В Азербайджане на судебном процессе по делу политолога Азера Гасымлы прокурор оказал давление на свидетеля, требуя озвучить данные им в ходе следствия показания, защита выразила протест действиям гособвинителя. Свидетели путаются в показаниях и противоречат собственным словам, рассказала супруга Гасымлы.
Как писал "Кавказский узел", суд в Баку с июля рассматривает дело политолога Азера Гасымлы, которому грозит до 10 лет лишения свободы по обвинению в вымогательстве и угрозах. В начале процесса суд отклонил большинство ходатайств защиты, согласившись допросить только двух свидетелей защиты. Гасымлы отверг все обвинения, заявив, что на деле потерпевшим является он сам. 10 сентября Гурбанали Юсифов, обвинивший политолога Азера Гасымлы в вымогательстве, не смог пояснить в суде утверждения из собственных заявлений о том, что Гасымлы якобы настраивал его "против государственности".
8 декабря 2024 года директор Института политического менеджмента Азер Гасымлы был задержан по подозрению в вымогательстве у человека, который был должен ему деньги. Суд заключил политолога под стражу. В материалах дела утверждается, что политолог одолжил деньги Гурбанали Юсифову и его семье, а потом требовал вернуть одолженные средства. Гасымлы связал уголовное преследование со своей общественно-политической деятельностью, и назвал уголовное дело сфабрикованным по политическому заказу.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям на процессе по делу Азера Гасымлы были заслушаны показания свидетелей, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" супруга обвиняемого Самира Гасымлы.
По ее словам, сначала перед судом выступил отец потерпевшего Гурбанали Юсифова Видади Юсифов.
"Свидетель говорил на основе предположений. Когда же председательствующий судья Тельман Гусейнов несколько раз пытался уточнить, видел ли или слышал ли он, как Азер угрожал его сыну, Видади Юсифов отвечал, что он "опасался поджога" их дома. И это при том, что сторона обвинения утверждает, что Азер якобы угрожал Гурбанали Юсифову "похищением сына" и «убийством отца» (Видади Юсифова). Отец Гурбанали Юсифова не подтвердил этих слов в суде. Видади Юсифов сказал, что об угрозах "потерпевшему" слышал только от самого своего сына", - рассказала Гасымлы.
По ее словам, в выступлении В.Юсифова были обнаружены "и другие противоречия".
"Когда Азер спросил свидетеля, когда он узнал об "угрозах" его сыну, Видади Юсифов ответил, что во время судебного разбирательства года в Мингячевирском городском суде по иску моего мужа к Гурбанали Юсифову в связи с его долгом, то есть в апреле 2024 года. Азер напомнил, что Видади Юсифов на предварительном следствии говорил, что угрозы якобы поступили в 2022 году, и "в целях безопасности" якобы вывез своего внука и невестку из Баку в другой город. При этом, даже судья сказал Видади Юсифову, что он на предварительном следствии не говорил, что Азер угрожал ему лично убийством. Однако Видади Юсифов, видимо, не понял судью и сказал, что «да, возможно я говорил такое», чем вызвал смех в зале", - отметила Гасымлы.
Далее, по ее словам, на процессе в качестве свидетеля был заслушан двоюродный брат потерпевшего Рамазан Юсифзаде.
"Он сказал, что в марте 2023 года по работе поехал в Турцию, Анталью и там оставался в одной квартире с Гурбанали Юсифовым. По словам свидетеля, он стал очевидцем того, как однажды Гурбанали поступил телефонный звонок и после разговора у того настроение испортилось. Свидетель отметил, что не стал расспрашивать двоюродного брата о содержании разговора. Однако в этот момент прокурор стал задавать свидетелю наводящие вопросы, чтобы добиться подтверждения версии обвинения. Адвокат Азера Ровшана Рагимли выразила протест, и вопросы гособвинителя были настолько наводящими, что судья принял возражения защиты. Однако после этого прокурор открыто пригрозил свидетелю, что если он не повторит показания, данные на предварительном следствии, то будет привлечен к уголовной ответственности. Адвокат вновь выразила протест. Свидетель замешкался и только после такого давления сказал, что двоюродный брат после телефонного разговора сообщил ему об угрозах со стороны Азера", - продолжила Гасымлы.
Обвиняемый также спросил у свидетеля, почему на предварительном следствии он говорил, что стал свидетелем телефонного разговора в Стамбуле, а в суде назвал Анталью. Юсифзаде в ответ сказал, что разговор был в Анталье, а Стамбул указан "по технической ошибке".
"Азер при этом напомнил, что сам потерпевший говорил, что звонок ему от моего мужа поступил, когда Гурбанали находился в Баку. Показания свидетелей еще раз подтвердили сфабрикованный характер этого дела и политические мотивы ареста моего супруга", - отметила Гасымлы.
Адвокат Ровшана Рагимли подтвердила, что на процессе сторона обвинения оказывала давление на свидетеля Юсифзаде.
"Свидетель имеет право на отказ от показаний, данных следствию, и это не влечет никакой ответственности", - сказала адвокат корреспонденту "Кавказского узла".
Сторона защиты считает, что версия обвинения в суде полностью разваливается в связи с отсутствием достоверных доказательств вины Гасымлы путанными и противоречивыми показаниями свидетелей,.
Сотрудник Бакинского суда по тяжким преступления подтвердил, что на процессе по делу Гасымлы были заслушаны свидетели.
Следующее заседание назначено на 12 ноября, добавил представитель суда.
Потерпевший Гурбанали Юсифов и свидетели Видади Юсифов и Рамазан Юсифзаде оказались недоступны для комментариев.