Айшат Баймурадова бежала из Чечни из-за побоев и угроз убийством в семье мужа. Из-за отсутствия загранпаспорта выборы был ограничен безвизовыми странами. Баймурадова после побега рассказывала, что счастлива жить в спокойной обстановке, когда никто не угрожает.
Как писал "Кавказский узел", дело о смерти уроженки Чечни Айшат Баймурадовой расследуется по статье об убийстве, но результаты судмедэкспертизы пока неизвестны. Следственные органы Армении объявили в розыск двух фигурантов дела об убийстве уроженки Чечни Айшат Баймурадовой, они заочно арестованы.
23-летняя уроженка Чечни Айшат Баймурадова 19 октября была найдена мертвой в съемной квартире в Ереване. Она сбежала в Армению от домашнего насилия, но при этом публично критиковала кадыровскую власть. Около дома, где нашли тело Баймурадовой, были замечены Карина Иминова, которая вызвала Айшат на встречу, и 30-летний уроженец Чечни Саид-Хамзат Байсаров. Армения должна обеспечить государственную защиту женщинам, бежавшим из Чечни и других северокавказских регионов, заявили активисты на пикете в Ереване.
Историю Айшат Баймурадовой рассказала сегодня "Кризисная группа СК SOS"*.
Родители Айшат в разводе, и с детства ее воспитывал отец. По словам девушки, с матерью ее разлучили сразу после рождения, а видеться запрещали. Айшат жаловалась не только на побои, но и на сексуализированное насилие в семье, которое происходило, когда она была ребенком.
Замуж ее сосватали рано: она пыталась отказаться, но родственники намекнули, что в таком случае пойдут слухи, что она "гулящая". Айшат пришлось выйти за выбранного родственниками 29-летнего мужчину, которого она видела три раза в жизни. Детей Айшат тоже не хотела, но очень быстро забеременела. "Я к браку не была готова, не то что к ребенку. Все время плакала, не могла принять тот факт, что во мне растет что-то живое", — приводятся в публикации слова Айшат.
У него что, цель - чтобы меня убили?
По ее словам, он боялась даже привязываться к ребенку слишком сильно, так как ее любовь могла быть использована мужем как слабость — то есть для шантажа. А она и так сталкивалась с тем, что муж угрожал ей ложными обвинениями в неверности, которые могли привести к ее убийству.
"Я понятия не имею, почему меня в этом обвиняют. У него что, цель - чтобы меня убили?" - говорит она в голосовом сообщение, которое приложено к публикации.
При этом после рождения сына муж стал изменять. По словам Айшат, она нашла фотографии и видео с другими женщинами на оставленной на столе флешке, после чего позвонила мужу и потребовала развод. Тот пообещал, что не оставит на ней живого места, но Айшат все равно собрала вещи и до возвращения мужа с работы ушла в родительский дом.
Девушка вспоминала, что отец не был рад ее возвращению, а через три дня за ней пришли деверь и невестка, и отец вернул ее мужу. После этого побои возобновились и стали только сильнее: несколько раз муж приставлял пистолет к ее голове и угрожал убийством, если она не будет делать то, что он говорит.
Лишь во взрослом возрасте, уже после замужества, Айшат смогла узнать имя мамы и отыскать ее. Она стала навещать ее время от времени, но понимала, что мать не сможет ей помочь и защитить ее.
Запрос Айшат к правозащитникам был простой: она хотела сбежать от мужа и уехать из Чечни. При этом эвакуация возможна лишь в безвизовые страны, так как у Айшат на руках был только внутренний паспорт.
Надеюсь, он не забудет мое лицо и то, как я его сильно люблю
Ребенка Айшат решила с собой не забирать. Она объяснила, что сама еще не приспособлена к жизни и не хочет тянуть сына в эту неизвестность.
"Я теперь полностью уверена, что никогда не позволю никому себя обижать, а там я была вынуждена глотать всю грязь, что на меня выливали. Хочу, чтобы ты передал сыну, что я люблю его и всегда буду любить и мои двери для него всегда открыты. Я его оставила, потому что не хотела увезти в никуда. Надеюсь, он не забудет мое лицо и то, как я его сильно люблю", - писала Айшат мужу после побега.
Эвакуация Айшат была запланирована на конец декабря. За день до побега ее отменили, так как у Айшат были влиятельные родственники, и директор "Кризисной группы СК SOS"* решил, что меры безопасности, предпринятые для этой эвакуации, недостаточны, и риски для самой Айшат и для помогающих ей людей слишком велики.
"План собрали заново, и на этот раз эвакуация состоялась — в конце января. Ни на одни сутки Айшат не оставалась в России после побега: почти сразу улетела в Армению. Изначально она жила не в Ереване, а в другом городе, и только потом перебралась в столицу. В будущем Айшат хотела помогать другим девушкам и женщинам Северного Кавказа. Незадолго до смерти она сказала координатору, что собирается стать волонтером в правозащитной организации, а в будущем и вовсе мечтает открыть свой центр помощи", - говорится в публикации.
После эвакуации она чувствовала себя в безопасности. "Кардинально изменилось. Не передать словами. Это очень круто. Немножко, бывает, переживаю, конечно, что могут найти и все такое, но спокойная обстановка, когда тебе никто не угрожает", - следует из сообщения Айшат, приложенного к публикации.
