Процедура изъятия земельных участков прописана в федеральном законодательстве, но это крайняя мера. В случае нецелевого использования как правило речь идет о сносе незаконных построек, указали юристы. Обычно угроза сноса звучит на фоне искусственно созданных проблем с документами, добавили жители Чечни.
Как писал "Кавказский узел", земельные участки, использование которых не соответствует их целевому назначению, будут изыматься. Власти намерены провести мониторинг использования в коммерческих целях переданных жителям участков, заявил Совбез Чечни. Критерии изъятия участков не прописаны, указали пользователи соцсети.
21 мая 2025 года в официальном Telegram-канале Совбеза Чечни Адам Кадыров упомянут как секретарь Совета безопасности Чеченской республики, также он обозначен и на странице ведомства в Instagram*, хотя официальных сообщений о его назначении не публиковалось. Правозащитники, опрошенные “Кавказским узлом”, отметили, что назначения на должности детей Рамзана Кадырова являются "делом семейным", говорится в опубликованной "Кавказским узлом" биографической справке об Адаме Кадырове.
Изъятие участков в Чечне регулируется федеральными законами
Как писал "Кавказский узел", 21 мая 2025 года в официальном Telegram-канале Совбеза Чечни Адам Кадыров упомянут как секретарь Совета безопасности Чеченской республики, также он обозначен и на странице ведомства в Instagram*, хотя официальных сообщений о его назначении не публиковалось. Правозащитники, опрошенные “Кавказским узлом”, отметили, что назначения на должности детей Рамзана Кадырова являются "делом семейным", говорится в опубликованной "Кавказским узлом" биографической справке об Адаме Кадырове.
Статья 6 закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает специальный порядок изъятия сельхозземель за неиспользование/использование с нарушением закона, сообщила адвокат Марина Агальцова.
"Ключевой фрагмент (в редакции после 05.12.2022) разъясняет Россельхознадзор / органы власти: Сначала в рамках федерального земельного контроля (надзора) выявляют нарушение (нецелевое использование, неиспользование и т.п.). Орган надзора выдаёт предписание об устранении нарушения и устанавливает срок. Если в срок нарушения не устранены, орган надзора назначает административное наказание за неисполнение предписания. И только после этого, в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу постановления по административке, этот орган: направляет материалы в уполномоченный орган субъекта РФ и подаёт в Росреестр заявление о запрете регистрационных действий с участком до окончания спора об изъятии. Дальше уже орган субъекта РФ в течение 2 месяцев обращается в суд с иском об изъятии участка (продажа с торгов), что следует из той же ст. 6 закона № 101-ФЗ и общих норм ГК РФ (ст. 285–286 ГК РФ)", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла"..
Адвокат отметила, что норма, регулирующая изъятие земель у собственника только федеральная, при этом средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований.
"Это в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". То есть собственник что-то получит", - пояснила Агальцова.
Важно соблюдение порядка: собственника предупреждают и дают срок на устранение нарушения
Если участок не использовали по целевому назначению более трех лет подряд, например, участок выдавали под строительство, но на нем так ничего и не построено, или на сельхозземле строят дом или склад, его могут изъять, сообщил адвокат Тимофей Широков.
"Однако здесь важно соблюдение порядка: собственника предупреждают и дают срок на устранение нарушения", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению, регулируется статьей 286 Гражданского кодекса, уточнила адвокат Альбина Павлова.
"Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков, если участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется собственником по целевому назначению в течение трёх лет, а также если причинен вред окружающей среде, либо на участке возведена или создана самовольная постройка и не выполнены предусмотренные законом обязанности по её сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями", - рассказала она.
В этом случае при согласии собственника участок подлежит продаже с публичных торгов и ему положена компенсация за участок, указала адвокат.
"Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд", - пояснила Павлова.
Собственник доказывает, что ему нужно дать максимальные деньги, а государство хочет ему дать всегда минимальные деньги
Адвокат Дмитрий Бадеев, который специализируется в делах по земельным спорам, отметил, что сама процедура изъятия не быстрая.
"Часто происходит спор о размере компенсаций. Собственник доказывает, что ему нужно дать максимальные деньги, а государство хочет ему дать всегда минимальные деньги. Так называемая вилка оценочная, которая доказывается годами", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам адвоката, изъятие земельного участка как за нарушения, так и для общественных нужд регулируется только федеральным законодательством.
"В том числе при изъятии земли для государственных, муниципальных нужд, например, для строительства на участке дороги и т. п. компенсация должна быть в любом случае", - пояснил Бадеев.
Он отметил также, что изъятие земельного участка - это крайняя мера, потому что собственник может исправить ситуацию.
"Если к примеру, земля для индивидуального жилого строительства, а на ней выстроили многоэтажный дом, то есть коммерческую недвижимость. В этом случае, если собственник земли упирается и говорит, что ничего не буду делать, не будет, переоборудовать никак, то суд выносит обычно решение в двух вариантах. Первый – привести соответствие, допустим, за полгода. Если уже не вернул в соответствие, то через полгода демонтаж. За свой счет или за счет муниципалитета, но потом собственник выплачивает им деньги. Землю никто-то забирать не будет", - подчеркнул Бадеев.
То есть при демонтаже, например, какого-то нецелевого здания изымать земельный участок у собственника не должны.
Жители Чечни сочли распространенными проблемы с использованием участков
Общественный деятель, знакомый с ситуацией в Чечне, сообщил, что случаев нецелевого использования много и они всё чаще выявляются.
