Сегодня идет детальная разработка документа, который должен лечь в основу восстановления системы национального образования в Осетии под эгидой Министерства общего и профессионального образования РСО-Алания.
Тревожные негативные тенденции в развитии осетинского языка все чаще становится предметом исследования ученых, заботой политиков и общественных деятелей республики. В связи с этим все острее встает проблема создания полноценной системы национального образования, прежде всего - возрождение национальной школы, способной обеспечить сохранение и развитие языка и национальной культуры, современное цивилизованное развитие нации.
Министр общего и профессионального образования РСО-Алания Алина Левитская считает, что Северная Осетия не стоит даже на начальном этапе формирования национальной школы: "По Конституции РСО-А государственными языками Северной Осетии являются осетинский и русский. В реальности же, осетинский язык не имеет статуса государственного. Очевидно, что не является он языком обучения, несмотря на то, что в 77 сельских школах начальная ступень обучения ведется на родном языке, в г. Владикавказе же такого нет ни в одном среднем учебном заведении. Отсутствие возможности получать образование на родном языке противоречит правам граждан Осетии, которым это право гарантируется законом... Чтобы обеспечить качественное, полноценное обучение в школе с 1 по 11 классы на осетинском языке, необходима соответствующая учебно-методическая база, квалифицированные кадры, чего у нас сейчас нет вообще или нет в достаточном количестве и качестве. Поэтому, прежде всего, необходимо заняться созданием хороших учебников, подготовкой школьных учителей. И это очень серьезная проблема, которую не решить одним днем."
Надо заметить, что раннее уже предпринимались неудачные попытки создания в Осетии системы национального образования. Основные проблемы, вставшие на пути реализации этих намерений, были связаны с отсутствием учителей-предметников, способных обучать детей на родном языке, не разработанность специальных методик, несоответствие учебников.
Национальная школа создается с намерением обучения двух языков: русского и осетинского и еще, как минимум, одного иностранного языка. Но в связи с огромным количеством задач, которые предстоит решить, начало осетинской школе планируется положить только в следующем учебном году.
Однако авторы в ходе реализации идеи столкнулись с серьезнейшей проблемой - с неприятием значительной частью осетинского населения перспектив расширения образовательных функций родного языка. Многие родители категорически против открытия классов с обучением на осетинском языке.
Тамерлан Камболов признается, что слишком велик риск того, что очередной провал, связанный с неподготовленностью, может оказаться последним, окончательно дискредитирующим саму идею обучения осетинских детей на родном языке, поэтому все вопросы должны быть решены, прежде чем будет возможность принять полномасштабные действия по созданию системы национального образования.