19:57 / 21.11.2025Эксперты назвали условия сохранения Западных подстепных ильменей в Астраханской области

Деградация экосистемы Западных подстепных ильменей серьезно ухудшает качество жизни местных жителей и угрожает экологии всего региона. Решение проблемы требует системного подхода и значительных ресурсов, но власти игнорируют ее важность и остроту. 

Как писал "Кавказский узел", Западные подстепные ильмени, где размножаются рыбы промысловых и особо ценных пород, стремительно пересыхают, в том числе из-за хозяйственной деятельности. В октябре активисты обратились к губернатору Астраханской области с требованием придать этим территориям статус нерестилищ. Инициаторы обращения заявили о многочисленных и вопиющих фактах массовой гибели рыбы в ильменях Астраханской области. Бедствие, по их предположению, вызвано отсутствием необходимого водного уровня. Копии обращения были направлены президенту РФ, депутатам Госдумы, а также в профильные министерства и ведомства.

Недостаточный сброс воды из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ приводит к ограничению водоснабжения части населенных пунктов в Наримановском, Лиманском, Икрянинском и других районах Астраханской области. По данным на 2021 год,  в зоне риска полного прекращения водоснабжения находились 13 населенных пунктов.

Район Западных подстепных ильменей (ЗПИ) в дельте реки Волги, расположен к западу от основного магистрального водотока дельты – реки Волги и его продолжения - рукава Бахтемир. Административно ЗПИ относятся к Наримановскому, Лиманскому и Икрянинскому районам Астраханской области. Система ильменей состоит из 150 пресноводных и соленых озер. Они находятся западнее основной части дельты – посреди «бэровских бугров», в низинах. Весной эти низины (площадью в 500 тысяч гектаров) наполняются водой, поверхность которой быстро прогревается под солнцем, и рыба устремляется сюда на нерест. До завершения строительства каскада ГЭС на Волге (до 1959 г.) здесь проживало до 120 тысяч человек. Основные поселения расположены вдоль ильменей, которые с древних времен были объектом ловли рыбы, ведения сельского хозяйства, получения соли, указывает глава Астраханского отделения Русского географического общества, профессор Петр Бухарицин

"Гибель рыбы происходит в связи с нарушением экосистемы ильменей и ериков (...) Все это наносит значительный экологический ущерб и угрожает сохранению окружающей  среды. Причины этого явления могут быть связаны с возможными нарушениями водопользования, а также несоблюдением законодательства в части природо-ресурсного регулирования", - утверждается в обращении.

В коллективном обращении указано, что комплексное исследование Западных подстепных ильменей (ЗПИ) проводилось только один раз - Астраханской ихтиологической лабораторией при управлении Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов в период с 1897 по 1913 годы. По результатам исследований в 1916 году царь Николай Второй запретил всякую хозяйственную деятельность на территории ЗПИ, препятствующую протоку воды и миграции рыбы на нерест. Запрет этот, по утверждению инициаторов обращения, строго исполнялся вплоть до 1953 года. До этого года ЗПИ, имея уникальное природное расположение, "были самыми высокопродуктивными нерестилищами планеты и воспроизводили свыше 90% всей частиковой рыбы от истоков рек Волги и Камы до впадения реки Волга в Каспийское море". Авторы обращения считают, что оптимальные сроки прохождения половодья в дельте Волги и ЗПИ должны быть установлены в период с 10 апреля по 25 мая - продолжительностью не менее 45 суток. Это, по их мнению, "соответствует всем основным параметрам, необходимым для идеального нереста".

В обращении также представлены основные этапы решения проблемы. Так, предлагается "до весеннего половодья произвести расчистку части русел ильменей, проток и ериков от остатков земляных дамб, обваловок системы мелиоводхоза и выкос зарослей высокой жесткой растительности по всем руслам до транспортной инфраструктуры". Далее необходимо "провести рекультивацию сухих водоемов, в которые перекрыт доступ воды, убрать все прудовые хозяйства из ЗПИ, построить, вместо уничтоженных природных бродов, переливные дамбы, ограничивающие отток воды из ЗПИ по отметкам береговой линии существующих до 1959 года, с коррекцией на текущую обстановку". И, наконец, нужно построить мосты на автодорогах через все реки и протоки, по которым проходят пути миграции рыбы на нерест, "в соответствии с сечением русел". Проложенные же через водотоки дамбы газопроводы предлагается либо пустить по дну водоемов, либо сделать воздушные переходы. На законодательном уровне авторы обращения советуют "реформировать систему Мелиоводхоза, отделив ее от ильменей", а также разработать проект подачи воды сельхозпроизводителям по закрытым водоводам большого диаметра.