"Я же езжу по сёлам, и вижу, что это эта проблема существует. Конечно, в основном связано с неправильным оформлением собственности на землю. Человек строит типа с разрешения. Потом выясняется, что этого разрешения нет или отменено и естественно, строение сносят. Это частый случай", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам общественника, нередко земельные участки изымают для общественных нужд.
"Когда есть генплан - новостройка или планируют расширять дорогу, изымаются эти земельные участки, но компенсируется, компенсируется. Другой вопрос, в полном ли объёме, как человек хотел бы по рыночной стоимости. Как правило, ниже такой стоимости», - пояснил общественник.
Он отметил, что при наличии построек, которые противоречат целевому предназначению земельного участка, их распоряжаются снести, но сам участок не изымают.
"Заставляют снести, если нужно. Или же заставляют тогда уже за определённые деньги оформить как "положено"", - указал общественный деятель.
Люди начинают потихоньку строиться, а когда приходит время проводить к дому коммуникации (электричество, газ, воду), на что надо получить разрешение, «вдруг» выясняется, что участок был выделен как бы незаконно
Читатель "Кавказского узла" назвал угрозы изымать землю у жителей Чечни "схемой отъема денег у населения", по его словам, она применяется давно.
"Самый простой прием. Сначала администрация населенного пункта (города или села), продает населению земельные участки под строительство. Люди начинают потихоньку строиться, а когда приходит время проводить к дому коммуникации (электричество, газ, воду), на что надо получить разрешение, «вдруг» выясняется, что участок был выделен как бы незаконно. Человек бежит разбираться в администрацию, показывает бумаги, а там ему объясняют, что выделенная ему земля либо находится в какой-то там «красной» или «зеленой зоне», или что его участок относится к категории земель сельхозназначения, и строить на нем дом было нельзя, и все постройки будут снесены. Понятное дело, владелец, вложивший в строительство немалые деньги, начинает метаться в панике, и тут на него выходит «доброжелатель» из числа сотрудников администрации. Объясняет, что решить вопрос можно без особых проблем. Для этого надо «всего лишь» заплатить определенную сумму (сейчас уже около миллиона рублей), после чего администрация обратится в суд, где официально откажется от своих претензий, судья в курсе и примет нужное решение, после чего участок уже официально (во второй раз), перейдет в собственность хозяина", - написал он.
По его словам, его знакомый пару лет назад попадал в такую ситуацию. "Приобрел земельный участок со всеми необходимыми документами, проверил у нотариуса достоверность документов на землю, затем в администрации, все было законно, а когда он уже построил фундамент и стены, ему объявили, что документы на его и соседние участки были аннулированы, и землю надо выкупать повторно. Цена вопроса - какие-то жалкие 500 тысяч рублей. Отдал, как и все другие. Так что ничего нового в угрозах Совбеза изымать у владельцев земельные участки, используемые не по назначению, нет. Ничего личного, это «бизнес». Кто-то просто «делает деньги»", - считает читатель.
«Руководство ведомства призвало взрослых не допускать управления автомобилем детьми, не прошедшими специального обучения, напомнив о тяжких последствиях таких необдуманных поступков», - указано в тексте к соответствующему ролику, опубликованному в Инстаграм «ЧП Чечня» (https://www.instagram.com/p/DRXNgbIiNA7/). Особо было подчеркнуто, что в такого рода случаях наказываться будут родители и законные представители нарушителей.
В данном случае с представителями УГИБДД трудно не сгогласиться – несовершеннолетним не место за рулем автомобилей. Но есть один маленький нюанс. Почему, интересно, они не проводили и не поводят таких «разъяснительных» бесед и не наказывают главу Чечни, чиновников различного уровня и силовиков, чьи несовершеннолетние дети раскатывают по улицам городов и населенных пунктов на дорогих иномарках, не только нарушая ПДД. но еще и устраивая аварии? Больше того. Ни один сотрудник ГИБДД, даже высокого ранга не смеет даже останавливать эти авто. Как объяснить такой избирательный подход к нарушителям? Или законы России писаны не для всех ее граждан, а лишь для простолюдинов?
Сотни, если не тысячи жителей Грозного, Гудермеса, Аргуна, Курчалоя и других крупных населенных пунктов Чечни лишились своих домовладений, просто потому что власть решила расширить центральные улицы, построить там какие-то коммерческие и иные объекты, многоэтажки или виллы для себя и своих приближенных. Хозяева. попавших под снос домов, частных магазинов и т.д.. в лучшем случае получали и получают какие-то мизерные деньги, или же им возводят какие-то типовые дома где-то на отшибе. И они еще должны радоваться этому и благодарить на камеру руководство республики «за проявленную заботу».
Яркий пример того, как местные чиновники относятся к гражданам, случился лет 10-12 тому назад, когда пост мэра Грозного занимал родственник главы Чечни Ислам Кадыров (тот самый, что «прославился» пытками женщин электрошокером прямо в своем рабочем кабинете). При нем местных жителей. имеющих задолженности по ЖКУ массово отключали от электро и газоснабжения, причем делалось это в зимнее время. В одном случае местные жительницы решили встретиться с градоначальником, чтобы попросить не принимать столь жестких мер. Тот явился на встречу почти через 2 часа, и все это время его охрана держала женщин на морозе, не давая им уйти («ждите, раз пришли»).
Мэр, как рассказывали очевидцы, сразу же «взял быка за рога», и выдал примерно следующее (цитирую по памяти): «Я знаю, вы нас проклинаете, а мы говорим «Аминь, обратно»». Вы можете жаловаться хоть в суд, хоть в прокуратуру, там везде сидят наши люди. Мы делали, и будем делать все что захотим, и никто нам не указ, потому как мы сегодня власть». О чем еще можно говорить?