Ролик с пояснениями оштрафованного за съемки налета беспилотников на Каспийск преследует целью категоричное напоминание жителям Дагестана о последствиях публикации подобных видео.
Как писал "Кавказский узел", в Дагестане введен запрет на публикацию информации о терактах, ударах дронов ВСУ, дислокации сил Минобороны и важной инфраструктуры. Указ об этом подписал глава Дагестана Сергей Меликов 14 октября.
За запрета нарушение предусмотрен штраф в соответствии со статьей 2.1.2 КоАП Республики Дагестан. Правоохранительные органы уже начали применять новые нормы на практике. Так, в отношении жителя Махачкалы, распространившего в интернете видеозапись с беспилотником, составили протокол об административном правонарушении. Материал направлен в суд, цитировало 11 ноября пресс-службу правительства республики РБК.
Ролик с пояснением жителя Каспийска, который не называет свое имя, но говорит о том, что является отцом шестерых детей, оштрафованным за съемку атаки дронов 1 декабря, опубликовал ряд популярных дагестанских пабликов. «Я отделался штрафов. Не отправляйте эти видео никому», - заявил герой ролика. В частности, по состоянию на 14.30 мск 11,5 тысяч просмотров собрал этот ролик в телеграм-паблике «ЧП Дагестан» с аудиторией в 102,7 тыс. подписчиков.
Глава ОНК Дагестана Шамиль Хадулаев считает слова отца шестерых детей правдивыми. «Его слова не вызывают сомнения у меня. Смысл этого ролика в том, чтобы предупредить всех, что есть опасность наказания за публикации таких видео. Он об этом четко сказал», - сказал он «Кавказскому узлу».
Но, по его словам, жители Дагестана вряд ли будут учитывать такие предупреждения о запрете сьемок. «Народу указ Меликова, что есть, что нету. Он для них не Госдума, чтобы указы становились законом и всех наказывали по закону. Многие все еще даже не знают про такой указ и запрет», - отметил он.
Полковник МВД в отставке, кандидат юридических наук Амир Колов считает, что опубликованный ролик мог быть записан с подачи властей, чтобы предотвратить публикации видеоматериалов с БПЛА.
«Я считаю, что данный видеоролик является предупреждением о том, что распространение информации об атаках дронов может повлечь уголовную ответственность. Но проблема в том, что это не имеет какой-либо пользы ни для сохранения жизни и здоровья людей, ни для улучшения имиджа руководства Дагестана, а наоборот, является правовым и психологическим воздействием на жителей Дагестана, чтобы принудить их умалчивать сведения об опасности для народа и тем самым подавить чувство общественной солидарности», - сказал Колов корреспонденту «Кавказского узла».
По его словам, обоснованность указа Меликова является сомнительной. «Во-первых, люди имеют право и должны знать о том, что имеется подобная опасность для их жизни и здоровья. Во-вторых, запрет распространения подобной информации не несет никакой пользы людям, так как в случае нанесения ударов дронами и причинения вреда людям, подобная информация в условиях Дагестана, где люди более сплоченны и коммуникабельны, чем в некоторых других регионах России, распространяется устно, но может иметь эффект искажений фактических обстоятельств дела», - отметил Колов.
Он уверен, что государство обязано проводить агитационно-профилактическую работу по противодействию атакам дронов. «(Власти) обязаны давать публичную правовую, техническую оценку каждому факту (атак), в целях защиты жизни и здоровья каждого гражданина, как высшей ценности, закрепленной в Конституции России. По моему мнению, запрет распространения подобной информации или укрывательство данных фактов органами государства равносилен сокрытию сведений о распространении болезней или иной угрозы», - подчеркнул Колов.
Ролик преследовал цель предупредить о возможном наказании, заявил дагестанский журналист, не пожелавший публиковать свое имя. «Конечно, такие видеообращения работает в поддержку запрета, введенного Меликовым в Дагестане. Аналогичные запреты действуют и в других регионах страны», - сказал он «Кавказскому узлу».
По его словам, опубликованный ролик вызывает доверие. «Такие случаи, когда население выкладывает видео работы ПВО или движения БПЛА - не единичные. И, в целом по стране, а также в Дагестане - это не первый задержанный за подобное нарушение человек», - отметил собеседник.
Напомним, что в сентябре власти Северной Осетии ввели запрет на публикацию фотографий и видеозаписей атак беспилотников, работы ПВО и последствий атак. Аналогичные нормы уже действуют и в других регионах юга России – в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Адыгее и Калмыкии. 28 августа стало известно, что в Ростовской области два человека оштрафованы по административной статье за съемку последствий атак беспилотников.