Журналистки Meydan TV Айтадж Тапдыг, Айсель Умудова и Хаяля Агаева потребовали расследования фактов насилия над ними в Бакинском СИЗО со стороны персонала и наказания силовиков.
Как писал "Кавказский узел", ранее журналистки пожаловались на применение против них насилия из-за огласки факта протокола о нарушении ими в зале суда порядка и отказа обвиняемых дать показания. Это последовало за заседанием суда, где они выразили протест против отключения микрофонов и запрета находиться рядом с адвокатами.
Дело Meydan TV было возбуждено в декабре 2024 года, когда шесть журналистов были задержаны, а затем арестованы по обвинению в контрабанде валюты. Они связали уголовное дело со своей профессиональной деятельностью. К августу 2025 года по делу Meydan TV были арестованы 11 человек . В конце августа стало известно, что расследование завершено, а в деле появился 12-й подозреваемый - фотожурналист Ахмед Мухтар. При этом арестованным журналистам были предъявлены новые обвинения по еще семи уголовным статьям . 12 декабря 2025 года на первом заседании по делу Meydan TV суд отказался закрыть уголовное дело и освободить обвиняемых.
Айтадж Тапдыг, Айсель Умудова и Хаяля Агаева распространили заявление, в котором сообщили о подробностях насильственных действий против них со стороны сотрудников Бакинского СИЗО-1.
«18 февраля около 12:00 группа сотрудников СИЗО (около 10 человек) во главе с заместителем начальника Джавидом Гюлалиевым вошла в нашу камеру. В момент их появления Айсель Умудова находилась в санузле. Хаяла Агаева и Айтадж Тапдыг были в своих постелях. Джавид Гюлалиев заявил, что будет проводиться обыск под видеонаблюдением. Он остался внутри вместе с другими мужчинами-сотрудниками и персоналом женского пола. При этом, согласно правилам, мужчины-сотрудники не могут участвовать в досмотре камер, где содержатся женщины», - говорится в послании арестованных девушек, поступивших корреспонденту «Кавказского узла» от их близких.
Далее Тапдыг и Агаеву подвергли досмотру с помощью спецсредств. Когда надзиратели стали досматривать вещи девушек, они запротестовали. После этого, как говорится в заявлении арестанток, Гюлалиев приказал сотрудникам силой вывести Тапдыг и Агаеву из камеры. «В это время начальник отдела обыска и досмотра СИЗО по имени Алибала ломился в дверь туалета. Несмотря на то, что Айсель попросила одну минуту, чтобы выйти, он выломал дверь и ворвался внутрь. Айсель также подвергли её обыску», - далее отмечено в заявлении.
При этом, по указанию Гюльалиева сотрудники изолятора, выкрикивая оскорбления, скрутили Тапдыг и Агаевой руки и, нагнув их головы вниз, силой вывели из камеры. Журналисток удерживали под конвоем более чем 20 силовиков. При этом, по утверждению арестанток, им заламывали руки за спину и насильно заставляли держать головы опущенными.
Все это происходило перед камерами видеонаблюдения в коридоре и камерами, висевшими на груди сотрудника СИЗО. Далее силовики, выкрутив руки Тапдыг за спину и закрывая ей рот своими руками, увели девушку на нижний этаж и вытолкнули в прогулочный дворик. Агаеву же затолкнули в телефонную комнату, расположенную прямо напротив камер. Она потребовала приглашения начальника СИЗО Исмаилова.
«После этого надзирателница по имени Джахан Ибрагимли зажала руки Хаяле руки за спиной, а Джавид Гюлалиев двинулся на нее с криком: «Эльнура нет, здесь хозяин я!». В стычке в комнате участвовала еще одна женщина в гражданской одежде, которая не представилась. В ходе потасовки Хаялы получила травмы на тыльной стороне правой кисти и на левом запястье», - говорится в заявлении журналисток.
Они связали насилие над ними тем, что отказались подписывать протокол о нарушении обвиняемыми по делу Meydan TV порядка на судебном процессе. «Это давление напрямую связано с нашими выступлениями и протестами в суде. Власти запугивают нас руками агрессивных сотрудников Пенитенциарной службы. Более того, нам заявили, что подобные «шмоны» могут повторяться каждую неделю», - отмечают журналистки.
Отмечая, что более не чувствуют себя в безопасности они потребовали немедленного принятия следующих мер. В частности, указали на необходимость остранения от должности и привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление служебными полномочиями замначальника СИЗО Гюльалиева. Журналистки также потребовали расследования записей с камер видеонаблюдения СИЗО, а также посещения СИЗО и встречи с ними омбудсмена Сабины Алиевой.
Сотрудники СИЗО имеют право на проведение проверок и обысках в камерах заключенные на предмет выявления хранения запрещенных предметов, отметил работающий в Азербайджане юрист.
«Однако проверки должны проводиться с соблюдением требований законодательства и нормативных актов. Так ни в коей мере не допускается участие в проверках в женских камерах сотрудников-мужчин. Применение силы против арестантов допускается в исключительных случаях: при физической угрозе персоналу или другим заключенным, а также при подавлении массового неповиновения. Заключенные имеют право в устной и письменной форме выражать несогласие с действиями персонала и за это не могут быть подвергнуты физическому насилию. Если надзиратели применяют силу, то значит им поступает указание наказать строптивых заключенных», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» собеседник, не пожелавший публиковать свое имя.
Напомним, арестованные по делу Meydan TV подверглись преследованию по указанию руководства Азербайджана за журналистскую деятельность, указал ранее один из обвиняемых Шамшад Ага. "У вас нет ни полномочий, ни смелости принимать произвольные решения в любом процессе, контролируемом [президентом страны] Ильхамом Алиевым. В этих процессах и следователь, и прокурор, и судья - Ильхам Алиев", - заявил он суду.
Преследованиям в Азербайджане подверглись журналисты и других СМИ, в том числе Abzas Media, Toplum TV и Kanal-13. 20 июня журналисты и сотрудники Abzas Media были приговорены к лишению свободы на сроки от 7,5 года до 9 лет. В суде они отвергли обвинения, подчеркнув, что их преследуют за профессиональную деятельность и расследование случаев коррупции.
Число политзаключенных в Азербайджане достигло в 2024 году пика за 23 года членства страны в Совете Европы, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное о рекордном числе политзеков в Азербайджане".