Хотя в исламе колдовство считается тяжким грехом, озвученные в одном из дагестанских пабликов призывы к насилию над заподозренной в оккультизме женщиной не соответствуют не только шариату, но и российскому законодательству.
Как сообщал "Кавказский узел", часть пользователей популярного телеграм-канала призвала к жестким мерам против героини видеоролика, которая предположительно занимается оккультизмом на пляже в Дагестане. В том числе предлагались разные способы ее унижения и лишения жизни.
В декабре 2021 года МВД Дагестана сообщило о задержании подозреваемого в убийстве 56-летней женщины в Махачкале. Мужчина рассказал, что погибшая "вселила в него джиннов, которые омрачали его жизнь и не давали спать", и признался в совершенном 11 декабря убийстве колдуньи.
Специалист по сравнительному правоведению и исламскому праву Леонид Сюкияйнен отметил, что дагестанское духовенство борется с оккультизмом. «(Религиозные деятели) активно выступают против колдовства. ДУМ регулярно издает фетвы о греховности обращения к магам. Однако в отличие от Чечни, здесь нет силового воздействия», - сказал он кореспонденту «Кавказского узла»..
Использование заклинаний, обращение к джиннам и ритуалы для сверхъестественного воздействия считается колдовством в исламе. «Коран запрещает это как тяжкий грех. Но в то же время призывы убить колдунью полностью противоречат шариату», - указал Сюкияйнен.
В Чечне много лет ведется кампания по преследованию людей, объявивших себя знахарями, экстрасенсами, магами и колдунами. Первоначально она была объявлена главой республики Рамзаном Кадыровым в 2013 году, тогда были задержаны десятки людей, некоторые пропали без вести. Гостелеканал "Грозный" регулярно выпускает репортажи, в которых местные жители раскаиваются в занятии колдовством. Так, в марте вышел сюжет, в котором руководитель Центра исламской медицины Адам Эльжуркаев публично отчитал задержанную по подозрению в колдовстве. В декабре 2020 года был показан сюжет, в котором двое жителей Чечни покаялись в том, что обратились за помощью к колдунье в Дагестане.
В Дагестане ведется борьба против колдунов, но не по чеченским методам, cчитает исламовед, не пожелавший публиковать свое имя. «Духовное управление мусульман Дагестана периодически публикует фетвы о запрете магических практик. Однако в отличие от Чечни, где силовые структуры задерживают (подозреваемых в колдовстве), в Дагестане борьба ведется преимущественно через просвещение и общественное порицание», - сказал эксперт кореспонденту «Кавказского узла».
«В исламе колдовство определяется как обращение к джиннам, использование заклинаний, талисманов и ритуалов для воздействия на людей или события сверхъестественным путем. Действия женщины на видео - протыкание фотографий иглами, сжигание их с ритуальным огнем - полностью соответствуют исламскому определению колдовства», - отметил специалист.
Однако призывы к расправе с обвиненной в колдовстве женщиной также противоречат исламу. «Шариат запрещает насилие без судебного решения. Наказание должно выноситься исламским судом после тщательного расследования и соблюдения процедур. Правильная исламская реакция - передать подозреваемую в колдовстве духовным властям или правоохранительным органам. Агрессивная реакция пользователей отражает скорее народные суеверия, чем исламские нормы правосудия», - подчеркнул он.
На официальном сайте Муфтията Республики Дагестан колдовство определяется как "система магических приёмов, с помощью которых (по суеверным представлениям) можно воздействовать на людей и природу, принося либо пользу, либо вред". "Согласно священным аятам из Корана и хадисам Пророка, колдовство и магия реальны, и они могут причинить вред человеку, его психическому или физическому состоянию",- говорится в материале "Реальны ли колдовство и магия и насколько? И как Ислам относится к колдовским и оккультным практикам?".
Обращение за услугами к оккультистам в Дагестане достаточно развито, отметил журналист одного из местных изданий. "К (оккультистам), как показывает практика, обращаются не только малограмотные слои населения, но и представители среднего и крупного бизнеса, высокопоставленные силовики и их жёны, политики, чиновники», - отметил он.
Юрист Тимур Филиппов указал, что законодательство не запрещает оккультные услуги. «Если женщина, (которая, по мнению пользователей соцсети, занималась колдовством на пляже), не выманила у кого-то деньги и не причинила реального вреда — состава преступления нет. Конституция предполагает свободу совести и вероисповедания, что означает: она вправе заниматься любыми религиозными или оккультными обрядами. Комментаторы, которые призывали к её смерти, как раз выходят за рамки (закона). Публичные угрозы и призывы к насилию вполне укладываются в понятие «экстремизм» определенное Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности»», - подчеркнул Филиппов.
Напомним, что в декабре 2020 года журналист Владимир Севриновский опубликовал исследование о клиниках исламской медицины, в котором указал, что обряд исламского экзорцизма широко распространен в Дагестане и Чечне. Исламские экзорцисты в этих республиках изгоняют джиннов из местных жителей и приезжих и борются с колдунами, которые наводят порчу. Они работают при поддержке и финансировании местных властей, а жители зачастую предпочитают обращаться к целителям, игнорируя официальную медицину, говорится в исследовании.