Дело о смерти уроженки Чечни Айшат Баймурадовой расследуется по статье об убийстве, но результаты судмедэкспертизы пока неизвестны. Армянским силовикам следует объявить подозреваемых в международный розыск и усилить меры безопасности жертв домашнего насилия, бежавших с Северного Кавказа, указали правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", беглянки с Кавказа на чужбине оказываются в уязвимом положении из-за сильной ностальгии, что заставляет их искать контакты с выходцами из регионов СКФО и создает опасность раскрыть убежище. Армянская сторона должна предпринять решительные шаги для расследования убийства, заявили правозащитники.
23-летняя уроженка Чечни Айшат Баймурадова 19 октября была найдена мертвой в съемной квартире в Ереване. Она сбежала в Армению от домашнего насилия, но при этом публично критиковала кадыровскую власть. Около дома, где нашли тело Баймурадовой, были замечены Карина Иминова, которая вызвала Айшат на встречу, и 30-летний уроженец Чечни Саид-Хамзат Байсаров. Армения должна обеспечить государственную защиту женщинам, бежавшим из Чечни и других северокавказских регионов, заявили активисты на пикете в Ереване.
На минувшей неделе было проведено повторное опознание тела Баймурадовой, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" юрист Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Ани Чатинян.
"Один из ее друзей опознал тело, подтвердил, что да, это тело Айшат. Остальные ее друзья были допрошены. Другие подробности не могу сообщить. Возможно, после обнародования результатов судмедэкспертизы станут известны некоторые подробности. Дело, которое возбуждено по статье об убийстве, находится на стадии предварительного следствия", - сообщила она.
Юрист Самсон Галстян, представляющий интересы друзей Айшат, подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что дело возбуждено по статье об убийстве.
"Предварительное следствие дела, которое возбуждено по статье об убийстве, ведется следственным отделом по административному району Арабкир города Еревана. По моей информации, судмедэкспертиза еще не завершена. Следователи уже установили личности подозреваемых в убийстве Айшат. В настоящее время выясняется гражданство этих людей… Я полагаю, что их надо объявить в международный розыск. Есть уголовное дело, в рамках этого дела они будут признаны обвиняемыми, и их следует объявить в международных розыск", - сказал Галстян.
По мнению Ани Чатинян, протоколы безопасности для беглянок с Северного Кавказа необходимо обновить, но и сами девушки должны им следовать, чтобы жить безопасно. "Этот случай, возможно, станет причиной, чтобы все следили за протоколами безопасности, которые советуют правозащитники. Возможно, протоколы тоже должны быть обновлены. Но куда важнее вовлеченность правоохранительных органов в обеспечение безопасности жертв домашнего насилия, которые сбежали и нашли пристанище в Армении. Полиция должна быть более внимательной к таким людям, здесь необходимо много и усердно работать", - отметила она.
Армянский правозащитник Артур Сакунц считает, что для повышения безопасности беглянок, находящихся в Армении, следует найти новые методы работы и сотрудничества с правоохранительными органами.
"С учетом этой очень и очень печальной истории, необходимы новые меры безопасности, например, тесное сотрудничество с местными правоохранительными органами. Я это представляю так. Между беглянкой и полицией появляется некий человек, который выполняет функцию посредника, у него есть постоянная связь как с беглянкой, так и с силовиками. Беглянка передает ему всю необходимую информацию о своих передвижениях, встречах с незнакомцами и не только, постоянно держит в курсе о важных событиях, выходит с ним на связь, когда что-то подозрительное происходит или замечает. А полиция, в свою очередь, мониторит и выявляет потенциально опасные визиты, например, выходцев из Чечни. Потому что не только сами родственники беглянки будут ее искать, но и незнакомые с ее семьей люди, которые готовы выполнить подобные заказы. То есть если полиция замечает, что выходцы из Чечни оказались в Армении, то как минимум предупреждает беглянку через этого посредника", - сказал Сакунц корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что Армения доступна не только для беглянок, но и для тех, кто ищет их. "Я имею в виду, что им в основном не нужны визы и разрешения для приезда в Армению. Поэтому наша страна доступна как беглянкам, так и тем, кто хочет их найти, вернуть домой или совершить какое-то преступление в их отношении... Если следить за всеми протоколами безопасности, быть постоянно на связи с правозащитниками, иметь посредника для связи с силовиками, то однозначно можно жить здесь безопасно и избежать таких печальных историй", - подчеркнул правозащитник.
Активистка Алипат Султанбегова, которая провела пикет в Ереване с требованием справедливости для Айшат, согласна с мнениями армянских правозащитников.
"Думаю, что стоит изменить протоколы безопасности, проговаривать возможные риски с примерами кейсов Айшат и Седы Сулеймановой. Мне кажется, что и правозащитники, и беглянки будут бдительнее и недоверчивее, что в данном случае хорошо, чтобы подставные персонажи по типу Карины Иминовой не смогли их обмануть", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Она отметила, что после смерти Айшат уже не может считать Армению в полной мере безопасной страной для беглянок. "Я не могу теперь с полной уверенностью назвать Армению безопасной страной. И если Армения не объявит подозреваемых в убийстве Айшат в розыск, то, к сожалению, это будет ещё одним пунктом, почему Армения теперь небезопасная страна для тех, кто бежит из республик Северного Кавказа", - подчеркнула она.