"В настоящее время есть реальная возможность восстановить большую часть ЗПИ и, благодаря их невосполнимым природным ресурсам, сделать их “локомотивом” астраханской экономики. Главное, что мы получим, восстановив территорию ЗПИ - это благополучную окружающую среду и снижение уровня заболеваемости, особенно снижение количества онкологических заболеваний", - заключили авторы обращения. Далее они перечислили и другие преимущества от реализации их проекта: появится большое количество водоёмов "с исключительно чистой водой", что создаст условия для восстановления уникальной экосистемы и привлечет туристов; многократно увеличится количество рыбы и квоты для промышленного и любительского рыболовства, что приведет к увеличению сбыта сопутствующих товаров легкой промышленности, появятся выпасы и сенокосы, то есть благоприятные условия для развития животноводства. Авторы обращения настаивали на срочном проведении Круглого стола по теме восстановления водной системы ЗПИ.

Долгое время исследования стока воды водных трактов проводило управление “Астраханмелиоводхоз”, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" соавтор коллективного обращения, ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН, глава Астраханского отделения Русского географического общества, профессор Петр Бухарицин. В последние же годы, по мнению ученого, учет стока воды в оросительных системах инструментальным способом не ведется, а рассчитывается лишь “по энергозатратам и производительности насосных станций", чего, по мнению Бухарицина, явно недостаточно. Профессор настаивает на том, что основным фактором заявленной в обращении проблемы "является зарегулирование стока Волги и, как следствие, изменение его внутригодового распределения".

"Следует отметить, что во многие крайние ильмени вода не поступает уже по нескольку лет подряд, что приводит к их засолению и полному пересыханию. До зарегулирования, основным источником поступления половодных вод в систему ЗПИ был сток по естественным водотокам, отходящим от основного русла реки, и плоскостной сток. После строительства дорог, насыпей и дамб вдоль основного русла реки и в устьях питающих ильмени водотоков, плоскостной сток прекратился полностью, а в водотоки вода поступала лишь в очень ограниченном объеме - по трубам или через развалованные на период половодья многочисленные земляные дамбы", - пояснил Петр Бухарицин.

Эксперт назвал еще одну причину уменьшения притока воды в ЗПИ – это обмеление и заиление истоков основных водотоков, питающих ильмени. "Эти факторы привели к необходимости принудительной подкачки воды в ЗПИ в течение всех летних месяцев. Но самым губительным для ЗПИ стал перевод в 1990-е годы многих ильменей из ценных рыбохозяйственных водных объектов в земли сельхозназначения и передача их в длительную аренду частным владельцам под сельхозугодья и прудовые хозяйства. Современные хозяева перекрывают ток воды на входе и выходе «своего» водоема, обрекая на высыхание ильмени, расположенные дальше по течению", - заявил Бухарицин.

Ученый привел конкретные примеры подобных нарушений, а также дал подробную оценку современного состояния водообеспеченности района ЗПИ с 1940-х годов. Он привел факты из базы данных региональной “Службы природопользования и охраны окружающей среды”: так, например, у более двухсот гидротехнических сооружений до сих пор не установлены собственники. Вода в ильменях непригодна для использования, так как ее минерализация очень высока. При этом ученый посетовал на то, что до сих пор нет единой стратегии восстановления ЗПИ.

"Частично их используют как водохранилища, водные тракты, в отдельных местах по ложам ильменей строят каналы для орошения, используют под товарное рыбоводство, а часть ильменей переведено в земли сельхозназначения. Те же ильмени, что открывают для пропуска воды в период половодья, в большинстве своем не способны пропустить достаточное количество воды и рыбы к нерестилищам, поскольку дамбы убираются не полностью, а русла ериков и проток, и частью и сами ильмени, заросли тростниковыми крепями", - утверждает Бухарицин, подчеркивая проблему массового заболачивания ильменей и зарастания болотной растительностью.

Работы по решению проблемы, проводимые региональным правительством получают недостаточное финансирование и проводятся стихийно. Неэффективны, по мнению Бухарицина, и меры, предпринимаемые надзорными органами: ученый напомнил, что "особенно быстро ильмени стали пересыхать, когда их начали передавать под прудовые хозяйства".

"Сложившаяся тревожная ситуация требует кардинально пересмотреть отношение к ЗПИ. Оппонентам нужно открыто и честно изложить и обсудить свои позиции, взвесить все “за” и “против”, и восстановить, наконец, былую славу ЗПИ как основных нерестилищ низовьев Волги. Для достижения конечной цели необходимы масштабные мероприятия", - заключил Петр Бухарицин.

