23:16 / 19.11.2025Конфликты Z-блогеров стали отражением борьбы Соловьева и Алаудинова за влияние

Между телеведущим Владимиром Соловьевым и командиром спецназа "Ахмат" Апти Алаудиновым идет борьба за влияние на публичную повестку. Конфликты между Z-блогерами, в том числе по теме сборов на нужды СВО, - одно из отражений этой борьбы. Сборы на нужды военных исчисляются миллиардами, но при этом непрозрачны и неподотчетны.

Как писал "Кавказский узел", часть Z-блогеров - законспирированные враги России или неосознанно служат их интересам, критикуя "Ахмат", заявил 14 ноября командир подразделения Апти Алаудинов. Он пообещал уничтожать таких Z-блогеров "в правовом поле через уголовку", если они не извинятся.  В тот же день геленджикский горсуд оштрафовал на 30 тысяч рублей автора Telegram-канала "Охранота V ватнике" Оксану Кобелеву за публикацию вопросов к командиру спецназа "Ахмат" Апти Алаудинову, хотя позднее она удалила пост и покаялась за этот материал. 13 ноября Алаудинов объявил о примирении двух других Z-блогеров, Ильи Ремесло и Владимира Грубника - последний, дружественный "Ахмату", пожаловался чеченцам на критику со стороны Ремесло. Конфликт Ремесло и Грубника произошел на почве отношения к пропутинским украинским перебежчикам в Z-сообществе.  

Критика спецназа "Ахмат" и его бойцов не раз приводила к публичным извинениям. Так, в июле 2024 года Z-блогер Владимир Романов, позиционирующий себя как военкор, назвал бойцов "Ахмата" "тиктокерами", а спустя два дня после публикации оказался "в гостях у подразделения "Ахмат", побеседовал с его командиром Апти Алаудиновым и извинился за распространение "неверной информации". В августе того же года за критику "Ахмата" извинялся военный, служивший в Курской области.  Материалы о практике публичных покаяний "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".

Правозащитник Руслан Кутаев* считает, что конфликт между Z-блогерами Владимиром Грубником и Ильей Ремесло является проявлением конфликта между телеведущим Владимиром Соловьевым и главой спецназа "Ахмат" Апти Алаудиновым.

"Я слышал про этот конфликт. Когда дела в стране идут плохо, то начинается поиск виноватых. Мне кажется, сейчас это началось в среде военкоров и их руководителей. Такие значимые игроки как Соловьев и Алаудинов, если вступают в конфликт и противостояние, то это значит, что механизм дает сбой и власти идут не в том направлении", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".  

По его словам, призывы приехать и "урегулировать конфликт", звучащие из уст таких людей как Алаудинов, всегда воспринимаются как угроза.

"Это угроза, но не в сторону Соловьева, а военкоров, которые его поддерживают. Вряд ли кто-то осмелится вот так угрожать Соловьеву. Он очень влиятельная фигура, и с ним не будут говорить в такой манере", - отметил он.  

Борьба идет за влияние, кто же будет определять и вести публичную повестку. И они столкнулись за это влияние

Соловьев и Алаудинов конкурируют друг с другом в непубличной сфере, считает юрист и блогер Марк Фейгин*.

"Алаудинов пользуется поддержкой в Минобороны, иначе его бы там не держали, и еще в администрации президента, видимо, на него какую-то ставку делают. Ну а Соловьев пользуется поддержкой "Лубянки", определенных ведомств. За каждым из них стоят более влиятельные персоны, руководители ведомств определенных. И они бегут к ним и жалуются друг на друга. Здесь борьба идет не только за деньги, и у того, и у другого деньги есть. Борьба идет за влияние, кто же будет определять и вести публичную повестку. И они столкнулись за это влияние", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, в этой борьбе у Соловьева более прочные позиции.

"Как мне кажется, в этой борьбе будет ничья, но такая, что больше будет выгодно Соловьеву. Ну он точно извиняться не будет, его не смогут заставлять, как остальных. А Алаудинов просто продолжит заниматься тем, чем он занимается. Возможно, его будут рассматривать как преемника Кадырова, который лоялен Кремлю и устраивает всех", - указал он. 

Критика спецназа "Ахмат" и его бойцов не раз приводила к публичным извинениям. Так, в июле 2024 года Z-блогер Владимир Романов, позиционирующий себя как военкор, назвал бойцов "Ахмата" "тиктокерами", а спустя два дня после публикации оказался "в гостях у подразделения "Ахмат", побеседовал с его командиром Апти Алаудиновым и извинился за распространение "неверной информации". В августе того же года за критику "Ахмата" извинялся военный, служивший в Курской области. 

