Профилактическая беседа закреплена в законе, но проводить ее могут лишь представители правоохранительных органов, в случае же с чеченскими чиновниками, которые отчитались о профилактической беседе с блогершами, их действия можно расценивать как угрозу.
Как писал "Кавказский узел", власти Чечни запустили процесс регистрации блогеров - его курирует помощник главы Чечни Амир Сугаипов, обещавший, что все, кто не выполнит требования властей, "будут стерты из соцсетей".
О профилактической беседе с блогершами Ариной и Мариной, которую провели помощник главы Чечни, первый замминистра Чечни по делам молодёжи Амир Сугаипов и директор департамента информации и печати МинНацИнформ Чечни Ламберт Музуров, отчиталось агентство "Грозный Информ".
Девушкам были разъяснены требования законодательства РФ при осуществлении публичной деятельности. Как следует из публикации, речь идет об оскорблении религиозных чувств граждан, а также обычаев и традиций чеченского народа". "Мы особо подчеркнули, что публикация такого рода контента и дальнейшее игнорирование будут пресекаться жесткими мерами в рамках закона", - приводятся в сообщении слова Сугаипова.
Чечня, которая уже давным-давно была анклавом полного бесправия людей, но теперь еще и Россия с 2022 года тоже потеряла всякие признаки правового государства, считает правозащитник Олег Орлов*.
"Поэтому, если мы говорим о некоторых правовых аспектах свободы слова, то свободы слова в принципе в России нет. В современной России существуют законы, которые в правовом государстве в принципе не могут существовать. Даже закон об оскорблении чувства верующих в том виде, в котором он существует, не должен существовать в правовом государстве. Поэтому просто надо как аксиому вначале указать, что от начала до конца все действия чиновника в данном случае не имеют никакого отношения к праву", - сказал он.
Нигде в этом законе и нигде в законодательстве России нет права проведения профилактических бесед чиновниками
Правозащитник отметил, что профилактическая беседа для профилактики правонарушения и профилактики преступлений очень правильная вещь, если это делается в соответствии с законом.
"Конечно, правильно предупредить человека, который может совершить преступление или, возможно, даже совершил какие-то шаги, которые можно оценивать как противозаконные. Сама по себе идея профилактической беседы у меня не вызывает никакого возражения. В России действует закон "Об основах системы профилактики правонарушения в Российской Федерации", где перечислены формы проведения профилактического воздействия. Статья 17. В части 1 статьи 17, пункт 2, там названа "профилактическая беседа". Да, ее могут проводить представители государства. Но дальше есть следующий важный пункт. Часть 2 статьи 17. "Профилактические беседы могут осуществлять представители органов прокуратуры, следственных органов, органов внутренних дел, органов ФСБ, органов уголовной исполнительной системы и иных органов, если такое право им предоставлено законодательством России". Но нигде в этом законе и нигде в законодательстве России нет права проведения профилактических бесед чиновниками, не входящими в этот перечень", - пояснил Орлов*.
Таким образом, по его словам, чиновники, не имеющие отношения к правоохранительным органам или службе безопасности, не имеют права даже квалифицировать поступки или иные деяния как преступные.
"Это не их дело. Они, как чиновники, конечно, могут публично высказать свое мнение. Ну, пускай публично высказывают, никто это запретить не может. Но проводить профилактическую беседу, угрожать уголовным наказанием или квалифицировать действия лица, с которыми они беседуют, как совершение преступления, они не вправе. Поэтому и действия данного помощника главы субъекта федерации и замминистра, они абсолютно незаконны. Они не соответствуют закону о системе профилактики правонарушения", - указал Орлов*.
Председатель комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина* считает, что действия чиновников в отношении блогерш несут угрозу для них.
"Разумеется, это угроза, больше чем давление. Что значит пресекать жестокими мерами в рамках закона? Почему кто-то позволяет себе говорить о мерах вне судебного процесса? Это означает, что суд подчиняется этим людям, проводящим профилактику? Очень опасная позиция. Мы тоже разъясняем нашим заявителям нормы закона, но никогда не позволили бы себе утверждать что-то о заведомо жестоком решении суда", - пояснила Ганнушкина* корреспонденту "Кавказского узла".
Юрист Центра защиты прав человека "Мемориал"* на условиях анонимности заявила, что подобные профилактические беседы это, скорее, чеченская специфика, связанная с повышенным вниманием к религиозным вопросам и их особой значимостью.
"Гранью между оскорблением религиозных чувств и критикой положений религии является корректность высказываний. Критика не должна быть оскорбительной и унижающей. Грань достаточно тонкая, правоохранительные органы не всегда правильно ее оценивают", - сообщила она корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению юриста, профилактические беседы, как таковые, не являются формой предварительной цензуры, если не сопровождаются неправомерными давлением и запретами.
"Вместе с тем законодательством о профилактике правонарушений на региональные органы исполнительной власти возложена такая форма профилактики как правовое просвещение и информирование, а профилактические беседы - это уже компетенция прокуратуры и правоохранительных органов", - пояснила юрист.
Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.
* внесены в реестр иноагентов.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.