Минсельхоз не обнаружил массовой гибели рыбы

Профессор Бухарицин предоставил корреспонденту "Кавказского узла" первый ответ властей на коллективное обращение. Ответ из регионального министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности (письмо №108-05-02-15/15/58ОГ, копия имеется в распоряжении редакции) был отправлен 18 ноября. Министр Сергей Еськов сообщил авторам коллективного послания, что с недавних пор на территории Икрянинского и Лиманского районов в прудах ильменного типа "выращиваются бахчевые культуры на площади около 2 тысяч га, что позволяет увеличить доходность аграриев и вырастить порядка 80 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции".

"В ЗПИ пастбищная аквакультура осуществляется преимущественно на концевых участках, что не влечет за собой негативных последствий. За период 2020 - 2024 годов доля в общем объеме выращенных объектов товарной аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры составила 28%", - указано в письме министра.

Низкое воспроизводство полупроходных и речных рыб в низовьях Волги чиновник также связывает с малым объемом воды в период весенних половодий. Он утверждает, что исправить ситуацию может "благоприятный водный режим". При этом региональный министр заявляет, что фактов массовой гибели рыбы на вверенной ему территории сотрудники КаспНИРХа не обнаружили. Чиновник заверил инициативную группу, что региональное управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения проводит все необходимые работы в зоне ЗПИ: построило шесть оросительно-обводнительных систем, проводит выкашивание тростника и расчистки проблемных участков каналов. При этом вопросы водообеспечения водных объектов ЗПИ не входят в госзадание этого учреждения, хотя такие возможности у него есть и нужно лишь финансирование этих работ. Впрочем, в последнее время, по данным министра, подкачка водных ресурсов для нужд обводнения истощенных водных объектов в зоне ЗПИ проводится по договоренности с региональной Службой природопользования и охраны окружающей среды, с этой целью заключаются госконтракты. Министр поблагодарил авторов обращения за "активную гражданскую позицию" и заметил, что для организации просимого активистами Круглого стола необходимо согласование со всеми профильными ведомствами.

"Ничего этого руководство области делать не будет"

Причиной сокращения стока Волги и его интенсивность в период половодья является глобальное потепление - "как результат, вода просто не поступает в ильмени", отметил бывший депутат Госдумы и Астраханской областной думы Олег Шеин*. По словам политика, для компенсации существует система искусственной закачки воды через насосные станции в систему ильменей, "что важно не только для рыбы, но и для 40 тысяч человек, которые живут здесь и не имеют иных источников водоснабжения".

"Однако энергия для этих насосных станций закупается областным руководством неравномерно, и каждый год в авральном режиме люди записывают видеообращение с просьбой помочь", - пояснил Олег Шеин* корреспонденту "Кавказского узла". 

Он перечислил и техногенные вызовы, которые усугубили проблемы ЗПИ: так, часть ильменей была передана под прудовое рыбоводство и чтобы малек не уходил из такого водоема, частный предприниматель перекрывает его - соответственно, перекрывает движение воды в другие ильмени, находящиеся дальше от Волги. При строительстве мостовых переходов не были предусмотрены надлежащие места пропуска воды: в ряде случаев сооружены даже не мосты, а дамбы, и водопропускные трубы под ними, равно как и переходы под мостами засорены, заилены и воду не пропускают. Пропуск воды также затруднен зарослями камыша, которые системно не выкашиваются.

Шеин* считает, что необходимо создать официальный реестр ильменей с описанием их геодезических параметров - по его данным, такие работы начались до 2022 года, но информацией об их завершении политик не располагает. Также необходим мониторинг пропуска воды частными предпринимателями, которые арендовали под прудовое рыбоводство отдельные ильмени, и расторжение договоров аренды при блокировании ими пропуска воды. Кроме того, нужна разволовка ильменей от многочисленных бесхозных дамб, расчистка водопропускных труб с заменой их на трубы большего диаметра при необходимости и углублением прохода под мостами. Шеин* также отметил, что следует закупить камышекосилки, нанять работников и методично убирать заросли тростника. Помимо этого, необходимо увеличить финансирование закупки энергии для насосных станций и оплачивать ее авансом, не позднее второго квартала. "Абсолютно понятно, что ничего этого нынешнее руководство области, воспринимающее Астрахань как место ненавистной ссылки, делать не будет", - заявил Олег Шеин*.

