно, он притворялся своим, и действовал в качестве агента-подстрекателя. Поэтому постоянные активисты очень скоро стали узнавать его в лицо в толпе и предупреждать товарищей. Полковник успел побывать и в шкуре свидетеля обвинения по «Болотному делу». В 2018 году он лично пытался вручить Алексею Навальному предостережение и под его руководством в последующем политик был задержан. В 2019 году Александр Махонин стал потерпевшим по делу активиста Константина Салтыкова. Последний якобы ударил полицейского кулаком в скулу, за что бы осужден. Но на том главный по разгону митингующих не остановился у уже в гражданском порядке потребовал взыскать с Салтыкова 50 тысяч рублей морального ущерба за то, что ему пришлось ходить на работу и быть на виду у подчиненных с подбитым лицом. Прочитав, как описывают приемы работы Александра Махонина участники акции в 2020 году у здания ФСБ, можно легко поверить на слово Тимуру Бажаеву, который на суде заявил, что его спровоцировали, полковник атаковал его первым. «Юноша Сергей Десницкий 16.07.2020 встал напротив офиса ФСБ и стал смотреть на полицейских. Молча. Без плакатов. С рюкзачком за спиной. Без всякой агрессии во взгляде и на лице. Полицейские, каждый из которых раза в два крупнее юноши, отводили взгляд и отходили в сторону. И тут на помощь подчиненным пришел полковник Махонин. "Почему вы пристаете к сотрудникам полиции?!" - грозно вопросил он Десницкого. "Я не пристаю к сотрудникам полиции", - вполне резонно ответил тот. – "Я видел ваши действия!" - продолжил свои приставания полковник Махонин. "Я просто смотрел на сотрудника полиции", - пояснил Десницкий. "Он вам нравится?" - чисто по-полковничьи пошутил Махонин. "Я имею право смотреть на сотрудников полиции, поскольку их действия являются публичными", - не принял шутку Десницкий. Тут полковник Махонин почему-то окончательно обозлился, скомандовал "фас" и Десницкого уволокли в кутузку, где на него был составлен акт за "нарушение установленного порядка митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», — из статьи на сайте Каспаров.ру. В 2022 году Александр Махонин вновь стал объектом преступных действий — на «пробивке» его личных данных и их продаже попались сотрудники отдела полиции по району Люблино. А в минувшие выходные полковника вновь допросили в качестве потерпевшего уже по делу Тимура Бажаева, которого сегодня суд отправил в СИЗО» (https://t.me/vchkogpu/49523). Есть вопросы?
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский узел".]