22:56 / 05.05.2025Похищение родных вынужденных "добровольцев" вписалось в практику властей Чечни

Похищение родных жителей Чечни, сбежавших от отправки на Украину, согласуется с практикой властей республики по принуждению к заключению военных контрактов и наказанию родственников провинившихся. 

Как писал "Кавказский узел", чеченский оппозиционный Telegram-канал NIYSO 3 мая сообщил как минимум о шести похищенных жителях республики, которые под давлением согласились отправиться на Украину. По информации канала, после побега одного из них силовики захватили двух его родственников.

17 декабря 2024 года Кадыров сообщил, что из Чечни с начала военной операции отправлено более 51 тысячи бойцов, в том числе 20400 добровольцев. 2 мая глава Чечни сообщил об отправке в зону СВО сводного отряда МВД по Чечне "Ахмат".

Сведения о жителях Чечни, похищенных для заключения военного контракта и с целью давления на их родственников, есть у правозащитников, подтвердил "Кавказскому узлу" на условиях анонимности правозащитник, осведомленный о реалиях Чечни. "Я не знаю, что писал NIYSO. У нас есть информация об этом, но не полностью, и нет разрешения от родственников на распространение, поэтому не могу комментировать подробности", - заявил он.

Чеченский политолог Руслан Кутаев не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию NIYSO, однако он отметил, что описанное целиком соответствует практике поведения чеченских властей. По информации Кутаева, они также продолжают активно принуждать к заключению контрактов правонарушителей, и правозащитники активно документируют такие случаи  - последовательно фиксируют данные представителей власти, причастных к злоупотреблениям, однако обнародовать эти сведения пока нет возможности. 

"Имеют значение также симпатии и антипатии местных администраций. Низовые структуры совершали много преступлений, о которых "наверху" и не подозревают, - но с другой стороны, если где-то они могут незаметно для руководства кому-то помочь, это тоже наверняка делается. Надо сказать, что за совершенные преступления они, как правило, меньше отвечают, чем за упущения в проявлении жестокости в отношении населения", - пояснил Кутаев.

Председатель комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина* не знает о случае, описанном NIYSO. "К нам не обращались по этому поводу, но наказание родственников - обычная практика в Чечне", - сказала она “Кавказскому узлу”, также отметив, что практика принуждения к подписанию контракта людей, совершивших какое-либо правонарушения, остается в Чечне "повсеместной". 

Мы обновили приложения на Android и IOS - теперь они работают без VPN! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в  Telegram либо использовать браузер CENO для обхода блокировок. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* внесены в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
06.05.2025 в 08:07stacee
Спикеры все говорят верно. И система принуждения каких-то нарушителей (даже ПДД), к заключению контрактов на военную службу в Чечне действует, и практика похищений родственников, плюс принцип коллективной ответственности. Последний тому пример – преследование семьи подростка, убившего вначале апреля сотрудника полиции. Чем все это закончилось, все имели возможность видеть. Труп убитого был выставлен в центре Ачхой-Мартана, его отца похитили в Москве, привезли в Чечню и искалечили, близких, а также родственников активистов оппозиционного Телеграм-канала «Niyso», которых Кадыров объявил виновниками произошедшего, изгнали из республики, предварительно отобрав жилье и имущество. 
06.05.2025 в 09:18curtis_cummings
Практика похищения родных используется чеченскими властями еще с начала 2000-х, и применяется весьма широко. Вначале, правда, это касалось семей и родственников боевиков, теперь распространилось на всех подряд. Буквально на днях услышал от знакомого такую историю. Его родственник выехал по делам в один из соседних регионов, а ночью к ним в квартиру вломились силовики, спросили, где глава семейства. Узнав что он в отъезде, забрали несовершеннолетнего сына, сказав, что отпустят его только после того, как отец явится к ним в отдел полиции. Тот, бросив все дела, примчался обратно и сразу пошел в полицию. Сына отпустили, но закрыли отца. Через несколько дней выпустили, заставив заключить контракт на военную службу. В чем-то там «провинился», оказывается, человек. В подробности не вдавался, но человек уже на фронте.