Политик предоставил корреспонденту “Кавказского узла” письмо Волжского межрайонного природоохранного прокурора Селиванова, присланное в ответ на его депутатский запрос в ноябре 2018 года (документ №7-427-2018/2490 имеется в распоряжении “Кавказского узла”). В нем глава надзорного ведомства сообщает, что после обращения Шеина* была проведена проверка "исполнения законодательства при использовании ЗПИ", которая показала, что региональные власти прилагают усилия для решения проблемы, связанные с низкой проточностью ильменей: строятся шлюзы-регуляторы, исполняются решения суда по искам природоохранной прокуратуры. Селиванов также сообщил депутату Шеину*, что мероприятия по экологической реабилитации более 30 водных объектов, по проектированию и строительству 17 водорегулирующих ГТС в зоне ЗПИ вошли в приоритетный проект "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" (часть нацпроекта "Экология"). Природоохранный прокурор также сообщил о выявленных нарушениях закона: так, ведомство изъяло у арендатора водный объект - Залив Хабата в Лиманском районе. По факту незаконной добычи соли на соленом озере "Донское" прокуратура инициировала уголовное дело. Селиванов заявил, что разделяет мнение депутата Олега Шеина* по поводу необходимости создания единой системы управления ЗПИ. По этому поводу межрайонная природоохранная прокуратура направила в региональную Службу природопользования и охраны окружающей среды соответствующую информацию.

Астраханский политолог Михаил Долиев* внимательно прослушал последнее обращение экоактивистов к губернатору Бабушкину по поводу экологического бедствия в ЗПИ. Он отметил, что в соцсетях существует еще несколько петиций прошлых лет по этому поводу, адресованных Путину.

"В новейшем обращении люди просят присвоить этим территориям статус “нерестилищ”, но такого статуса в российском законодательстве нет. Есть так называемая ООПТ, особо охраняемая природная территория. Как правило, к таким территориям относятся заповедники, национальные парки и прочее. Представьте, как обрадуются нефтегазовые корпорации РФ, ведущие активную добычу и разведку в северном Каспии, если территорию Астраханского заповедника начнут расширять", - сказал Долиев* корреспонденту "Кавказского узла".

Политолог считает, что само по себе присвоение какого-либо статуса Западным подстепным ильменям ничего не даст. Он вспомнил, что пять лет назад губернатор Бабушкин пообещал присвоить Астраханской области “статус стратегически значимой территории”. "Сегодня никто уже не помнит, что такое вообще было. Также в Астрахани тысячи домов имеют статус памятника культурного наследия, но это не спасает строения от уничтожения", - констатировал Долиев*.

Он связывает обмеление ЗПИ в первую очередь с климатическими изменениями и деятельностью человека. "Отступает Каспий вследствие того, что уменьшается количество воды, приносимой Волгой. Волга же мелеет потому, что в верховьях реки стало меньше выпадать снега, зимы стали короче и теплее. Одна из причин, почему вода не идет в ильмени - постоянное углубление Волго-Каспийского канала, а сегодня этот канал имеет военно-стратегическое значение - по нему проходят пути снабжения из Ирана", - отметил Долиев*.

Политолог отметил, что в медиа Татарстана и других верхневолжских регионов встречаются упреки, якобы “в угоду астраханцам сбросили больше воды, и их водохранилища теперь стоят пустые”, тогда как астраханцы и волгоградцы продолжают требовать больших объемов воды. По его мнению, для разрешения конфликта нужна выработка научной программы и комплекса мер, что делать с Волгой и каскадом водохранилищ дальше. Кроме того, по его мнению, в районе ЗПИ нужно создать особые гидротехнические сооружения для того, "чтобы вода не уходила так быстро, как сегодня". Для этого, по словам Долиева*, нужны научные исследования, расчеты, согласования, общественные обсуждения и, самое главное, контроль со стороны общества.

"Даже в древних цивилизациях азиатского способа производства люди объединялись в общины и государства, чтобы построить гидромелиоративные сооружения. В России же сделали ставку лишь на милитаризацию. Для строительства гидротехнических сооружений для ЗПИ нужны миллиарды рублей, а сегодня они есть только на военные расходы", - посетовал Долиев*.

Он также сослался на опыт строительства дамб для защиты от наводнений, в Нидерландах: по словам Долиева*, там правительство и проектировщики "очень внимательно отнеслись к замечаниям рыбаков и экологов о том, что дамбы перекроют нерестилища голландской сельди". "После чего проект был серьезно переработан, без экономии средств. Но в условиях путинского режима обращение ничего не даст", - заключил Михаил Долиев*.

Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* внесены в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор: