В настоящей работе нас интересуют причины конфликтов в дагестанских семьях, вызванные возрождением Ислама, которые вкратце будут изложены ниже.
Семейные конфликты в дагестанских, мусульманских семьях, на первый взгляд, носили парадоксальный характер, поскольку Ислам культивирует почтительное отношение к родителям, строго требует поддерживать родственные узы, упорядочивает и нормализует супружеские взаимоотношения. Однако конфликт в дагестанских семьях был социально неизбежен и закономерен, в силу того, что он носил острый религиозно-идеологический характер. Советская эпоха породила целые поколения мусульман, которым были чужды и необъяснимы мораль, принципы и этика собственной религии.
В семейных конфликтах сталкивались два абсолютно разных миропонимания, две противоположные точки зрения на мир и на место в нем человека. Помимо этого Ислам, как религия, не терпит социального лицемерия, то есть духовные, внутренние преобразования человека должны обязательно выражаться и подкрепляться соответствующим вероисповедным поведением в его личной, семейной, общественной жизни, что увеличило разрыв между противоположными идеологическими полями. Следует подчеркнуть, что подобный процесс семейных конфликтов наблюдался на заре Ислама, когда призыв Пророка Мухаммада (мир ему) разбил языческие семьи, разрушил мощные, ранее незыблемые и святые родственно-племенные арабские узы. В первых войнах Ислама (битвы Бадр, Ухуд, Ахзаб и др.) столкнулись члены близкородственных арабских племен: отец убивал сына, сын - отца, брат - брата, племенник - родного дядю. Ислам возвысил вероисповедные узы и принципы выше племенных, вследствие чего родственники разделились на два враждующих лагеря: мусульман и язычников.
Разумеется, нельзя назвать ситуацию в Дагестане идентичной, так как подавляющее население республики (85%) являются этническими мусульманами. Но, тем не менее, аналогичный, схожий процесс все-таки наблюдался. Дагестанские мусульмане, выросшие и воспитанные в советское время, являлись мусульманами формально, статистически, т.е. по названию, но не по убеждениям, принципам и поведению. Большинство взрослого и среднего поколения дагестанцев (признавая себя номинальными мусульманами) питают полное равнодушие к Исламу и его принципам, идентифицируя себя при этом с нормами российско-европейской, светской культуры. Воспитанная в духе непримиримого атеизма светская дагестанская интеллигенция категорически выступала против исламского возрождения на всех уровнях.
В силу этого многие новые дагестанские приверженцы Ислама считали эту часть общества "потенциальными" или, по крайней мере, неполноценными мусульманами, и в своей вражде с ними ориентировались на идеал ранней мусульманской общины, конфликтовавшей со своими единоплеменниками. Надо учитывать, что среди новых приверженцев Ислама было немалое число тех, кто свою приверженность Исламу считал "новобращением", принятием Ислама, а прошлый отрезок жизни - "куфром", "неверием" (условно их можно назвать "неофитами"). Соответственно, своих родственников, этнических мусульман, они не признавали "мусульманами" по определению. То есть вражда с родственниками переходила в плоскость идеологическую, в конфликт между "Исламом" и "язычеством" ("ширк") или "неверием" ("куфр"), принимая благородный, религиозный характер. И даже если дагестанские "неофиты" признавали их мусульманами, семейно-родственный конфликт не терял своего религиозно-идеологического характера. Таким образом, в дагестанском обществе с возрождением Ислама сформировалось два конфликтующих лагеря, в силу объективных социальных условий.
Однако конфликты возникали не только в светских, но и в религиозно-традиционных дагестанских семьях, которые оставались верны традициям Ислама и в советскую эпоху. Причина конфликтов в подобных семьях, как правило, сводилась к тому, что данные семьи, воспитанные в религиозно-традиционном духе, зачастую исповедовали Ислам, густо смешанный с адатами, местными верованиями и традициями. Помимо этого их религиозность слабо проявлялось (или вообще не проявлялась) в социальном плане. Они торговали спиртными напитками, посещали винные застолья и т. д. Но главным образом, конфликт был связан с тем, что традиционные религиозные мусульмане смешивали исламские обряды с местными адатами, что, с точки зрения Ислама, крайне неприемлемо. В этом смысле справедливо мнение о "конфессиональной неполноценности" северокавказских мусульман, для которых горские традиции являются более значимыми, чем Ислам. Здесь можно говорить о том, что, по сути, утверждение Ислама и его принципов на Северном Кавказе (в частности в Дагестане) - есть процесс не завершившийся, все еще продолжающийся, растянувшийся на многие столетия.
На почве конфликта горских традиций и Ислама в традиционалистских дагестанских семьях возник конфликт так называемого "нового" Ислама и Ислама "обычного" или "традиционного". Традиционно религиозные села (например, с. Кванада Цумадинского района), а, соответственно, и семьи были разбиты на два лагеря. Конфликты в дагестанских семьях возникали на трех уровнях: отцы и дети, муж и жена, родственники.
Настоящий семейный конфликт являлся конфликтом двух поколений: старшего (отцов), выросших в советское время, и младшего (детей), выросших в перестроечную и постперестроечную эпоху. Максимализм, проявляемый молодыми "неофитами", сталкивался с крайним консерватизмом, непониманием, неприятием старшего поколения. Родители не хотели понимать чувства, настроения, новый образ жизни своих детей. Строго религиозное отношение детей к жизни расценивалось родителями как идеализированное, не приспособленное и оторванное от реалий жизни умонастроение.
Известны случаи, когда родители запрещали детям ходить в мечеть, совершать молитву и соблюдать пост, носить дочерям длинную мусульманскую одежду. После событий 1999 года конфликт в таких семьях только обострился. Примерное соблюдение норм исламской обрядности (пятикратная молитва, совершаемая в мечети, добровольные посты, чтение Корана) расценивалось не иначе, как приверженность "ваххабизму", "экстремизму".
С возрождением Ислама конфликт супругов в дагестанских семьях был предопределен. Отношения между супругами накалялись в силу того, что один из них, став приверженцем Ислама, не хотел продолжать супружескую жизнь с человеком, который не разделял его взглядов на жизнь, относился пренебрежительно к исламским принципам. Многие дагестанские браки были разрушены. С распространением и культивированием исламской культуры острой стала проблема многоженства, вследствие которой пострадали также многие дагестанские семьи.
Социализация Ислама значительно ослабила родственные узы дагестанских семей. Конфликты, возникали, главным образом на почве несоблюдения или неуважения местных традиций, обычаев. Так дагестанские "неофиты" отказывались посещать различные мероприятия своих родственников (свадьбы, торжества, поминки), прохождение которых было связано с нарушением норм исламской морали (распитие спиртных напитков) или с отправлением противоречащих шариату традиций (поминки в честь усопшего на 40- или 50 день). Подобное поведение расценивалось родственниками, этническими мусульманами, как неуважение к себе, своим праздникам.
В свете вышесказанного мы можем констатировать факт того, что многочисленные семейные конфликты, вызванные реисламизацией Ислама, возникли как закономерное и временное социальное явление. В их основе лежат следующие причины:
Статья подготовлена при поддержке СМИ "Кавказский узел", общества "Мемориал" и ИОО Фонда Сороса в рамках проекта "Поддержка объективного освещения и анализа ситуации в зонах конфликта".