Рынок благотворительных сборов на нужды СВО непрозрачен

Алаудинов со своим медийным весом контролирует один из крупнейших потоков пожертвований

Рынок благотворительных сборов на нужды СВО огромен и измеряется миллиардами рублей, уверен экономист, пожелавший остаться неназванным.

"Крупные Z-блогеры и телеграм-каналы собирают от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей ежемесячно. Например, проекты Семена Пегова, Рыбарь, Грубника и других собирают суммы, сопоставимые с бюджетами средних коммерческих компаний. Алаудинов со своим медийным весом контролирует один из крупнейших потоков пожертвований. Точных подсчетов нет, по моим оценкам, речь может идти про суммы от 5 до 15 миллиардов рублей в год. Это становится не просто благотворительностью, а полноценной индустрией с огромными финансовыми потоками и борьбой за влияние", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, народные сборы не сопоставимы с официальным военным бюджетом, но существенно дополняют его в определенных нишах.

"Государство обеспечивает базовое снабжение, зарплаты, вооружение, но часто отстает с современной техникой, дронами, тепловизорами, качественной экипировкой. Именно здесь работают сборы для закупка квадрокоптеров за 50-200 тысяч рублей, тепловизоров, радиостанций, спецснаряжения. Это что касается особенно добровольческих батальонов. А для элитных подразделений типа "Ахмата", которые имеют прямое финансирование из республиканского бюджета Чечни и федеральных источников, сборы - это приятный бонус, демонстрирующий народную поддержку", - указал он.  

Контроля со стороны государства практически нет - если сбор не оформлен как официальный благотворительный фонд, то это фактически частные переводы физлицу.

При этом нет единой системы отчетности, и все строится на личном доверии к блогеру или командиру.

"Одни публикуют детальные отчеты с чеками, фото передачи техники, видеоподтверждениями от получателей. Другие ограничиваются общими фразами "передано на фронт" без конкретики. Контроля со стороны государства практически нет - если сбор не оформлен как официальный благотворительный фонд, то это фактически частные переводы физлицу. Но даже по этой информации нельзя делать вывод о том, что все средства идут на фронт. Все эти обвинения в адрес друг друга среди блогеров-патриотов – это всего лишь попытка собирать больше денег и быть более влиятельными в медиасфере", - объяснил экономист.

Московский экономист и политолог Сергей Жаворонков также считает подобные сборы непрозрачными.

"Суммы немалые. Власти не заинтересованы в прозрачности, поэтому немало случаев обвинений. Кроме <Грубника> можно вспомнить Алехина*, Монтян и других. И что действительно странно, люди без понятных доходов совершают дорогостоящие личные покупки, по стране колесят сотни как они называют себя, военкоров и волонтеров. Ну, допустим, кто-то из них богат и может себе позволить. Но остальные?" - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, несмотря на большие донаты военкорам, их нельзя сравнивать с государственным финансированием.

"Конкурировать с государством, понятно, невозможно, но это и не требуется", - отметил он.

Илья Ремесло - уроженец Нальчика, окончил Санкт-Петербургский госуниверситет, получив специальность юриста, был членом Общественной палаты РФ с 2017 по 2020 год, говорится на сайте Общественной палаты РФ.

Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* внесены в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Роман Кужев
21.11.2025 в 09:15morgan.okeefe
У Соловьёва реально сильная поддержка...
24.11.2025 в 11:37becki
 korey # В чём именно?
21.11.2025 в 16:58Игорь С
Соловьев - это человек-рупор, он лишь усилитель идей, которые произносят другие. Углубитель, усилитель, улучшатель. В чьих руках этот рупор, те мысли он и произносит. Каждое его слово нельзя восринимать как его мысль, он знает что надо сказать, но это знание не его. Такой человек нужен любой власти... Вспомните Толейрана. Этот человек смог прежить и довольно неплохо сохраниться при переходе от королевской власти к революционной, потом при всех перепетиях революционых перелицовок он выжил, потом он выжил и продолжал влиять на ситуацию при императоре, потом опять с легкостью вернулся к королю... Самое главное, что такие люди понимают, что ничто не вечно под луной. Сколько бы вам не говорили, что сегодняшние идеи навечно, помните, что это лишь мобилизационный сигнал - не больше. 
21.11.2025 в 16:53Игорь С

