Силовики в Баку не пустили к арестованной Ульвии Али ее мать, пришедшую поздравить дочь с днем рождения. Такое ограничение в Азербайджане не практикуется, его можно расценить как элемент давления на журналистку, указал юрист.
Как писал "Кавказский узел", журналистка Ульвия Али (Гулиева) в январе была допрошена в качестве свидетеля по делу Meydan TV, после чего ей запретили выезд из Азербайджана. В апреле суд в Баку не удовлетворил жалобу журналистки на это решение, а в мае она была задержана и арестована уже в качестве обвиняемой по делу Meydan TV. Она отвергла обвинение в контрабанде и напомнила, что не сотрудничает с этим изданием. В изолятор Али доставили после избиения силовиками, там ее состояние сильно ухудшилось. В июле суд оставил ее под стражей.
Дело Meydan TV было возбуждено в декабре 2024 года, когда шесть журналистов были задержаны, а затем арестованы и обвинены в контрабанде валюты группой лиц по предварительному сговору. Они связали уголовное дело со своей профессиональной деятельностью. К августу 2025 года по делу Meydan TV были арестованы 11 человек . В конце августа стало известно, что расследование завершено, а в деле появился 12-й подозреваемый - фотожурналист Ахмед Мухтар. При этом арестованным журналистам были предъявлены новые обвинения по еще семи уголовным статьям .
13 октября у Ульвии Али был день рождения, однако ее мать не пустили на встречу с дочерью в Бакинское СИЗО-1, сообщила мать журналистки Ильхама Мехманлы корреспонденту "Кавказского узла".
Сказал, что встреча не разрешается
"Я купила торт, приготовила праздничное блюдо и пошла на встречу с дочерью. Однако начальник СИЗО Эльнур Исмайлов, вопреки обещанию, данному несколько дней назад, не позволил нам с дочерью встретиться в день ее рождения. Эльнур Исмайлов не принял меня. Его заместитель Ахад Абыев сказал, что встреча не разрешается. Я спросила, почему Исмайлов не сдержал своего обещания, он не ответил", - рассказала Мехманлы.
Женщина отметила, что, несмотря на срыв встречи, она смогла поговорить с дочерью 13 октября по телефону. "Моя дочь Ульвия позвонила. Сказала, что чувствует себя хорошо. Она просила меня не беспокоиться и добавила: "Не беспокойся, мы победим с улыбкой на лице", - рассказала Ильхама Мехманлы.
Согласно практике в пенитенциарной системе Азербайджана, заключенным в дни их рождения или иные знаменательные для их семей дни предоставляются внеочередные свидания с родными, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" азербайджанский эксперт в области права, попросивший не публиковать его имя.
Возможно, Ульвии Али решили досадить из-за ее "строптивости"
"Или же свидание предоставляется в счет будущего очередного свидания. Если это не делается, то, значит, по причине какой-то предвзятости. Возможно, Ульвии Али решили досадить из-за ее "строптивости", продолжения журналистской деятельности даже из-за решетки. Она посылает из СИЗО в СМИ свои публикации. Однажды она умудрилась каким-то образом подготовить интервью с другим политзаключенным, исследователем Бахрузом Самедовым", - сказал юрист.
Получить комментарии в Пенитенциарной службе не удалось, передал сегодня корреспондент "Кавказского узла".
13 октября на странице Ульвии Али в социальной сети X был опубликован ее пространный пост, в котором она отвергла все предъявленные ей обвинения. При этом она указала, что уже после того, как в декабре 2024 года сотрудники Meydan TV были арестованы, она дважды возвращалась в Азербайджан из зарубежных поездок.
Тем не менее, 16 января 2025 года в главном управлении полиции Баку ей заявили о запрете на выезд из страны по делу Meydan TV, хотя она не имела отношения к этому изданию, указала Али, публикацию которой перевел на русский язык корреспондент "Кавказского узла".
"Но я в полиции сказала, что, если даже была бы сотрудницей Meydan TV, это не было бы преступлением. Обычно в Азербайджане введение запрета на выезд является последним предупреждением: "Если не будешь молчать, тебя арестуют". Многие предпочитали втихую добиваться снятия запрета и получения возможности покинуть страну через суд. Я тоже подавала жалобы в суд, но не молчала, публиковала бесчисленные посты, давала интервью о незаконности запрета", - написала Ульвия Али.
Она отметила, что продолжала и журналистскую работу, готовила репортажи с судебных процессов арестованных коллег. Журналистка подчеркнула, что, если бы у нее были намерения уехать из страны, она давно сделала бы это, поскольку имела много возможностей во время многочисленных зарубежных поездок.
Следователь в своём заявлении суду утверждал, что я якобы могу сбежать из страны. Мне смешно
"В день моего ареста и дважды при продлении срока содержания под стражей следователь в своём заявлении суду утверждал, что я якобы могу сбежать из страны. Мне смешно, когда они говорят перед судом о такой "возможности" (скрыться из страны) в отношении человека, у которого такие возможности были неоднократно", - написала Али.
Отметим, что преследованиям в Азербайджане подверглись журналисты и других СМИ, в том числе Toplum TV, Abzas Media и Kanal-13. 20 июня журналисты и сотрудники Abzas Media были приговорены к лишению свободы на сроки от 7,5 года до 9 лет. В суде они отвергли обвинения, подчеркнув, что их преследуют за профессиональную деятельность и расследование случаев коррупции.
Число политзаключенных в Азербайджане достигло в 2024 году пика за 23 года членства страны в Совете Европы, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное о рекордном числе политзеков в Азербайджане". При этом власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных.