Практика преследования за рекламу на площадках компании Meta* еще только формируется в России, а за рекламу сомнительных приложений и финансовых пирамид чеченским блогерам грозит административная или уголовная ответственность.
Как писал "Кавказский узел", блогеры, которые размещают рекламу сомнительных приложений и финансовых пирамид, должны быть привлечены к ответственности, заявили пользователи чеченского паблика, комментируя сообщение силовика о признаках финансовой пирамиды в приложении, рекламируемом в соцсетях.
Ситуацию с рисками для чеченских блогеров прокомментировали "Кавказскому узлу" медиаюрист Светлана Кузеванова, юрист Патимат Абдулаева, адвокат Вадим Прохоров, юрист Центра защиты прав человека "Мемориал" (организация включена в реестр иностранных агентов), а также политолог из Чечни Руслан Кутаев (включен в реестр иностранных агентов).
Грань между рекламой и информированием очень тонка, что осложняет вопрос о нарушении, отметила Светлана Кузеванова. «Реклама финансовых услуг очень строго регламентирована, и если населению предлагаются займы, вклады, кредиты или прочие финансовые активности в нарушение требований закона, то такая реклама будет ненадлежащей. Реклама на запрещённых площадках недопустима, но информирование там не под запретом. Если блогер высказывает свое личное мнение о каком-то продукте, делится своим пользовательским опытом, то это информирование. Но грань тонка, и если [блогер] будет излишне привлекать внимание к товару, например, то это могут расценить как рекламу», - сказала она.
По ее словам, на сегодняшний день известно об одном деле о рекламе в Instagram*. «Дело пока на рассмотрении, и будет ли штраф, неизвестно. Омское УФАС впервые [в России] возбудило дело против блогера за рекламу в Instagram* после 1 сентября, когда вступил запрет. Они проверили два поста. Первый был про день рождения студии макияжа с упоминанием брендов одежды, но его признали размещенным до запрета, поэтому придрались только к отсутствию пометки "реклама". Второй пост оказался интереснее, поскольку там блогер распаковывал косметику и сказал что-то вроде "не знаю, что за бренд, но [имя и фамилия] посоветовала, девочки, надо брать". ФАС восприняла его буквально как рекламу. Пока привлекают ИП-распространителя, которого признали и рекламодателем. Ситуация любопытная, потому что это первое дело по новым правилам», - рассказала юрист.
Дела возбуждались не просто из-за рекламы, а в основном из-за того, что были пострадавшие
Если есть пострадавшие от рекламы пирамиды, то дело возбуждается по статье о мошенничестве, указала Патимат Абдулаева. «Наши депутаты так быстро шлепают эти статьи, что за ними не успеть. Поэтому я точно не могу сказать, как сейчас на эти пирамиды действует закон, но какое-то время назад их квалифицировали как мошенничество, если возбуждали уголовное дело. Еще важный момент: как правило, дела возбуждались не просто из-за рекламы, а в основном из-за того, что были пострадавшие люди», - сказала она.
В январе 2021 года в полицию обратилось около 600 жителей Кабардино-Балкарии, пострадавших от мошеннической схемы с участием местных блогеров, которые рекламировали вклады под высокие проценты. В прокуратуре заявили, что ущерб от действий мошенников составил 911,7 миллиона рублей.
За рекламу финансовых пирамид блогеров могут привлечь к административной или уголовной ответственности, уверен адвокат Вадим Прохоров. "Их могут наказать в виде административной ответственности по статье 14.1 КоАП за незаконную предпринимательскую деятельность. Там штраф до 50 тысяч рублей. Но есть важный момент: знал ли блогер о незаконности схемы и получал ли от этого выгоду. Если знал, то это уже может быть более серьезное наказание - статья 172.2 УК РФ "Организация деятельности по привлечению денежных средств", наказание до 6 лет лишения свободы", - сказал он.
По его словам, если блогер просто разместил пост за деньги, не зная о пирамиде, это административная ответственность. «Если он был в доле, получал процент и активно вовлекал людей - это уже организация преступной деятельности. В деле из КБР, как я понял, блогеры были именно участниками схемы, а не просто рекламодателями. Они получали процент от привлеченных клиентов, создавали группы, выполняли функции агентов пирамиды. Это не просто размещение рекламного поста, а активное участие в организации преступной деятельности. Именно поэтому там статья 172.2 УК РФ»,- объяснил он.
Рекламу в приложениях Meta* закон запрещает с 1 сентября, но этот запрет пока невыполним для миллионов пользователей, указал юрист ЦЗПЧ "Мемориал", попросивший не публиковать его имя.
Это не будет носить массовый характер
"Размещение коммерческой рекламы в Instagram* и WhatsApp* нарушает требования статьи 15.3 КоАП о запрете рекламы в продукции экстремистских организаций. Meta признана экстремистской, ее деятельность запрещена. Но массовых преследований за размещение рекламы пока нет. Возможно, нужно время, чтобы мы о них узнали. Мне кажется, что власти закрывают глаза, понимая, что миллионы россиян продолжают пользоваться этими платформами, зарабатывают деньги, для многих это основной источник дохода. Конечно, будут случаи возбуждения дел и привлечения к ответственности, но это не будет носить массовый характер", - считает он.
В сентябре власти Чечни начали "регистрацию блогеров", которая обязательна для тех, у кого более 10 тысяч подписчиков. Помощник главы Чечни Амир Сугаипов пообещал, что все, кто не выполнит требования, "будут стерты из соцсетей".
Регистрация блогеров в Чечне - это прежде всего инструмент контроля и запугивания, заметил в свою очередь Руслан Кутаев. "Привлекать к ответственности стало проще не технически, а психологически - блогеры теперь на карандаше, они знают, что власти имеют их данные. Это создает атмосферу самоцензуры. Власти используют "нормы ислама" для лояльности режиму, а не для регулирования рекламы", - сказал он.
По его словам, чеченская блогосфера не изменилась кардинально. "Там как не было критики, так и ее не появилось после регистрации. Те, кто не согласен, либо молчат, либо уехали. Регистрация была нужна не для борьбы с финансовыми пирамидами, а для тотального контроля над информационным пространством в республике", - указал он.