Правозащитники отметили, что планировали оформить Айшат загранпаспорт в Армении. "Да, это занимает больше времени, чем если бы он был оформлен в России, но в случае Айшат мы не хотели рисковать и оставлять ее внутри страны. Однако в одном из госорганов Армении во внутренний паспорт Айшат поставили местную прописку — и это сделало документ недействительным. Таким образом, девушка осталась в Армении фактически без документов, хоть и с внутренним (уже не действительным) паспортом. Выхода из этой ситуации два: либо ехать за новым паспортом в Россию, либо запрашивать процедуру восстановления гражданства из Армении через посольство. Мы посоветовали Айшат второй вариант и оплатили консульский сбор. Восстановить свой внутренний паспорт Айшат не успела", - говорится в публикации.
Правозащитники отметили, что подзащитные получают четкие инструкции, что стоит делать и чего лучше избегать. "Они также в любой момент могут обратиться за помощью снова, если новое место пребывания стало для них небезопасным и родственники или правоохранительные органы продолжили их преследовать. Контролировать исполнение этих правил мы не можем. Мы никогда ни к чему не принуждаем подзащитных: это не только находится за пределами наших возможностей, но и противоречит этике и ценностям. Эти люди буквально сбежали из дома, чтобы получить свободу выбора и возможность жить так, как они хотят. Если их выбор кажется организации неверным, мы вправе высказать свое мнение и дать рекомендации, но отобрать телефон, заблокировать Instagram** и запретить ходить на встречи с сомнительными людьми мы не можем.", - подчеркивается в публикации.
Беглянки с Кавказа на чужбине оказываются в уязвимом положении из-за сильной ностальгии, что заставляет их искать контакты с выходцами из регионов СКФО и создает опасность раскрыть убежище. Армянская сторона должна предпринять решительные шаги для расследования убийства, заявили правозащитники.
Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.
* внесены в реестр иноагентов.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
Итак:
«Как стало известно наводчицей по делу об убийстве чеченки Айшат Баймурадовой в Армении была эскортница Карина Иминова. Сообщником и, скорее всего, убийцей оказался племянник миллиардера и друга Рамзана Кадырова Руслана Байсарова — Саид-Хамзат Байсаров».
Далее:
«Ранее нам удалось выяснить биографию и ознакомиться с закрытым эскорт-профилем соучастницы. Последнее время она больше не могла зарабатывать привычным образом — Иминову выгнали из «рабочих» групп и внесли в чёрные списки сутенёров. Предполагаемая «наводчица» имела подписчиков из окружения Рамзана Кадырова, ездила в Чечню и долгое время жила с уроженцем Грозного. По нашим данным, она занималась эскортом и участвовала в «модельных тусовках» в ОАЭ. Судя по профилям Иминовой, ей не была чужда тема наркотиков. На основной «работе» у неё всё шло всё хуже — её обвиняли в несоответствии заявленным параметрам и использовании отретушированных фото. После изгнания из эскорт-сообществ женщина осталась без стабильного дохода и с ребёнком на руках. Удобная кандидатура, которой можно манипулировать или предложить «разовую услугу» за вознаграждение. Мажор Байсаров вполне мог быть ее клиентом. Он ранее проходил по делу о финансировании запрещённой в России террористической организации «Исламское государство», но в 2018 году Черёмушкинский суд Москвы снял с него обвинения…».
Получается, [...] Баймурадовой стали бывшая (хотя «бывших» как известно не бывает), эскортница Иминова, долгое время жившая в Грозном, и племянник близкого друга Кадырова Байсаров. Отсюда напрашивается один единственный вывод – к убийству Айшат Баймурадовой причастно высшее руководство Чечни, кто бы что там не говорил.
Косвенным подтверждением этому является то обстоятельство, что т.н. омбудсмен республики Мансур Солтаев активно комментировал произошедшее, и пытался возложить ответственность за смерть девушки на правозащитников. Тактика у кадыровцев такая – валить все с больной головы на здоровую.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]
"Получается, [...] Баймурадовой стали..."
так а доказательство где? или хотя бы улики... из чего "получается"? из того, что мажор МОГ БЫТЬ клиентом проститутки? а мог и не быть... ну мощнейшее же доказательство. в суде явно должно проканать ))))так можно много кого к делу прикрутить и назначить виновным.
А вот поведение отца в данной ситуации, заслуживает отдельного внимания. Обычно в таких случаях отец или кто-то из родственников из числа взрослых или старейшин, разбирается в этом вопросе с представителями семьи супруга. Как правило, если муж поднимает руку на жену, он должен объяснить причину, а если это продолжается достаточно долго, то она вправе потребовать развод.
Знаю случай, когда один такой «герой», также работавший в структурах, несколько раз позволил себе избить молодую жену. Просто приходил домой либо пьяным, либо под воздействием каких-то веществ, начинал над ней издеваться, рассказывать о свих похождениях, а когда она выражала возмущение, просто бил. Та рассказала про это своему старшему брату, также работнику «органов». Тот в тот же день наведался в гости к зятю и предупредил, что если он еще раз беспричинно поднимет руку на сестру, то рискует остаться без штанов. Снятие штанов, у чеченцев считается верхом позора, расплатой за которое может быть только смерть обидчика. С тех пор супруг изменился до неузнаваемости, и живут они мирно и счастливо, воспитывая троих детей.
А здесь отец, зная о проблемах дочери, просто отправляет ее обратно к мужу-садисту. Это либо банальная трусость, либо что-то еще. И закончилось это смертью молодой женщины. Вот здесь у него, или экс-супруга, или кого-то еще, хватило «мужества» нанять киллера, и лишить девушку жизни.
жжете напалмом, Игорь Валентинович )))