Политэмигрантка, руководитель YouTubе-канала Osmanqızı tv Севиндж Османгызы вызвана в Генеральную прокуратуру Азербайджана на допрос по уголовному делу против нее. В случае неявки ведомство пригрозило заочным приговором. Османгызы сочла свое преследование направленным против свободы слова.
Как писал "Кавказский узел", в марте 2025 год шесть политэмигрантов заочно обвинены в Баку по уголовным делам. Сообщения следственного управления Генпрокуратуры о вызове шестерых граждан, находящихся за рубежом, в связи с открытыми против них уголовными делами, были зачитаны в эфире Общественного телевидения Азербайджана. В частности, на следствие в Баку вызваны руководитель YouTubе-канала Azerfredoom Гурбан Мамедов, руководитель YouTubе-канала Azad Soz Турал Садыглы, блогеры Мухаммед Мирзали, Эльшад Мамедов, Габиль Мамедов и предприниматель, бывший руководитель крупной азербайджанской компании Akkord Ильгар Гаджиев.
Османгызы 20 ноября в 16.00 вызвана в Генеральную прокуратуру Азербайджана на допрос. Повестка журналистке была зачитана в эфире Общественного телевидения Азербайджана 13 ноября.
Журналистка Севиндж Османгызы в прошлом работала в азербайджанской службе BBC, на телеканале ANS. C 2011 года она проживает в США. В последние годы на своем YouTubе-канала Osmanqızı TV она комментирует актуальные темы общественно-политической жизни Азербайджана, публикует интервью, в том числе с оппозиционными политиками. В передаче резко критикуются нарушения прав человека и коррупция в Азербайджане.
"Обвиняемая Севиндж Осман гызы Мирзоева 1969 года рождения вызвана 20 ноября 2025 года в 16:00 в административное здание главного следственного управления Генеральной прокуратуры Азербайджана", - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
В нем отмечается, что еще 23 февраля 2025 года в отношении Османгызы было принято решение о привлечении ее к уголовной ответственности по статье 281.2 (Публичные призывы, направленные против государства, совершенные группой лиц) Уголовного кодекса Азербайджана. "Поскольку она скрылась за пределами страны и уклонялась от следствия, в тот же день в отношении нее был объявлен розыск", - далее отмечается в сообщении.
Впоследствии ей также было предъявлено обвинение по статье 220.2 (Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами) УК Азербайджана.
По этим статьям УК Османгызы грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет.
"В своих видеобращениях на YouTube-канале OSMANQIZI TV, опубликованных 17 февраля 2019, 17 октября 2019 и 25 июля 2020 годов, она в предварительном сговоре с группой лиц оказывала влияние на людей и побуждала их к незаконным действиям против действующей власти Азербайджана, в том числе к участию в насильственных акциях, призывая к захвату власти", - далее сказано в сообщении.
Аналогичные действия, по версии Генпрокуратуры, она совершила 2 сентября 2023 и 13 января 2024 года вместе с Бейдуллой Энвер оглу Манафовым, а также 26 июня 2024 и 9 декабря 2024 года с Абидом Абдин оглу Гафаровым, распространяя видеоматериалы через интернет-ресурсы, доступные неограниченному числу лиц, подчеркивается в объявлении Генпрокуратуры.
Османгызы в сообщении предупреждается, что "в случае неявки на вызов против нее может быть возбуждено заочное производство и может быть вынесен заочный приговор или другое судебное решение".
Проживающие за границей активисты Абид Гафаров и Бейдулла Манафов также вызваны в Генеральную прокуратуру на допросы в качестве обвиняемых лиц соответственно в 12.00 и 14.00 20 ноября.
Очевидно, что все эти уголовные дела направлены против свободы слова
Османгызы заявив, что впервые слышат об уголовном деле против нее, назвала обвинения "абсурдными".
"Я еще не просматривала видеозаписи, которые мне инкриминирует Генпрокуратура, и не знаю, в чем они усмотрели "преступления". Но ясно одно, что в моих выступлениях никогда не было ругани и призывов к протестным акциям, в чем ранее обвиняли блогеров, проживающих за рубежом. Очевидно, что все эти уголовные дела направлены против свободы слова. Я более 35 лет в журналистике, я работала на телеканалах Азербайджана, на радио BBC, готовила репортажи для CNN. Я всегда придерживалась принципов демократической журналистики. Я продвигала на своем канале принципы демократии и прав человека, и вместе с тем разоблачала ложь чиновников, чтобы люди знали правду", - сказала Османгызы корреспонденту "Кавказского узла".
Османгызы отметила, что не намерена являться на допрос, так как в Азербайджане нет справедливого правосудия.
"Я не вижу смысла защищаться в "суде кенгуру" (английская идиома, означающая незаконный, несправедливый суд, самосуд, инсценировку суда, пародию на правосудие, - прим. "Кавказского узла"), в котором приговор уже предопределен", - сказала Османгызы.
Оппозиционный блогер Турал Садыглы в интервью с Османгызы на своем YouTubе-канале Azad Soz ("Свободное слово") сказал, что уголовное дело против журналистки, как и ранее обвиненных в преступлениях живущих за рубежом блогеров, заведомо бессмысленно, поскольку она получила в США и странах Европы политическое убежище в соответствии с Конвенцией ООН.
Однако, на его взгляд, власти таким способом хотят запугать обвиняемых, заставить их смягчить свою критику, а также дискредитировать их в глазах азербайджанской аудитории, нивелировав их выступления как "лиц, совершивших преступления".
Османгызы в свою очередь, сказала, что уголовное дело никак ее не пугает. "Куда дальше мне смягчать критику, я веду эфиры, соблюдая нормы профессиональной и человеческой этики", - иронично заметила Османгызы.
В отношении своего уголовного дела Садыглы отметил, что не интересовался дальнейшим ходом расследования.
"Я сначала посоветовался с адвокатом в Баку. Он сказал, что уголовное дело не имеет для меня никаких юридических последствий с учетом моей международной защиты, после этого я даже не стал интересоваться ходом расследования", - сказал Садыглы.
Абид Гафаров и Бейдулла Манафов оказались недоступны для комментариев.
Получить дополнительные комментарии в пресс-службе Генеральной прокуратуры не удалось.
Если вызванные лица не явятся на следствие, то они могут быть объявлены в международный розыск по линии Интерпола или в рамках механизма Европейской конвенции по вопросам экстрадиции, указал ранее руководитель правового центра "Защитник" Самед Рагимли. "Однако, если эти лица получили в странах проживания статус беженца, то выдача их Азербайджану будет невозможной. Тем более что в отношении некоторых из них уже были экстрадиционные запросы, но политэмигрантов власти стран проживания не выдали", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Как писал "Кавказский узел", в 2019 году проживающая в США азербайджанская журналистка Севиндж Османгызы подверглась шантажу. После серии телепрограмм на своем канале в Интернет, посвященных коррупции в нефтегазовом секторе Азербайджана, она получила угрозы, предположительно, из правительственных источников о публикации ее интимных фото, если она не прекратит журналистскую работу.
По данным на 14.30 мск на YouTube-канал Османгызы подписаны 400 тысяч человек.