У Соловьева поддержка, но он не игрок. Скорее игроком можно назвать Алаудинова, потому что он практик, и то, что он уже давно в политике - это все понимают. Вообще быть в публичном пространстве - это значит уже быть в политике. Так сложилась правовая культура в России. Алаудинов все больше занимает ту нишу, в которой был Кадыров. Алаудинов реагирует на те вещи, на которые раньше реагировал Кадыров, а это уже чистая политика. А Соловьев в этом отношении скорее говорящая машина, он ведь вещает не от себя самого. Если бы он вещал от себя самого, он бы уже давно занимал бы кую-то политическую нишу, он туда намерено не идет, потому что чей-то рупор - это одно, а самостоятельный игрок - это совсем другое. 

21.11.2025 в 17:37gayle
Игорь С (Эксперт) # Именно такие «усилители» и влияют на умы людей, и превращают их в непонятно что. Да, был такой персонаж как Жан Морис ди Талейран. Служил и Революции, и консулу Бонапарту, затем императору Наполеону и вернулся к Бурбонам. Самый настоящий символ хитрости, двуличия и беспринципности. Надо признать, не перевелись еще свои Талейраны на Руси.
21.11.2025 в 17:39gayle
morgan.okeefe # Что есть, то есть. А еще у него весьма хорошее финансирование и содержание. 
21.11.2025 в 17:43gayle
Игорь С (Эксперт) # Соловьев сидит на хороших «бабках», и это его устраивает. Он никуда не лезет, и не рвется во власть. А у Алаудинова, похоже, серьезные амбиции. Как минимум мечтает занять место Кадырова, у которого реальные проблемы со здоровьем. И тогда, уверен, семейству нынешнего «падишаха придется несладко. Стань Алаудинов следующим наместником Кремля в Чечне, он найдет способ поквитаться если не с сами Кадыровым, то с его отпрысками, за все те унижения, что ему пришлось вынести от их отца. Так во всяком случае считают некоторые мои знакомые в Чечне.
20.11.2025 в 23:35Игорь С
А что у Соловьева есть такое сильное влияние? Это ведь про разное Соловьев - пропагандист, Алаутдинов - военный и политик. У них нет точек пересечения. 
20.11.2025 в 09:02frank.block
На мой взгляд, говорить о какой-то борьбе между Соловьевым и Алаудиновым не совсем верно. Оба они, можно сказать, находятся в одной упряжке. Просто у каждого из них свое направление в пропаганде. Соловьев пропагандист государственного уровня, имеющий свой канал и свой штат сотрудников. Алаудинов же ведет пропаганду от Минобороны, плюс пытается представить себя в качестве объединителя представителей различных конфессий, одно его «войско Иисуса Христа, чего стОит. А последние «наезды» Z-блогеров на Апты Алаудинова, скорее отражение недовольства их кураторов чрезмерной активностью одного из кадыровских приближенных. к которому многие испытывают далеко не дружеские чувства.
20.11.2025 в 09:07meg
Мнение со стороны. Кое-кто буквально выпрыгивает из штанов, стремясь показать себя больше русским и больше христианином, чем сами русские и христиане в целом. Но все эти потуги тщетны. Не принимают его ни те, ни другие. 
21.11.2025 в 07:54garfield
Игорь С (Эксперт) # Интересно посмотреть, что Соловьев говорил в начале 2000-х, и что он говорит сейчас. Это абсолютно два разных человека. Сегодня он, так сказать официальный государственный пропагандист,  получающий огромные деньги. А вот Алаудинова вряд ли можно назвать военным и политиком. Он ведь кадровый сотрудник МВД, доросший до должности заместителя министра внутренних дел Чечни, но затем скатившийся на дно, из-за собственной неосторожности и отравленный Кадыровым на Украину «исправляться». Тут он и поднялся в качестве командира подразделение «Ахмат», а затем  его назначили заместителем главного замполита Российской армии. Кадровые офицеры никогда не считали ни милиционеров, ни замполитов настоящими военными. Первые для них всего лишь менты, вторые – пустословы и соглядатаи, ни за что не отвечающие и «стучащие» на командирский состав. А вот насчет точек пересечения между Соловьевым и Алаудиновым согласен. У них разные задачи, да и первый раньше весьма комплементарно отзывался о втором.
23.11.2025 в 09:53korey
В чём то вы правы...